Проблема правонарушения среди несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы - «Проблема правонарушений среди несовершеннолетних» - актуальна в силу того, что, во-первых, проблема правонарушений и ответственности за них, на сегодняшний день, является одной из острейших проблем, как в юридической науке, так и в юридической практике, во-вторых, с каждым годом число правонарушений в Российской Федерации увеличивается, появляются новые виды деятельности преступников, а следовательно, и новые виды правонарушений. Это связанно с большим числом различных факторов: исторических, культурных и социальных. В-третьих, детальное рассмотрение теоретических знаний о правонарушениях и мерах борьбы с ними в лице юридической ответственности, поможет достичь практической цели: разработать и осуществить такие научно обоснованные мероприятия, которые помогли бы снизить влияние таких социально-отрицательных, можно даже сказать, социально-опасных явлений как правонарушения.

Работа содержит 1 файл

Курсова работа № 2.docx

— 51.12 Кб (Скачать)

Введение

     Тема  данной курсовой работы - «Проблема правонарушений среди несовершеннолетних» - актуальна в силу того, что, во-первых, проблема правонарушений и ответственности за них, на сегодняшний день, является одной из острейших проблем, как в юридической науке, так и в юридической практике, во-вторых, с каждым годом число правонарушений в Российской Федерации увеличивается, появляются новые виды деятельности преступников, а следовательно, и новые виды правонарушений. Это связанно с большим числом различных факторов:  исторических, культурных и социальных. В-третьих, детальное рассмотрение теоретических знаний о правонарушениях и мерах борьбы с ними в лице юридической ответственности, поможет достичь практической цели: разработать и осуществить такие научно обоснованные мероприятия, которые помогли бы снизить влияние таких социально-отрицательных, можно даже сказать, социально-опасных явлений как правонарушения.

     Объектом  исследования является – отношения, возникающие при совершении правонарушений несовершеннолетними.

     Предмет - правонарушения несовершеннолетних, как социальная проблема.

     Методы  исследования: анализ теоретических  положений по проблеме правонарушений среди несовершеннолетних; анализ научной, учебно-методической литературы и Нормативных правовых актов Российской Федерации.

     Цель исследования – проанализировать особенности правонарушений несовершеннолетних.

     Задачи:

    1. Раскрыть понятия, признаки и виды правонарушений.
    2. Выявить отличительные черты несовершеннолетнего преступника.
    3. Дать понятие судимости.
    4. Выявить факторы, влияющие на погашение судимости
    5. Изучить профилактическую работу с несовершеннолетними преступниками.
    6. Раскрыть понятие комиссии по делам несовершеннолетних и определить ее основные задачи.

     Одной из самых актуальных и социально  значимых задач, стоящих перед нашим  обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности  их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена  не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная  криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних; криминальными  группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления, и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер, а такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального  равновесия и благополучия.

     В России на протяжении последних 10-15 лет  отмечается тенденция к социальной и нравственной деградации молодого поколения – рост подростковой и  молодежной преступности. Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию важно  определить первопричину асоциальных  проявлений, создать перспективные  направления воспитания и социализации человека, разработать и реализовать  с учетом этих направлений систему  работы с несовершеннолетними правонарушителями.

     Качественные  характеристики преступности несовершеннолетних претерпевают существенные изменения. Доля преступлений, относящихся к  категории тяжких, в структуре  преступности несовершеннолетних существенно  возросла по сравнению с предшествующими  десятилетиями, что соответствует тенденции роста доли тяжких преступлений в структуре преступности в России в целом.

     Спецификой  социального статуса несовершеннолетних обусловлен довольно ограниченный круг их преступных деяний. Кражи, грабежи, разбои, изнасилования, завладение транспортными  средствами без цели хищения исчерпывают  перечень наиболее часто совершаемых  подростками противоправных деяний.

     Специфику структуры и характера преступности несовершеннолетних, а также возрастные и психические особенности несовершеннолетних преступников необходимо учитывать, определяя  приоритетные направления и формы  профилактики этого явления.

     И здесь одним из путей совершенствования  системы профилактической работы является взаимодействие образовательных учреждений с субъектами и институтами пенитенциарной системы, взаимодействие нацеленного  на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого  процесса.

     Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Во введении показана актуальность проблемы, обозначены цель, задачи, предмет и объект. В первой главе подробно раскрыто понятие правонарушения, выделена преступность, как социальная проблема, также описываются отличительные черты личности несовершеннолетнего преступника. Во второй главе рассмотрена система профилактической работы с несовершеннолетними. В заключении приводятся выводы по исследованной проблеме.

     Проблемы  правонарушений среди несовершеннолетних в современной литературе представлены: в Нормативно правовых актах (Конституция РФ; Уголовный Кодекс РФ; Уголовно – исполнительный кодекс РФ и др.) так же и в Учебных пособиях таких авторов как: Бакаев А.А.; Тюрина Э.Ю.; Василькова Ю.В. и др. 

Глава 1. Общая характеристика правонарушений

1.1 Понятие, признаки  и виды правонарушения

       Правонарушение - виновное, противоправное действие (бездействие) лица, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам. Правонарушение представляет собой виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние праводееспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность.

     Любое правонарушение имеет ряд весьма характерных признаков и черт, которые выделяют его среди других юридических явлений и отражающих их понятий. В их числе можно указать  на следующие. Любое правонарушение - это всегда определенное деяние, находящееся  под постоянным контролем воли и  разума человека. Это волевое, осознанное деяние, выражающееся в действии или  бездействии человека. Не могут рассматриваться  в качестве признаков правонарушения, например, черты характера, образ  мыслей или личные качества человека. Однако если они проявляются в  конкретных противоправных деяниях - действиях  или бездействии, наступают юридические  последствия.

     Противоправность  - следующий важный признак правонарушения. Не всякое деяние - действие или бездействие - является правонарушением, а лишь то, которое совершается вопреки правовым велениям, нарушает закон1. Конкретным выражением противоправности деяния могут служить либо нарушение запрета, прямо установленного в законе или в любом ином нормативно-правовом акте, либо невыполнение обязательств, возложенных на субъекты права законом или заключенным на его основе договором. Одним из важнейших признаков правонарушения является наличие вины.

     Все правонарушения принято подразделять на две группы проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения). Проступок - действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью. Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).

     Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести. В странах англо-саксонской правовой семьи распространено деление преступлений дополнительно на мисдиминоры и фелонии. В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность - уголовную, административную, гражданскую. 
 

     1.2. Преступность несовершеннолетних как социальная проблема

     Преступность  несовершеннолетних означает совокупность всех фактически совершенных противоправных деяний на определенной территории за определенный отрезок времени, за каждое из которых предусмотрено уголовное наказание.

     Согласно  российскому уголовному законодательству общий возраст наступления уголовно-правовой дееспособности – 16 лет, а в отношении  преступлений, обладающих высокой степенью общественной опасности – 14 лет. К  криминологическим особенностям преступности несовершеннолетних можно отнести: ярко выраженный групповой характер (примерно 2/3), высокий удельный вес  преступников мужского пола (более 90%), латентность, преимущественно корыстную  и корыстно-насильственную направленность и др.

     Преступность  несовершеннолетних во всем мире является одной из самых актуальных социальных проблем. Рост такой преступности характерен, прежде всего, для развитых капиталистических  стран. К основным причинам преступности несовершеннолетних относят безработицу, неуверенность молодых людей  в будущем, неудовлетворенность  современным способом управления обществом.

     В целом рост подростковой преступности является симптомом, предвестником  нарастающих социальных катаклизмов  в стране.

     Экономическое положение играет роль социального  катализатора, который может усиливать  или замедлять рост преступности среди несовершеннолетних. Так же преступность среди несовершеннолетних,  является следствием глобального «социального аутсайдерства», когда молодежь и дети отказываются вне существующего общества, выталкиваются из него. Это происходит в результате дефектности социализации, которая стала носить стихийный, неуправляемый характер. Российское общество утрачивает систему социального контроля над процессом становления подрастающего поколения, многие традиционные институты социализации, такие как семья, школа, детские и молодежные организации, теряют свое значение, а на смену им, кроме «института улицы и подворотни», ничего не пришло.

     Отмеченные  негативные социальные процессы создают  предпосылки для резкого роста  преступности несовершеннолетних.

     В настоящее время нет ни одного субъекта РФ, в которых были бы учреждения всех уровней профилактики. Широкий  и разноплановый характер деятельности по предупреждению правонарушении и  преступлений несовершеннолетних, вовлечения в нее учреждений разных ведомств и органов управления этими учреждениями разного уровня определяет чрезвычайную важность задачи координации их усилий. Единственным путем решения этой проблемы является разработка государственной  политики предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, основные положения которых должны быть закреплены законодательно.

     Василькова  Ю.В.2 выделяет следующие виды правонарушений.

     По  областям регулируемых отношений правонарушения различаются:

  1. гражданские - правонарушения в области гражданского законодательства.
  2. трудовые - правонарушения по поводу выполнения трудового законодательства.
  3. уголовные - правонарушения, подводящиеся под уголовную ответственность
  4. административные - правонарушения, за которые настоящим Кодексом или законами, субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.
  5. процессуальные

     По  общественной опасности правонарушения принято делить на:

  1. преступления
  2. иные правонарушения (проступки, деликты) - административные, дисциплинарные, гражданско-правовые.

     Существует  также классификация правонарушений на основе наличия экономических, социальных, политический отношений общества. В  связи с этим различают три  вида правонарушений:

  • в области экономических отношений (собственность, труд, распределение, и другие)
  • в области социально - бытовых отношений (семья, быт, общественный порядок)
  • в сфере управления (деятельность государственного аппарата, общегражданские обязанности).

     Можно также различать правонарушения, посягающие на:

  • духовные или материальные блага
  • общественные или личные интересы

     Причины роста преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, связаны  с противоречиями общественного  развития. Системный кризис, переживаемый в стране с начала радикальных  преобразований в экономике, сопровождается возникновением новых и обострением  ранее имевшихся противоречий.

     Неблагоприятная социальная среда воздействует, прежде всего, на личность, не способную по своим свойствам ей противостоять. Незанятость как определенное состояние, интегрирующее многие негативные стороны  действительности, заключает в себе сильный криминогенный заряд. С  незанятостью в значительной степени  связан наблюдаемый рост правонарушающего поведения среди несовершеннолетних. Незанятость как одна из форм изолированности  от общества выполняет для определенной части подростков и молодежи функции  объединяющего начала. Связанные  с возрастом психологические  особенности не позволяют подросткам, попавшим в отвергнутое положение, находиться в изоляции, вызывают стремление найти равные по социальному статусу  лиц и объединиться с ними.

Информация о работе Проблема правонарушения среди несовершеннолетних