Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 09:37, контрольная работа
Задачи работы:
• изучение понятия и порядка принудительной ликвидации юридического лица;
• изучение принудительной ликвидации;
• изучение этапов принудительной ликвидации.
Целью работы является изучение принудительной ликвидации юридического лица и способов ликвидации.
Введение. 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЛИКВИДАЦИИ. 4
ГЛАВА 2. СИТУАЦИИ В КОТОРЫХ ПОДАЮТ ИСК НА ПРИНУДИТЕЛЬНУЮ ЛИКВИДАЦИЮ. 4
ГЛАВА 3. ОРГАНЫ, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ НА ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ИСКА О ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА. 10
ГЛАВА 4. ПОРЯДОК ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ЛИКВИДАЦИИ. 14
ГЛАВА 5. ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕССА ЛИКВИДАЦИИ: СНЯТИЕ С УЧЕТА В НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДАХ, ВНЕСЕНИЕ ЗАПИСИ В ЕГРЮЛ. 18
Заключение. 23
Список использованной литературы. 25
На основании вышеизложенного можно составить краткую схему о порядке ликвидации юридических лиц:
Участники юридического лица или его орган, принявший решение о его ликвидации, обязаны немедленно и в письменной форме сообщить об этом органу, зарегистрировавшему его, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в стадии ликвидации. Лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, зарегистрировавшем его, назначает ликвидационную комиссию и устанавливает порядок и сроки ликвидации. С этого момента ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ее основная цель - завершить все юридические связи, которые ликвидируемая организация имела с окружающими лицами7.
Чтобы выявить эти связи ликвидационная комиссия обязана поместить в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц, объявление о ликвидации юридического лица и о порядке и сроках заявления требований его кредиторами (которые не могут быть менее двух месяцев с момента такого объявления). Не ограничиваясь этим, ликвидационная комиссия обязана сама принять меры к выявлению кредиторов, письменно их уведомить о ликвидации; выявить должников ликвидируемой организации и получить с них долг.
По истечению срока
для предъявления требований кредиторами
ликвидационная комиссия составляет промежуточный
ликвидационный баланс, назначением
которого является предварительное
определение соотношение
Указом Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 года утверждено «Временное положение о порядке обращения взыскания на имущество организаций», в п. 8 которого предусмотрено очередность распродажи имущество предприятий-должников. В первую и вторую очереди реализуется имущество, не предназначенное для непосредственного участия в процессе производства; в третью очередь - имущество производственного назначения; в четвертую очередь - имущество, находящееся на законных основаниях во временном владении других лиц. После распродажи имущества осуществляется выплата кредиторам юридического лица его долгов.
Учитывая возможность того, что и после распродажи имущества ликвидируемого юридического лица у него не хватит денег, чтобы расплатиться по всем его долгам, п. 1 ст. 64 ГК предусмотрел очередность погашения требования кредиторов (которую не следует смешивать с очередностью реализации имущества должника). Она аналогична той очередности, которая предусмотрена в п. 3 ст. 25 ГК, регулирующем порядок выплаты долгов кредиторам индивидуального предпринимателя, призванного по решению суда банкротом, со следующими особенностями: для осуществления процедуры выплаты долгов юридического лица в определенной очередности не требуется решение суда о признании его банкротом; в отношении имущества юридических лиц, в отличие от имущества граждан-предпринимателей, в законе нет оговорки «...на которое может быть обращено взыскание», т. е. в таких случаях может быть обращено на все закрепленное за юридическим лицом имущество8.
Требования кредиторов,
заявленные после истечения срока,
установленного ликвидационной комиссии,
удовлетворяется из имущества юридического
лица, оставшегося после
Проблема прекращения деятельности юридического лица заслуживает рассмотрения в силу того, что вследствие указанного события такое лицо выбывает из числа субъектов гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование юридическое лицо.
Деятельность юридических лиц прекращается по различным причинам. Но классифицировать акты таких прекращений можно по двум критериям: в зависимости от органа, принявшего решение о прекращении деятельности субъекта, и в зависимости от наличия правопреемства.
В зависимости от того, какой орган принял решение о прекращении деятельности юридического лица, этот акт признается добровольным или принудительным. Первый вариант возможен в случае вынесения соответствующего решения самим юридическим лицом, т.е. его учредителями (участниками), либо органом, имеющим в силу учредительных документов необходимые для этого полномочия. Принудительное прекращение существования юридического лица происходит по решению суда (в большинстве случаев) либо по решению уполномоченных государственных органов.
В зависимости от наличия
правопреемства различают такие
виды прекращения юридических лиц,
как реорганизация и
Реорганизация - это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством (сингулярное правопреемство при реорганизации невозможно).
В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.
Ликвидация представляет собой прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. прекращение как самого юридического лица, так и его прав и обязанностей.
И реорганизация, и ликвидация могут осуществляться как добровольно, так и принудительно. Представляется интересной позиция А.А.Мельникова, который предлагает наряду с добровольной и принудительной выделять вынужденную реорганизацию и ликвидацию юридических лиц. "К вынужденным относятся реорганизация и ликвидация юридических лиц, вызванные изменением действующего законодательства".
На наш взгляд, именно вынужденной (а не добровольной либо принудительной) следует считать ликвидацию организации по такому основанию, как признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона и иных правовых актов. Проблема в том, что некоторые ученые, в частности, И.В.Елисеев, относят ликвидацию по данному основанию к числу принудительных, так как если решение суда вступило в законную силу, то участники организации обязаны ему подчиниться. Значит, в этом случае ликвидация проводится на основе судебного решения, а не волеизъявления участников.
1 Гражданское право: Курс лекций. М.: Юрид. лит., 2003. – С.134
2 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", ст. 51,52.
3 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", п.2 ст.25
4 Егоров О.В. Началов А.В. Юридические лица и индивидуальные предприниматели: создание, реорганизация, ликвидация. – М.: ООО «Статус-кво 97», 2005. – С. 201
5 Гражданское право: Учебник. Ч. 1 / Отв ред. А. П. Сергеев и Ю. К. Толстой. М.: Проспект, 2004. – С.347
6 Голованов Н.М. Юридические лица. – СПб.: Питер, 2003. – С.276
7 Гражданское право: Курс лекций. М.: Юрид. лит., 2003. – С.130
8 Егоров О.В. Началов А.В. Юридические лица и индивидуальные предприниматели: создание, реорганизация, ликвидация. – М.: ООО «Статус-кво 97», 2005. – С. 257
Информация о работе Принудительная ликвидация юридического лица