Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 19:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование признания гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать общую характеристику безвестного отсутствия и его последствий;
рассмотреть основания объявления гражданина умершим;
рассмотреть порядок признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим и некоторые проблемы последствий.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗВЕСТНОГО ОТСУТСТВИЯ И ОБЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ КАК ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА 6
1.1.БЕЗВЕСТНОЕ ОТСУТСТВИЕ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ 6
1.2.ОБЪЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ 16
2.ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ ИЛИ УМЕРШИМ 21
2.1.ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ ИЛИ ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. М.А. ШОЛОХОВА»
ПОКРОВСКИЙ ФИЛИАЛ
«Гражданское право»
на тему:
«Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим»
Проверил преподаватель: Доцент Ивашина Юлия Александровна
2011 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗВЕСТНОГО ОТСУТСТВИЯ И ОБЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ КАК ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА 6
1.1.БЕЗВЕСТНОЕ ОТСУТСТВИЕ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ 6
1.2.ОБЪЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ 16
2.ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ ИЛИ УМЕРШИМ 21
2.1.ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ ИЛИ ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31
Регулирование
гражданских отношений
Поскольку в случае безвестного отсутствия гражданина в основу можно положить как презумпцию жизни (предположение о том, что гражданин является живым, так как факт его смерти не установлен), так и презумпцию смерти (предположение о смерти продолжительное время отсутствующего гражданина), скорее всего более правильной будет являться позиция, при которой суд не исходит из предположений о жизни, либо смерти гражданина, а просто констатирует факт безвестного отсутствия с целью устранения неопределенности в субъекте отношений.
Если гражданин безвестно
Последствия
вынесения судом решения об объявлении
гражданина умершим законом специально
не предусмотрены, так как они
должны совпадать с теми, которые
имеют место при фактической
смерти гражданина: открытие наследства
в имуществе данного
Таким образом, признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим играет большую роль в гражданских правоотношениях и исследуемая тема достаточно актуальна и интересна для рассмотрения.
Целью курсовой работы является исследование признания гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические материалы исследования различных авторов, учебники и учебные пособия, ГК РФ, ГПК РФ, комментарии к ним и т. д.
Институт безвестного отсутствия был известен еще в римском праве. Во избежание неопределенности и в целях защиты имущества выбывших со своего места жительства лиц в римском праве суду предоставлялась полная свобода в оценке того, находятся ли они в живых. Какого-либо общего руководящего правила у римлян не было, однако последующие толкователи римского права создали две системы постановлений относительно смерти безвестно отсутствующего: систему предельного возраста и систему выжидательной (послеявочной) давности.
Система предельного возраста основывалась на том, что существует предельный срок жизни человека, по истечении которого безвестно отсутствующий предполагался умершим. Указанный срок, например, в Германии, определялся в 70 лет. Система послеявочной давности заключалась в том, что о долговременном отсутствии делается заявление в суде и, если со времени этого заявления истекает установленная давность, например 10 лет, наступают те же юридические последствия, как и при смерти безвестно отсутствующего.
Россия вслед за Германией восприняла систему послеявочной давности. Любое заинтересованное лицо (наследники, казна, кредиторы) могли просить суд об учинении публикации о безвестно отсутствующем и принятии мер к сохранности его имущества. С момента публикации и назначения судом опекуна над имуществом начиналось течение первого 5-летнего срока. В случае явки безвестно отсутствующего в этот период опека отменялась, и имущество принималось явившимся гражданином. Если же в течение 5-летнего срока отсутствующий не объявлялся, суд вторично рассматривал дело о безвестном отсутствии и, исследовав материалы дела, выносил решение о признании лица безвестно отсутствующим. При этом брак, в котором состоял безвестно отсутствующий, мог быть расторгнут по заявлению его супруга, а имущество передавалось в управление наследникам. В течение второго 5-летнего срока безвестного отсутствия наследники не имели еще прав на имущество, но имели права на доходы с него. В случае явки лица оно вправе было требовать возврата имущества, за исключением потребленных доходов. Истечение 10-летнего срока с момента первой публикации означало открытие наследства и утрату безвестно отсутствующим всех прав на имущество. Даже в случае явки его по истечении этого срока он не вправе был требовать возврата ему имущества.
Институт безвестного отсутствия - это совокупность норм, с помощью которых заинтересованные лица добиваются устранения неопределенности правоотношений с отсутствующим участником в целях сведения к минимуму отрицательных последствий такой неопределенности. Признание судом факта продолжительного отсутствия в месте своего постоянного жительства гражданина, в отношении которого не удалось получить сведений о месте его пребывания требует наличия трех обязательных условий для признания гражданина безвестно отсутствующим: а) отсутствие каких-либо сведений о месте фактического пребывания гражданина по месту его постоянного жительства; б) достаточно продолжительный период отсутствия таких сведений; в) невозможность получения этих сведений.
Безвестное отсутствие гражданина как юридический факт согласно ст. 42 ГК признается судом по заявлению заинтересованных лиц, если в течение 1 года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.
При невозможности установить день получения
последних сведений об отсутствующем началом исчисления
срока для признания безвестного
Основная цель признания гражданина безвестно отсутствующим - защита его прав и сохранение имущества, т.к. длительное отсутствие лица и неизвестность его места пребывания создают угрозу этим правам. Страдают и интересы его кредиторов, а также лиц, находящихся на его иждивении. Для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо установить два факта: 1) его постоянное отсутствие в течение года в месте жительства и 2) отсутствие сведений о месте его пребывания и невозможность это место установить.
Порядок признания лица безвестно отсутствующим определен ст. 276 - 280 ГПК. Заявление в суд подается заинтересованным лицом по месту его жительства. Относится ли заявитель к заинтересованным лицам, устанавливает суд; в заявлении должно быть указано, для какой цели ему необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим. Заявитель и суд принимают меры, чтобы установить место пребывания гражданина, выясняют, когда были получены последние сведения о нем.
Особая юридическая проблема - объявление безвестно отсутствующими военнослужащих. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается дата окончания военных действий. Суд рассматривает дело в порядке особого производства с обязательным участием прокурора. При положительном решении начало исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим определяется календарной датой по правилам ч. 2 ст.42 ГК.
Так как безвестное отсутствие военнослужащего
или иного гражданина в связи с военными
действиями и объявление его умершим влечет
значительные изменения в правовом статусе
и связанных с ним
Статья 2 федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и та же статья Закона «О статусе военнослужащих» относят к военнослужащим граждан, находящихся на военной службе по призыву, контракту или проходящих военные сборы в Пограничных войсках, внутренних войсках МВД РФ, железнодорожных войсках, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, инженерно – технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, ФСБ РФ, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки и создаваемых на военное время специальных формированиях.
Ведение военных действий влечет массовые случаи исчезновения, как военнослужащих, так и мирных граждан, оказавшихся по той или иной причине в такой зоне, порождая длительную неопределенность в их судьбе и невозможность разрешить многочисленные вопросы, существенно затрагивающие интересы их близких. Кроме того, в современных условиях известны многочисленные факты захвата заложников, похищений людей и торговля ими, их длительное и насильственное удержание и использование в качестве рабов.
Решение суда о признании военнослужащего безвестно
Информация о работе Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим