Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование признания гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать общую характеристику безвестного отсутствия и его последствий;
рассмотреть основания объявления гражданина умершим;
рассмотреть порядок признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим и некоторые проблемы последствий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗВЕСТНОГО ОТСУТСТВИЯ И ОБЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ КАК ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА 6
1.1.БЕЗВЕСТНОЕ ОТСУТСТВИЕ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ 6
1.2.ОБЪЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ 16
2.ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ ИЛИ УМЕРШИМ 21
2.1.ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ ИЛИ ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

2 Признание гражданина безв.docx

— 48.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. М.А. ШОЛОХОВА»

 

ПОКРОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине:

«Гражданское  право»

 

на тему:

«Признание  гражданина безвестно отсутствующим  и объявление его умершим»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 5 курса

                                                                заочного отделения  

                                                                факультета юридического

                                                                Екатерина Григорьевна Акулова

Проверил преподаватель:  Доцент Ивашина Юлия Александровна

                                               

 

 

 

 

 

2011 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗВЕСТНОГО ОТСУТСТВИЯ И ОБЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ КАК ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА 6

     1.1.БЕЗВЕСТНОЕ ОТСУТСТВИЕ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ 6

     1.2.ОБЪЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ 16

2.ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ ИЛИ УМЕРШИМ 21

     2.1.ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ ИЛИ ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Регулирование гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. Однако случаются такие ситуации, когда в течение длительного  времени сведения о гражданине в  месте его постоянного жительства отсутствуют, и попытки разыскать  такого гражданина не приносят результата. В результате таких ситуаций возникает  неопределенность в субъекте гражданских  правоотношений. Для регулирования  подобных ситуаций законом предусмотрены  специальные правила, которые в  совокупности образуют так называемый институт безвестного отсутствия. С  помощью норм, входящих в этот институт, заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные  органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее  лицо, либо свести к минимуму отрицательные  последствия такой неопределенности.

Поскольку в случае безвестного отсутствия гражданина в основу можно положить как презумпцию жизни (предположение  о том, что гражданин является живым, так как факт его смерти не установлен), так и презумпцию смерти (предположение о смерти продолжительное время отсутствующего гражданина), скорее всего более правильной будет являться позиция, при которой суд не исходит из предположений о жизни, либо смерти гражданина, а просто констатирует факт безвестного отсутствия с целью устранения неопределенности в субъекте отношений.

Если  гражданин безвестно отсутствует  не менее пяти лет, то он может быть объявлен судом умершим. Это не означает, что объявлению гражданина умершим  всегда должно предшествовать признание его безвестно отсутствующим. Основания этих действий во многом совпадают. Однако, хотя в общем случае длительность отсутствия гражданина для объявления его умершим составляет 5 лет, имеются и некоторые особенные случаи. Например, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (как частные случаи: землетрясение, ураган, кораблекрушение и т.д.), то он может быть объявлен умершим по истечении шестимесячного срока, а в случае с военнослужащими или другими гражданами, пропавшими в связи с военными действиями, решение суда об объявлении гражданина умершим может быть вынесено не ранее, чем через два года после окончания военных действий.

Последствия вынесения судом решения об объявлении гражданина умершим законом специально не предусмотрены, так как они  должны совпадать с теми, которые  имеют место при фактической  смерти гражданина: открытие наследства в имуществе данного гражданина, прекращение брака и обязательств гражданина, носящих личный характер. При этом правоспособность объявленного умершим гражданина прекращается только с момента его фактической смерти.

Таким образом, признание гражданина безвестно  отсутствующим или объявление его  умершим играет большую роль в гражданских правоотношениях и исследуемая тема достаточно актуальна и интересна для рассмотрения.

Целью курсовой работы является исследование признания гражданина безвестно  отсутствующим или объявление его  умершим.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • исследовать общую характеристику безвестного отсутствия и его  последствий;
    • рассмотреть основания объявления  гражданина умершим;
    • рассмотреть порядок признания гражданина безвестно отсутствующим  или умершим и некоторые проблемы последствий.

В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические материалы  исследования различных авторов, учебники и учебные пособия, ГК РФ, ГПК РФ, комментарии к ним и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗВЕСТНОГО ОТСУТСТВИЯ  И ОБЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ  КАК ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО  ПРАВА

1.1.БЕЗВЕСТНОЕ  ОТСУТСТВИЕ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

Институт  безвестного отсутствия был известен еще в римском праве. Во избежание неопределенности и в целях защиты имущества выбывших со своего места жительства лиц в римском праве суду предоставлялась полная свобода в оценке того, находятся ли они в живых. Какого-либо общего руководящего правила у римлян не было, однако последующие толкователи римского права создали две системы постановлений относительно смерти безвестно отсутствующего: систему предельного возраста и систему выжидательной (послеявочной) давности.

Система предельного возраста основывалась на том, что существует предельный срок жизни человека, по истечении которого безвестно отсутствующий предполагался умершим. Указанный срок, например, в Германии, определялся в 70 лет. Система послеявочной давности заключалась в том, что о долговременном отсутствии делается заявление в суде и, если со времени этого заявления истекает установленная давность, например 10 лет, наступают те же юридические последствия, как и при смерти безвестно отсутствующего.

Россия  вслед за Германией восприняла систему  послеявочной давности. Любое заинтересованное лицо (наследники, казна, кредиторы) могли просить суд об учинении публикации о безвестно отсутствующем и принятии мер к сохранности его имущества. С момента публикации и назначения судом опекуна над имуществом начиналось течение первого 5-летнего срока. В случае явки безвестно отсутствующего в этот период опека отменялась, и имущество принималось явившимся гражданином. Если же в течение 5-летнего срока отсутствующий не объявлялся, суд вторично рассматривал дело о безвестном отсутствии и, исследовав материалы дела, выносил решение о признании лица безвестно отсутствующим. При этом брак, в котором состоял безвестно отсутствующий, мог быть расторгнут по заявлению его супруга, а имущество передавалось в управление наследникам. В течение второго 5-летнего срока безвестного отсутствия наследники не имели еще прав на имущество, но имели права на доходы с него. В случае явки лица оно вправе было требовать возврата имущества, за исключением потребленных доходов. Истечение 10-летнего срока с момента первой публикации означало открытие наследства и утрату безвестно отсутствующим всех прав на имущество. Даже в случае явки его по истечении этого срока он не вправе был требовать возврата ему имущества.

Институт  безвестного отсутствия - это совокупность норм, с помощью которых заинтересованные лица добиваются устранения неопределенности правоотношений с отсутствующим участником в целях сведения к минимуму отрицательных последствий такой неопределенности. Признание судом факта продолжительного отсутствия в месте своего постоянного жительства гражданина, в отношении которого не удалось получить сведений о месте его пребывания требует наличия трех обязательных условий для признания гражданина безвестно отсутствующим: а) отсутствие каких-либо сведений о месте фактического пребывания гражданина по месту его постоянного жительства; б) достаточно продолжительный период отсутствия таких сведений; в) невозможность получения этих сведений.

Безвестное  отсутствие гражданина как юридический  факт согласно ст. 42 ГК признается судом  по заявлению заинтересованных лиц, если в течение 1 года в месте его  жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения  последних сведений об отсутствующем  началом исчисления срока для  признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года (ст. 42 ГК).

Основная  цель признания гражданина безвестно  отсутствующим - защита его прав и сохранение имущества, т.к. длительное отсутствие лица и неизвестность его места пребывания создают угрозу этим правам. Страдают и интересы его кредиторов, а также лиц, находящихся на его иждивении. Для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо установить два факта: 1) его постоянное отсутствие в течение года в месте жительства и 2) отсутствие сведений о месте его пребывания и невозможность это место установить.

Порядок признания лица безвестно отсутствующим  определен ст. 276 - 280 ГПК. Заявление  в суд подается заинтересованным лицом по месту его жительства. Относится ли заявитель к заинтересованным лицам, устанавливает суд; в заявлении должно быть указано, для какой цели ему необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим. Заявитель и суд принимают меры, чтобы установить место пребывания гражданина, выясняют, когда были получены последние сведения о нем.

Особая  юридическая проблема - объявление безвестно отсутствующими военнослужащих. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается дата окончания военных действий. Суд рассматривает дело в порядке особого производства с обязательным участием прокурора. При положительном решении начало исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим определяется календарной датой по правилам ч. 2 ст.42 ГК.

Так как безвестное отсутствие военнослужащего  или иного гражданина в связи  с военными действиями и объявление его умершим влечет значительные изменения в правовом статусе  и связанных с ним правоотношениях, представляется необходимым уточнить некоторые юридические термины. Прежде всего, возникают закономерные вопросы - кого считать военнослужащим и что понимать под военными действиями? Кроме того, в последние годы, в основном, в связи с событиями на Северном Кавказе, в научных изданиях, нормативных актах и других источниках упоминаются такие термины как «ведение войны», «антитеррористическая операция», «вооруженный конфликт», «локальная война». Это разные, не всегда правовые, понятия, характеризующие различные, довольно сложные процессы и влекущие разные правовые последствия. Причем, не все из них надлежащим образом законодательно закреплены.

Статья 2 федерального закона «О воинской обязанности  и военной службе» и та же статья Закона «О статусе военнослужащих»  относят к военнослужащим граждан, находящихся на военной службе по призыву, контракту или проходящих военные сборы в Пограничных войсках, внутренних войсках МВД РФ, железнодорожных войсках, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, инженерно – технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, ФСБ РФ, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки и создаваемых на военное время специальных формированиях.

Ведение военных действий влечет массовые случаи исчезновения, как военнослужащих, так и мирных граждан, оказавшихся  по той или иной причине в такой  зоне, порождая длительную неопределенность в их судьбе и невозможность разрешить многочисленные вопросы, существенно затрагивающие интересы их близких. Кроме того, в современных условиях известны многочисленные факты захвата заложников, похищений людей и торговля ими, их длительное и насильственное удержание и использование в качестве рабов.

Решение суда о признании военнослужащего безвестно отсутствующим  является основанием для его  исключения из списков воинской  части и назначения членам  его семьи, имеющим на то  право, пенсии по случаю потери  кормильца в порядке, установленном Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (для семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву) и Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (для семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту).

Информация о работе Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим