Принцип законности при осуществлении прокурорского надзора

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 17:21, реферат

Описание работы

В настоящей работе рассмотрим сущность прокурорского надзора, понятия прокуратуры и прокурорского надзора и принцип законности при осуществлении прокурорского надзора, как основополагающего принципа работы прокуратуры.

Содержание

1.Введение………………………………………….стр.2
2.Сущность прокурорского надзора……………...стр.3
3.Цели и задачи прокурорского надзора…………стр.6
4.Понятие «законность»…………………………..стр.9
5.Заключение………………………………………стр.13
6.Список литературы………………………………стр.15

Работа содержит 1 файл

Реферат ПН.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

     Решение общих и специальных задач  прокурорского надзора осуществляется в процессе надзорной деятельности прокурора путём применения правовых средств прокурорского надзора. В ходе применения этих средств прокурор ставит определённые конкретные задачи и решает их. Такие задачи называются частными задачами прокурорского надзора. Они значительно более разнообразны и многочисленны, чем общие и специальные. Частные задачи различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора и от вида применяемого правового средства. В числе частных задач, к примеру, могут быть такие, как получение информации о нарушениях конкретного закона, истребование правовых актов для проверки их соответствия закону или получение незаконного акта в кратчайшие сроки после его издания. При внесении представления об устранении правонарушения и обстоятельств, способствовавших его совершению, может быть поставлена задача своевременного выполнения всех изложенных в представлении предложений прокурора и т.д.7

     Из  выше изложенного вытекает вывод, что  прокуратура в своей основной деятельности – прокурорского надзора, прежде всего, стоит на страже закона и правопорядка. Соответственно «принцип законности», должен быть и является основополагающим принципом прокурорского надзора. Далее рассмотрим понятие «законности». 

Понятие «законность»

     Законность  - фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.

     Право представляет собой фактор социальной жизни. Но его реальность определяется не только тем, что оно находит  выражение в формальных нормативно-правовых актах, законах, указах, постановлениях, кодексах и иных систематизированных сборниках. Право реально, прежде всего, потому, что властная воля, выраженная в законах, воплощается в поведении людей - граждан, исполняющих закон, лиц, вступающих в отношения путем заключения договоров, судей и иных должностных лиц, закон применяющих. Право по своей природе таково, что не может существовать вне воплощения в правовых отношениях.

     Даже  самый совершенный закон жив  только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот эта-то сторона права, связанная с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется понятием «законность».

     Законность, однако, не тождественна реализации права, ее содержание не тождественно претворению правовых норм в жизнь. Эта сторона правового регулирования охватывается такими юридическими категориями, как «реализация права», «применение права», «правомерное поведение», «правоотношение», «эффективность права». Все они сопряжены непосредственно с действием права, но описывают его лишь с какой-то одной стороны. «Правомерное поведение» определяет действия субъектов, соответствующие нормам права, «правоотношение» указывает на правовую связь его участников, «эффективность права» - на результативность правового воздействия и т. д. Законность же - комплексная категория, охватывающая все стороны жизни права, его действенность, урегулированность общественной жизни в целом. Категория «законность» фиксирует общественно необходимые зависимости как внутри права, рассматриваемого с его нормативной стороны, так и между ним и практическим воздействием властной воли на поведение людей, и отражает отношение к ним общества8.

     Законность  выражает общий принцип отношения  общества к праву в целом. Поэтому  ее содержание рассматривают в трех аспектах:

а) в  плане «правового» характера  общественной жизни;

б) с  позиций требования всеобщего уважения к закону и обязательного его  исполнения всеми субъектами;

в) под  углом зрения требования безусловной  защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядка в целом от любого произвола. Следовательно, содержание законности связано как с поведением субъектов, реализующих право, так и с деятельностью государственных органов, обеспечивающих его формирование, реализацию и защиту.

     Как режим общественно-политической жизни  законность не есть определенный, устоявшийся  порядок отношений. В таком понимании  она была бы тождественна правопорядку. Законность выступает как необходимость, которая выражается в системе определенных объективных требований, предъявляемых всем субъектам, участникам общественной жизни, урегулированной правом. Одна часть данных требований обращена к гражданам, организациям, другая - к различным ветвям государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). Рассмотрим названные требования подробнее.

     Воплощение  идеи господства права в жизни  общества, государства. Речь идет о том, что в режиме законности именно праву отводится основная роль в регулировании общественных отношений. Именно оно, а не личные, идеологические, политические и другие подобные им мотивы должны лежать в основе социального регулирования.

     Верховенство  закона. Закон - акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому законность связывается с господством прежде всего законов. Всякое издание норм права, противоречащих закону, есть ее нарушение, как и точное выполнение требований нормативного акта, противоречащего закону.

     Наивысшую юридическую силу имеет конституция - основной закон государства. А потому в содержании законности как важнейший компонент выделяется конституционная законность. Только тогда они будут в полной мере выражать волю народа, интересы общества, основные идеи и принципы права, обеспечивать режим подлинной законности.

     Равенство всех перед законом. Перед законом  все должны быть равны. У всех должна быть равная обязанность соблюдать  правовые предписания, в равных условиях все должны обладать равными правами  и не иметь преимуществ, все права должны быть одинаково защищенными. Этот принцип проповедовал еще Цицерон, утверждая, что «под действие закона должны подпадать все». Иначе говоря, в жизнь необходимо претворять заключенную в праве идею справедливости, гарантии личности от злоупотреблений со стороны других субъектов, в том числе представителей власти.

     Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов  всеми субъектами права. Данное требование диктует необходимость реализации государственно-властных предписаний (обязанностей и запретов), их безусловную обязательность для всех субъектов права.

     Обеспечение неукоснительной реализации прав и  свобод. Это требование обращено не к управомоченному субъекту (который  может реализовать или не реализовать  право по своему усмотрению), а к компетентным органам государства. Мало предоставить гражданам права. Важно создать условия, обеспечивающие их осуществление, систему организационных, юридических мер, гарантирующих их защиту. Конституция РФ предоставила гражданам весьма широкий круг прав и свобод. Однако многие из них до сих пор не обеспечены достаточно эффективным механизмом реализации, другие не подкреплены экономически. Результатом здесь может стать ущербность конституционной законности.

     Надлежащее  правильное и эффективное применение права. Названное правило адресовано государственным органам, в чью компетенцию входит обязанность обеспечить реализацию правовых норм. Дело не только в том, что эти органы должны действовать строго в рамках закона. Законность нуждается в эффективной правоприменительной деятельности, что предполагает недопущение волокиты, бюрократизма, безразличия к интересам людей, своевременную реакцию на любые заявления граждан об ущемлении их прав и свобод, издание эффективных правоприменительных актов.

     Последовательная борьба с правонарушениями. Законность требует, чтобы любые отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности.

     Недопустимость  произвола в деятельности должностных лиц. Законность есть антипод произвола - деятельности, основанной не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях. Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться не сиюминутными личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями, и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали. Это правило обращено не только к правоприменительным, но и к правотворческим органам, которые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, субъективизма, волюнтаризма.

     С учетом сказанного можно дать следующее  определение законности. Законность - это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе9.  

Заключение

     Развитие  правового демократического российского  государства в современных условиях невозможно без укрепления режима законности, установления диктатуры закона. Государственная власть обязана признавать, соблюдать и охранять законные интересы, права и свободы граждан, обеспечивать целостность правового пространства, защищать его от различных сепаратистских посягательств, ведущих к разрушению единства России и создающих угрозу ее суверенитету10.

     Характеризуя общие принципы организации и деятельности прокуратуры, следует знать, что принцип законности в системе принципов организации и деятельности прокуратуры имеет основное значение и является важнейшим общеправовым началом деятельности всех органов, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан в России, а также самым универсальным принципом деятельности. Он закреплен в Конституции РФ, указывающей, что органы государственной власти (в том числе органы прокуратуры), органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

     Законность  – необходимое условие реализации всех остальных принципов деятельности прокуратуры.

     Законность  как принцип прокурорского надзора  означает, что выполнение органами прокуратуры обязанности следить за исполнением законов всеми юридическими и физическими лицами и реализация иных надзорных функций должны осуществляться в соответствии с требованиями закона при безусловном соблюдении закрепленных законом прав и интересов этих физических и юридических лиц. Отступление от этого требования или снижение надзора за исполнением законов в деятельности различных органов и должностных лиц проявляются в недоверии к прокуратуре как органу надзора и оказывают негативное влияние на состояние законности в государстве.

Особое  значение реализация принципа законности при осуществлении деятельности прокуратуры приобретает тогда, когда это связано с принятием прокурором мер к наказанию лиц, допустивших нарушение закона11. 
 
 
 

Список  литературы 

    1. "Конституция  Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ), Консультант+
    2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1, (ред. от 25.12.2008), "О прокуратуре Российской Федерации", Консультант+
    3. Печников Н.П., Проблемы теории и практики прокурорского надзора в современных условиях: Курс лекций, Тамбов, ТГТУ, 2007г.
    4. В.Н. Дранников, Курс лекций по дисциплине прокурорский надзор, Учебное пособие, Таганрог, 2004г.
    5. Брагин А.П., Пронякин А.Д. Прокурорский надзор в Российской Федерации, Московская финансово-промышленная академия - М., 2004.
    6. М. П. Поляков, А. Ф. Федулов Прокурорский надзор : конспект лекций - М.: Высшее образование, 2009.
    7. Винокуров Ю.Е. и др.; Прокурорский надзор: Учебник / Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшее образование, 2005.
    8. Принцип законности юридической ответственнос-ти, Вестник Волжского ун-та им. В. Н. Татищева. Сер. «Юрис-пруденция». Вып. 15.-Тольятти, 2001.
    9. Теория государства и права. Под ред. Марченко М.Н. М., Юридический колледж, 1995. Т. 2. С. 132 – 153

Информация о работе Принцип законности при осуществлении прокурорского надзора