Принудительная ликвидация юридического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 09:37, контрольная работа

Описание работы

Задачи работы:
• изучение понятия и порядка принудительной ликвидации юридического лица;
• изучение принудительной ликвидации;
• изучение этапов принудительной ликвидации.
Целью работы является изучение принудительной ликвидации юридического лица и способов ликвидации.

Содержание

Введение. 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЛИКВИДАЦИИ. 4
ГЛАВА 2. СИТУАЦИИ В КОТОРЫХ ПОДАЮТ ИСК НА ПРИНУДИТЕЛЬНУЮ ЛИКВИДАЦИЮ. 4
ГЛАВА 3. ОРГАНЫ, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ НА ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ИСКА О ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА. 10
ГЛАВА 4. ПОРЯДОК ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ЛИКВИДАЦИИ. 14
ГЛАВА 5. ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕССА ЛИКВИДАЦИИ: СНЯТИЕ С УЧЕТА В НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДАХ, ВНЕСЕНИЕ ЗАПИСИ В ЕГРЮЛ. 18
Заключение. 23
Список использованной литературы. 25

Работа содержит 1 файл

Принудительная ликвидация юридического лица.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

Обратиться в суд  с требованием о ликвидации юридического лица может государственный орган  или орган местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В соответствии с законодательством  РФ обращаться в суд с иском  о ликвидации юридических лиц  имеют право, в частности, следующие  органы.

 

1. Органы, осуществляющие  государственную регистрацию юридических  лиц (регистрирующие органы).

Согласно п.2 ст.25 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной  регистрации юридических лиц"3, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в следующих случаях:

  • при создании такого юридического лица были допущены грубые нарушения закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;
  • юридическое лицо допустило грубые нарушения законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации.

Регистрирующие органы также вправе обращаться в суд с исками о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных законом, в том числе:

  • в случае неполной оплаты уставного капитала общества с ограниченной ответственностью в течение установленного законом срока и непринятия обществом в связи с этим решения об уменьшении своего уставного капитала;
  • в случае неполной оплаты акций акционерного общества в течение установленного срока и непринятия обществом в связи с этим решения об уменьшении своего уставного капитала;
  • в случае, когда по окончании установленного законом срока стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью оказалась меньше его уставного капитала и общество не уменьшило свой уставный капитал, а также когда стоимость чистых активов общества оказалась меньше минимального размера уставного капитала и общество не приняло решение о своей ликвидации;
  • в случае, когда по окончании установленного законом срока стоимость чистых активов акционерного общества оказалась меньше его уставного капитала и общество не уменьшило свой уставный капитал, а также когда стоимость чистых активов общества оказалась меньше минимального размера уставного капитала и общество не приняло решение о своей ликвидации;
  • в случае если общества с ограниченной ответственностью (товарищества с ограниченной ответственностью), созданные до введения в действие Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", в установленный срок не привели свои учредительные документы в соответствие с указанным законом либо не преобразовались в акционерные общества или производственные кооперативы;
  • в случае если индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также предприятия, созданные хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и другие не находящиеся в государственной или муниципальной собственности предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения, до 1 июля 1999 года не преобразовались в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо не ликвидировались;
  • в случае если юридическое лицо, зарегистрированное до 1 июля 2002 года, не позднее 31 декабря 2002 года не представит в регистрирующий орган сведения, предусмотренные пп."а"-"д", "л" п.1 ст.5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" .

Орган, регистрирующий общественные объединения (Министерство юстиции  РФ), вправе обращаться в суд с  требованием о ликвидации общественных объединений, созданных до вступления в силу Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и не прошедших перерегистрацию до 1 июля 1999 года.

Орган, осуществляющий регистрацию  религиозных организаций, вправе вносить  в суд представление о ликвидации религиозной организации4.

 

2. Прокурор.

Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

 

3. Налоговые  органы.

Налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным  законодательством Российской Федерации. В частности, налоговые органы вправе предъявлять иски о ликвидации юридических лиц при осуществлении ими деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Так, налоговые органы вправе обращаться в суд с исками о ликвидации юридических лиц, в частности  в случае неоднократного или грубого нарушения налогового законодательства.

Таким нарушением может быть, например, систематическое непредставление  организацией отчетов о ее финансово-хозяйственной  деятельности, а также документов и сведений для исчисления и уплаты налогов. В соответствии с абз.5 ст. 6 Закона РФ от 18.06.1993 № 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", налоговые органы обязаны при повторном нарушении юридическим лицом указанного закона и Положения по применению контрольно-кассовых машин обращаться в суд с иском о ликвидации данного юридического лица с одновременным приостановлением его деятельности, связанной с денежными расчетами с населением, в том числе в виде запрещения распоряжаться средствами на его счетах в банках.

 

4. Антимонопольный  орган.

Федеральный антимонопольный  орган (территориальный орган в  пределах его компетенции) вправе предъявлять  в суд иски о ликвидации объединений  коммерческих организаций (союзов или  ассоциаций), хозяйственных обществ или товариществ, если такие объединения (общества, товарищества) осуществляют координацию предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции.

 

5. Центральный  банк РФ.

Центральный банк РФ (Банк России) вправе предъявить в арбитражный  суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.

 

6. Государственный  уполномоченный орган в области  негосударственного пенсионного  обеспечения.

С исками о ликвидации негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность без соответствующей  лицензии, вправе обращаться государственный  уполномоченный орган в области  негосударственного пенсионного обеспечения.

 

7. Иск о ликвидации  фонда может подавать любое заинтересованное лицо.

В соответствии с п.2 ст.119 ГК РФ, решение о ликвидации фонда  может принять только суд по заявлению  заинтересованных лиц.

При этом в качестве заинтересованных лиц с заявлением в арбитражный  суд о ликвидации фонда могут  обратиться:

  • орган фонда, уполномоченный на то учредительными документами;
  • учредители (участники) фонда.
  1. Порядок принудительной ликвидации.

Юридическое лицо может быть ликвидировано не только добровольно, но и по решению суда, принудительно.

Основания для принудительной ликвидации можно разделить на 2 больших блока – ликвидация по заявлению уполномоченных органов  в случае нарушений законодательства и ликвидация, вызванная недостаточностью имущества, из которого удовлетворяются требования кредиторов (в ходе конкурсного производства при банкротстве).

Принудительная ликвидация проводится в следующих случаях:

  • Грубые нарушения закона при создании юридического лица, если эти нарушения носят неустранимый характер,
  • Осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
  • Осуществление деятельности, запрещенной законом;
  • Осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • Систематическое осуществление общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.

В суд с заявлением о ликвидации юридического лица могут  обращаться те органы, которые ответственны за контроль за соблюдением соответствующих требований законодательства. Например, в случае выявления грубых и неустранимых нарушений при регистрации юридического лица с заявлением о ликвидации в суд вправе обратиться регистрирующий (налоговый) орган. В случае выявления грубых нарушений законодательства о рынке ценных бумаг в суд может обратиться ФКЦБ. В случае нарушений в области конкуренции в суд может обратиться антимонопольный орган. Как показывает практика, максимальное количество судебных разбирательств о принудительной ликвидации юридического лица инициируется налоговыми органами. Наиболее распространенным видом претензий налоговых органов является непредставление в налоговый орган сведений, необходимых для налогового контроля, в частности очень распространенным является инициация ликвидации юридического лица в случае несоответствия адреса, указанного в учредительных документах адресу фактического местонахождения5.

Если в судебном заседании  при рассмотрении вопроса о ликвидации юридического лица по данным основаниям будет установлено, что организация фактически прекратила свою деятельность, то в этом случае по заявлению уполномоченного органа может быть возбуждено дело о несостоятельности отсутствующего должника.

О том, что организация фактически прекратила свою деятельность, могут свидетельствовать, в частности, невозможность установления места пребывания ее органов управления, отсутствие операций по банковским счетам юридического лица в течение последних 12 месяцев перед подачей заявления о его ликвидации, объяснения бывших сотрудников организации. Необходимо понимать, что решение арбитражного суда о ликвидации юридического лица не может служить основанием для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией и является лишь основанием для внесения регистрирующим (налоговым) органом записи о принятии решения о ликвидации юридического лица.

Согласно информационному  письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2000 № 50, с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации юридического лица, осуществляемой по решению суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию. На основании решения арбитражного суда в ЕГРЮЛ вносится запись о принятии решения о ликвидации юридического лица. Свидетельство по форме Р50003 и выписка из ЕГРЮЛ распечатываются и направляются по адресу места нахождения ликвидируемого юридического лица.

При этом интересным представляется вопрос о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора в случае, если суду не известны учредители либо исполнительные органы юридического лица, либо если эти лица известны, но уклоняются от проведения ликвидационных процедур. Согласно пункту 24 постановления от 01.07.96 Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.96, в случае неисполнения решения арбитражного суда о его ликвидации из-за отсутствия учредителей юридического лица арбитражный суд вправе назначить ликвидатора.

Арбитражный суд также  вправе назначить ликвидатора, если при вынесении решения о ликвидации юридического лица придет к выводу о невозможности возложения обязанности по ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами. В соответствии с пунктом 10 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 84 ликвидатором может быть назначено физическое лицо (в т. ч. лицо, не обладающее статусом арбитражного управляющего) с его согласия по предложению органа, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о ликвидации юридического лица. Ранее также существовала практика, когда суды, не имея информации об учредителях юридического лица, либо его исполнительных органах – назначал ликвидатора из числа органов, обратившихся с заявлением о ликвидации. Такая практика была признана незаконной, и в настоящее время суд назначает ликвидатора, руководствуясь учредительными документами юридического лица.

Обязанность по ликвидации юридического лица может быть возложена на одного или нескольких известных арбитражному суду участников (учредителей) с указанием в решении в отношении юридического лица его наименования в места нахождения, а в отношении граждан – фамилии, имени, отчества, даты рождения и места жительства6.

В случае если в решении арбитражного суда утверждается кандидатура ликвидатора, регистрирующий (налоговый) орган на оснований указанного решения арбитражного суда (без предоставления уведомления по формам Р15002 и Р15001) вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующие записи При возложении обязанности по ликвидации юридического лица на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, наименование этого органа указывается в решении арбитражного суда в точном соответствии с учредительными документами юридического лица.

В решении о ликвидации юридического лица указываются сроки  представления ими в арбитражный  суд утвержденного ликвидационного  баланса и завершения ликвидационной процедуры. Эти сроки в соответствии с пунктом 1 статьи 118 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом при необходимости могут быть продлены. Принудительно ликвидировано может быть только действующее юридическое лицо.

 

Предприятие ликвидируется  в принудительном порядке:

  • в случае признания его банкротом по заявлению кредитора;
  • в соответствии с требованиями ГК РФ и отдельных федеральных законов о юридических лицах.
  1. Завершение процесса ликвидации: снятие с учета в налоговой инспекции и внебюджетных фондах, внесение записи в ЕГРЮЛ.

 

Ликвидируемое юридическое лицо снимается с учета в налоговой инспекции и в отделениях внебюджетных фондов с выдачей справки установленной формы для последующего представления в регистрирующий орган.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование, после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Указанная запись вносится государственным органом, осуществившим государственную регистрацию юридического лица. Для этого руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) или конкурсный управляющий представляет в регистрирующий орган следующий комплект документов:

  •   оригиналы учредительных документов юридического лица;
  •   газету с публикацией о ликвидации юридического лица
  • протокол заседания ликвидационной комиссии об утверждении ликвидационного акта и ликвидационного баланса;
  • ликвидационный баланс, утвержденный уполномоченным органом с отметкой налоговой инспекции (форма - стандартная);
  • акт ликвидационной комиссии;
  • заполненную ликвидационную карту;
  • информационное письмо налоговой инспекции о снятии юридического лица с учета;
  • справки всех внебюджетных фондов о снятии юридического лица с учета;
  • справку о сдаче документов в архив Все документы ликвидируемого предприятия по личному составу (приказы, учетные карточки, карточки лицевых счетов по начислению заработной платы или расчетно-платежные ведомости и другие) подлежат обязательной сдаче в архив по месту расположения предприятия. Кроме того, в архив сдаются документы по уставной деятельности предприятия (протоколы собраний учредителей и тому подобное). Подробный перечень и порядок оформления документов и сдачи их в архив следует уточнить в местном архиве. После приемки документов архивом выдается справка установленного образца, которая впоследствии сдается в орган, осуществляющий регистрацию ликвидации предприятия. Документы, не подлежащие сдаче в архив, должны быть уничтожены по актам. Порядок хранения документов бухгалтерского учета определен Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Так, статьей 17 определено, что организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
  •   справки о закрытии счетов юридического лица;
  • печать и угловой штамп юридического лица (если таковой имеется) для уничтожения.

Информация о работе Принудительная ликвидация юридического лица