Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование признания гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать общую характеристику безвестного отсутствия и его последствий;
рассмотреть основания объявления гражданина умершим;
рассмотреть порядок признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим и некоторые проблемы последствий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗВЕСТНОГО ОТСУТСТВИЯ И ОБЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ КАК ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА 6
1.1.БЕЗВЕСТНОЕ ОТСУТСТВИЕ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ 6
1.2.ОБЪЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ 16
2.ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ ИЛИ УМЕРШИМ 21
2.1.ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ ИЛИ ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

2 Признание гражданина безв.docx

— 48.50 Кб (Скачать)

Семьи безвестно отсутствующих граждан  приравниваются по пенсионному обеспечению  к семьям умерших, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке. При этом семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших вследствие военной травмы. Аналогичная правовая норма содержится и в ст. 28 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, согласно которой семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте.

В соответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» членам семей  военнослужащих, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей предоставляются льготы, установленные для членов семей погибших (умерших) военнослужащих.

Анализ  ст. 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» (с изм. и доп.) и изданных в соответствии с ними подзаконных нормативных правовых актов показывает, что безвестное отсутствие военнослужащего не относится к числу страховых случаев и не является основанием для производства страховых выплат и выплаты единовременного пособия членам его семьи. Указанные выплаты могут быть осуществлены только в случае объявления указанного военнослужащего умершим по решению суда.

Последствия признания лица безвестно отсутствующим  определены законодателем в ст. 43 ГК РФ. Имущество гражданина, признанного  безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом (ст. 43 ГК). Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

Орган опеки и попечительства может  и до истечения года со дня получения  сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом. Последствия признания лица безвестно отсутствующим, не предусмотренные настоящей статьей, определяются законом.

В комментарии к статье 43 ГК, отмечается, что решение суда о признании  гражданина безвестно отсутствующим является достаточным основанием для назначения опеки над имуществом. Опека назначается органом опеки и попечительства по месту нахождения имущества. При необходимости постоянно управлять имуществом оно передается по решению суда в доверительное управление лицу, которое определяется органом опеки и попечительства; он же заключает договор о доверительном управлении. Этот договор регулируется ст. 1012-1026 ГК. Доверительный управляющий вправе в соответствии с этим договором совершать любые действия в интересах безвестно отсутствующего, в т.ч. сделки. Последние он заключает от своего имени, указывая, что действует в качестве управляющего. Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором, и на возмещение необходимых затрат за счет доходов от использования имущества.

Действующим законодательством предусмотрены  и другие последствия признания  гражданина безвестно отсутствующим: прекращается действие выданной им доверенности (ст. 188 ГК); брак с безвестно отсутствующим лицом расторгается в органах загса согласно ст. 19 Семейного кодекса и т.д.

Статьей 252 ГПК РСФСР установлено, что зявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства заявителя. В заявлении должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина. В нем должны быть также отражены сведения, которые указываются в любом поступающем в суд заявлении, а именно:

а) наименование суда, в который подается заявление;

б) наименование заявителя, его место  жительства или, если заявителем является юридическое лицо, его место нахождения, а также наименование представителя  и его адрес, если заявление подается представителем;

в) наименование гражданина, которого следует  признать безвестно отсутствующим, его последнее место жительства;

г) обстоятельства, на которых заявитель  основывает свое требование, и доказательства, подтверждающие изложенные заявителем обстоятельства;

д) требования заявителя;

е) перечень прилагаемых к заявлению  документов.

Согласно  ст. 254 ГПК РСФСР судья при подготовке дела к судебному разбирательству  выясняет, какие лица (родственники, сослуживцы и др.) могут дать сведения об отсутствующем, а также запрашивает соответствующие организации (жилищно-эксплуатационные организации, органы милиции, органы местного самоуправления, воинские части и т.д.) по последнему известному месту жительства и месту работы (службы) отсутствующего об имеющихся о нем сведениях. После принятия заявления судья может предложить органу опеки и попечительства назначить опекуна для охраны имущества отсутствующего.

В соответствии со ст. 255 ГПК РСФСР  дело о признании гражданина безвестно  отсутствующим суд рассматривает с обязательным участием прокурора. Задача прокурора в таком процессе – обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Решение суда, которым гражданин признан  безвестно отсутствующим (ст. 256 ГПК  РСФСР), является основанием для назначения органом опеки и попечительства по месту нахождения имущества отсутствующего опеки над этим имуществом. Имущество  гражданина, признанного судом безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.

Последствия явки или обнаружения гражданина, признанного безвестно отсутствующим, состоят в следующем:

а) суд отменяет решение о признании гражданина безвестно отсутствующим;

б) судебное решение о такой отмене служит основанием для отмены доверительного управления имуществом этого гражданина (ст. 44 ГК РФ).

Безвестное  отсутствие сохраняет предположение, что гражданин жив. При явке или  обнаружении места его пребывания суд новым решением отменяет ранее  вынесенное. Заявление в суд может  быть подано как самим гражданином, так и другими заинтересованными лицами.

Решение суда является основанием для отмены опеки над его имуществом и  прекращения договора о доверительном  управлении. Если брак был расторгнут, то он может быть восстановлен органом  загса по совместному заявлению супругов при условии, что ни один из них не вступил в новый брак (ст. 26 Семейного кодекса).

Признание лица безвестно отсутствующим  не устраняет полностью юридическую  неопределенность, обусловленную его  отсутствием в месте жительства. Поэтому продолжительное отсутствие гражданина при невозможности установить его местопребывание может служить основанием к предположению о его смерти.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.ОБЪЯВЛЕНИЕ  ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ

Чем больше проходит времени с момента  получения последнего известия о пропавшем без вести, тем более вероятна презумпция его смерти. В связи с этим пытались установить предел жизни человека, но такие попытки весьма условны, ведь люди могут умирать в самом различном возрасте. А если поставить вопрос, прибавляются ли со временем доказательства, на которых основывается презумпция смерти, то оказывается часто, что нет. Важны не столько время, сколько сами фактические обстоятельства, которые вызывают предположение о возможной смерти человека.

В основе признания безвестно отсутствующим  или объявления умершим лежит  презумпция смерти лица, которая может  быть по-разному обоснована. Различаются: безвестное отсутствие – условная презумпция смерти лица, и объявление умершим – безусловная презумпция смерти лица. Г.Н. Амфитеатров, М.Г. Стучинский, А.Г. Потоков считают, что при безвестном отсутствии действует презумпция жизни пропавшего лица, так как принимаемые при этом меры отличаются от тех, какие влечет смерть человека. По нашему мнению, правильнее называть эту презумпцию условной презумпцией смерти. Неизвестность местопребывания лица и утрата всех связей с ним скорей вызывают предположение о его смерти, чем жизни. Признание умершим влечет такие же последствия, как смерть лица. При признании безвестно отсутствующим суду надлежит решить, как поступить с теми или иными правоотношениями исчезнувшего. Каждое такое решение зависит от фактических обстоятельств, требований истца и возможностей обеспечить интересы исчезнувшего. Вот почему целесообразно все-таки публиковать в газетах сообщения о признании лиц безвестно отсутствующими.

Согласно  статье 45 ГК, гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте  его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, – в течение шести месяцев.

Военнослужащий  или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Днем  смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

В соответствии со ст. 45 ГК гражданин  может быть объявлен умершим при  условии, что:

а) объявление производится только судом  и только после усыновления отсутствия сведений о месте его пребывания в продолжение 5 лет, а в определенных случаях– 6 месяцев (если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая). В ранее действовавшем законодательстве этот срок составлял 3 года;

б) отсутствие сведений о гражданине вызвано  невозможностью получить их или выяснить, жив ли он, несмотря на все принятые меры;

в) у гражданина  отсутствуют мотивы к длительному безвестному отсутствию; если он умышленно скрылся по определенным причинам (например, нежелание уплачивать алименты и пр.), то отсутствуют основания к предположению о его смерти.

Порядок судебного производства аналогичен порядку признания гражданина безвестно  отсутствующим (ст. 276-280 ГПК).

Сокращенный срок для объявления гражданина умершим допустим при наличии обстоятельств, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его смерть от несчастных случаев, что чаще всего встречается при катастрофах, стихийных бедствиях и т.п.

Специальный срок установлен в п. 2 для граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями. Он исчисляется не с даты пропажи гражданина, а с момента истечения 2 лет после окончания военных действий, что объясняется необходимостью в ряде случаев принятия длительных мер по возвращению военнослужащих и других граждан к постоянному месту жительства или установлению их гибели.

Согласно  комментариям к ст. 45 ГК, объявление гражданина умершим по правовым последствиям приравнено к естественной смерти. По решению суда производится запись в соответствующей книге органов загса, открывается наследство, брак считается прекращенным. Однако гражданин, объявленный умершим, если он жив, обладает и право-, и дееспособностью.

Доказательством для объявления гражданина умершим  являются не обстоятельства, с достоверностью удостоверяющие его гибель, а лишь особая ситуация, которая дает основание предполагать его смерть. Поэтому объявление гражданина умершим судом нужно отличать от установления судом факта смерти лица в определенное время и от определенных обстоятельств (ст. 264-268 ГПК). Суд устанавливает факт смерти лица при отказе органов загса зарегистрировать событие смерти, если от этого факта зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций (ст. 264 ГПК).

В случае явки лица, объявленного умершим, или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, согласно ст. 46 ГК суд отменяет решение об объявлении его умершим. Независимо от времени своей явки гражданин  может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое  безвозмездно перешло к этому  лицу после объявления гражданина умершим, за исключением случаев, предусмотренных  пунктом 3 статьи 302 ГК.

Лица, к которым имущество гражданина, объявленного умершим, перешло по возмездным сделкам, обязаны возвратить ему это имущество, если доказано, что, приобретая имущество, они знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых. При невозможности возврата такого имущества в натуре возмещается его стоимость.

Информация о работе Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим