Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 07:28, контрольная работа
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 18.07.2003 № 14-П признал соответствующими Конституции РФ нормы, допускающие в некоторых случаях принудительную ликвидацию юридических лиц - статью 61 ГК РФ, статью 35 Федерального закона "Об акционерных обществах" и др. Вместе с тем, российское законодательство предусматривает еще целый ряд оснований, по которым предприятие может быть принудительно ликвидировано.
Введение
Глава 1. Понятие ликвидации
Глава 2. Основания для принудительной ликвидации юридического лица
Глава 3. Органы, уполномоченные на предъявление иска о принудительной ликвидации юридического лица
Глава 4. Порядок принудительной ликвидации
Заключение
Список использованной литературы
4. Антимонопольный орган.
Федеральный антимонопольный орган (территориальный орган в пределах его компетенции) вправе предъявлять в суд иски о ликвидации объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций), хозяйственных обществ или товариществ, если такие объединения (общества, товарищества) осуществляют координацию предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции.
5. Центральный банк РФ.
Центральный банк РФ (Банк России) вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.
6. Государственный уполномоченный орган в области негосударственного пенсионного обеспечения.
С исками о ликвидации негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность без соответствующей лицензии, вправе обращаться государственный уполномоченный орган в области негосударственного пенсионного обеспечения.
7. Иск о ликвидации фонда может подавать любое заинтересованное лицо.
В соответствии с п.2 ст.119 ГК РФ, решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
При этом в качестве заинтересованных лиц с заявлением в арбитражный суд о ликвидации фонда могут обратиться:
орган фонда, уполномоченный на то учредительными документами;
учредители (участники) фонда.
Глава 4. Порядок принудительной ликвидации
Юридическое лицо может быть ликвидировано не только добровольно, но и по решению суда, принудительно.
Основания для принудительной ликвидации можно разделить на 2 больших блока – ликвидация по заявлению уполномоченных органов в случае нарушений законодательства и ликвидация, вызванная недостаточностью имущества, из которого удовлетворяются требования кредиторов (в ходе конкурсного производства при банкротстве).
Принудительная ликвидация проводится в следующих случаях:
Грубые нарушения закона при создании юридического лица, если эти нарушения носят неустранимый характер,
Осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
Осуществление деятельности, запрещенной законом;
Осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
Систематическое осуществление общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.
В суд с заявлением о ликвидации юридического лица могут обращаться те органы, которые ответственны за контроль за соблюдением соответствующих требований законодательства. Например, в случае выявления грубых и неустранимых нарушений при регистрации юридического лица с заявлением о ликвидации в суд вправе обратиться регистрирующий (налоговый) орган. В случае выявления грубых нарушений законодательства о рынке ценных бумаг в суд может обратиться ФКЦБ. В случае нарушений в области конкуренции в суд может обратиться антимонопольный орган. Как показывает практика, максимальное количество судебных разбирательств о принудительной ликвидации юридического лица инициируется налоговыми органами. Наиболее распространенным видом претензий налоговых органов является непредставление в налоговый орган сведений, необходимых для налогового контроля, в частности очень распространенным является инициация ликвидации юридического лица в случае несоответствия адреса, указанного в учредительных документах адресу фактического местонахождения[3].
Если в судебном заседании при рассмотрении вопроса о ликвидации юридического лица по данным основаниям будет установлено, что организация фактически прекратила свою деятельность, то в этом случае по заявлению уполномоченного органа может быть возбуждено дело о несостоятельности отсутствующего должника.
О том, что организация фактически прекратила свою деятельность, могут свидетельствовать, в частности, невозможность установления места пребывания ее органов управления, отсутствие операций по банковским счетам юридического лица в течение последних 12 месяцев перед подачей заявления о его ликвидации, объяснения бывших сотрудников организации. Необходимо понимать, что решение арбитражного суда о ликвидации юридического лица не может служить основанием для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией и является лишь основанием для внесения регистрирующим (налоговым) органом записи о принятии решения о ликвидации юридического лица.
Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2000 № 50, с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации юридического лица, осуществляемой по решению суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию. На основании решения арбитражного суда в ЕГРЮЛ вносится запись о принятии решения о ликвидации юридического лица. Свидетельство по форме Р50003 и выписка из ЕГРЮЛ распечатываются и направляются по адресу места нахождения ликвидируемого юридического лица.
При этом интересным представляется вопрос о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора в случае, если суду не известны учредители либо исполнительные органы юридического лица, либо если эти лица известны, но уклоняются от проведения ликвидационных процедур. Согласно пункту 24 постановления от 01.07.96 Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.96, в случае неисполнения решения арбитражного суда о его ликвидации из-за отсутствия учредителей юридического лица арбитражный суд вправе назначить ликвидатора.
Арбитражный суд также вправе назначить ликвидатора, если при вынесении решения о ликвидации юридического лица придет к выводу о невозможности возложения обязанности по ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами. В соответствии с пунктом 10 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 84 ликвидатором может быть назначено физическое лицо (в т. ч. лицо, не обладающее статусом арбитражного управляющего) с его согласия по предложению органа, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о ликвидации юридического лица. Ранее также существовала практика, когда суды, не имея информации об учредителях юридического лица, либо его исполнительных органах – назначал ликвидатора из числа органов, обратившихся с заявлением о ликвидации. Такая практика была признана незаконной, и в настоящее время суд назначает ликвидатора, руководствуясь учредительными документами юридического лица.
Обязанность по ликвидации юридического лица может быть возложена на одного или нескольких известных арбитражному суду участников (учредителей) с указанием в решении в отношении юридического лица его наименования в места нахождения, а в отношении граждан – фамилии, имени, отчества, даты рождения и места жительства[4].
В случае если в решении арбитражного суда утверждается кандидатура ликвидатора, регистрирующий (налоговый) орган на основании указанного решения арбитражного суда вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующие записи. При возложении обязанности по ликвидации юридического лица на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, наименование этого органа указывается в решении арбитражного суда в точном соответствии с учредительными документами юридического лица.
В решении о ликвидации юридического лица указываются сроки представления ими в арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры. Эти сроки в соответствии с пунктом 1 статьи 118 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом при необходимости могут быть продлены. Принудительно ликвидировано может быть только действующее юридическое лицо.
Заключение
Проблема прекращения деятельности юридического лица заслуживает рассмотрения в силу того, что вследствие указанного события такое лицо выбывает из числа субъектов гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование юридическое лицо.
Деятельность юридических лиц прекращается по различным причинам. Но классифицировать акты таких прекращений можно по двум критериям: в зависимости от органа, принявшего решение о прекращении деятельности субъекта, и в зависимости от наличия правопреемства.
В зависимости от того, какой орган принял решение о прекращении деятельности юридического лица, этот акт признается добровольным или принудительным. Первый вариант возможен в случае вынесения соответствующего решения самим юридическим лицом, т.е. его учредителями (участниками), либо органом, имеющим в силу учредительных документов необходимые для этого полномочия. Принудительное прекращение существования юридического лица происходит по решению суда (в большинстве случаев) либо по решению уполномоченных государственных органов.
В зависимости от наличия правопреемства различают такие виды прекращения юридических лиц, как реорганизация и ликвидация.
Реорганизация - это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством (сингулярное правопреемство при реорганизации невозможно).
В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.
Ликвидация представляет собой прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. прекращение, как самого юридического лица, так и его прав и обязанностей.
И реорганизация, и ликвидация могут осуществляться как добровольно, так и принудительно. Представляется интересной позиция А.А.Мельникова, который предлагает наряду с добровольной и принудительной выделять вынужденную реорганизацию и ликвидацию юридических лиц. "К вынужденным относятся реорганизация и ликвидация юридических лиц, вызванные изменением действующего законодательства".
На наш взгляд, именно вынужденной (а не добровольной либо принудительной) следует считать ликвидацию организации по такому основанию, как признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона и иных правовых актов. Проблема в том, что некоторые ученые, в частности, И.В.Елисеев, относят ликвидацию по данному основанию к числу принудительных, так как если решение суда вступило в законную силу, то участники организации обязаны ему подчиниться. Значит, в этом случае ликвидация проводится на основе судебного решения, а не волеизъявления участников.
1. Конституция Российской Федерации //Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. 51-ФЗ принят ГД ФС РФ 21.10.1994г. (в ред. от 06.12.2007г. 333-ФЗ с изм. и доп., вступившими в силу с 01.02.2008г.) // Собрание законодательства 05.12.1994, 32, Ст. 3301, Собрание законодательства РФ, 08.10.2007, № 41, Ст. 4845.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.11.2002) (ред. от 05.12.2006) // Собрание законодательства РФ, 2002, N 46, Ст. 4532.
4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 №95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.02.2006) (ред. от 02.03.2006) // Собрание законодательства РФ, 1995, N 19, Ст. 1709.
5. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. 30.12.2006) // Собрание законодательства РФ. 1996. №3. Ст.145.
6. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.95 №208-ФЗ (ред. 27.07.06. с изм. 18.12.06) // Собрание законодательства РФ. 1996. №1. Ст.1.
7. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ. (ред. 18.07.2006) // Собрание законодательства РФ. 2002. №43. Ст.4190.
8. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ (ред. 03.11.2006) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 46. Ст. 3615
9. Голованов Н.М. Юридические лица. – СПб.: Питер, 2003. – С.514
10. Гражданское право: Курс лекций. М.: Юрид. лит., 2003. – С.304
11. Гражданское право: Учебник. Ч. 1 / Отв ред. А. П. Сергеев и Ю. К. Толстой. М.: Проспект, 2004. – С.848
12. Гражданское право: Учебник. 2-е изд. Т. 1 / Отв. ред. Е. А. Суханов. М.: БЕК, 2000. – С. 460
13. Гражданское и торговое право капиталистических государств / Под ред. Е.А. Васильева. - М: Межд. отношения, 2000. – С. 718
14. Егоров О.В. Началов А.В. Юридические лица и индивидуальные предприниматели: создание, реорганизация, ликвидация. – М.: ООО «Статус-кво 97», 2005. – С. 317
15. Козырь О.М.. Юридические лица, сборник законов. – М.: Книжный мир, 2004. – С. 278
16. Тихомиров М.Ю.. Юридические лица. Учебно-практическое пособие. – М.: 2003. – С. 288
17. Тариканов Д.В. Юридическая личность коммерческих организаций. – М. Статус, 2000. – С. 312
Информация о работе Принудительная ликвидация юридического лица