Принцип законности при осуществлении прокурорского надзора

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 17:21, реферат

Описание работы

В настоящей работе рассмотрим сущность прокурорского надзора, понятия прокуратуры и прокурорского надзора и принцип законности при осуществлении прокурорского надзора, как основополагающего принципа работы прокуратуры.

Содержание

1.Введение………………………………………….стр.2
2.Сущность прокурорского надзора……………...стр.3
3.Цели и задачи прокурорского надзора…………стр.6
4.Понятие «законность»…………………………..стр.9
5.Заключение………………………………………стр.13
6.Список литературы………………………………стр.15

Работа содержит 1 файл

Реферат ПН.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

Московский  психолого-социальный институт

Юридический факультет

 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине прокурорский надзор 
 
 

Тема: «Принцип законности при осуществлении прокурорского надзора». 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Казакова  О.Ю.

Проверил:

Адилов  А.Н.

  
 
 
 

Москва 2009 год. 
 

ПЛАН

  1. Введение………………………………………….стр.2
  2. Сущность прокурорского надзора……………...стр.3
  3. Цели и задачи прокурорского надзора…………стр.6
  4. Понятие «законность»…………………………..стр.9
  5. Заключение………………………………………стр.13
  6. Список литературы………………………………стр.15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Происходящие  в России демократические преобразования, курс на строительство правового  государства, провозглашение приоритета личности создают предпосылки для  повышения роли прокуратуры как  федерального централизованного надзорного органа в укреплении законности и правопорядка в стране, охране конституционных прав и свобод граждан.

     Прокурорский  надзор, вся многогранная правоохранная  деятельность российской прокуратуры  являются одной из важнейших гарантий защиты прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц, независимо от формы собственности и подведомственности, и государства в целом. Поэтому государство, общество заинтересованы в том, чтобы надзорная и иная деятельность прокуратуры была максимально эффективной, приводила к реальному укреплению законности и правопорядка1.

     Защита  прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора  пронизывает всю многогранную деятельность прокурора. Какие бы действия ни совершал прокурор, реализуя предоставленные  ему полномочия, в какой бы отрасли он ни осуществлял надзор – его в первую очередь интересует вопрос, соблюдаются ли права и свободы человека и гражданина. И, если они не соблюдаются, прокурор принимает предусмотренные законом меры к восстановлению нарушенных прав и свобод граждан. В связи с этим прокурорский надзор выступает одной из гарантий реального соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Он является основным, важнейшим направлением прокурорской деятельности на современном этапе.

     Принцип законности, является важнейшим общеправовым началом не только всех юридических дисциплин, но и деятельности всех субъектов правоприменения. Его соблюдение служит верным показателем развития процесса построения правового государства. Для органов прокуратуры этот принцип выступает главенствующим в ее деятельности, поскольку она направлена на достижение главной цели прокуратуры – обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности. К тому же для прокуратуры принцип законности означает обеспечение его требований в деятельности самих органов прокуратуры. Решению этой задачи способствует совокупность норм, составляющих требования к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, касающиеся их профессиональных и моральных качеств, уровня образования, ряда возрастных цензов для лиц, замещающих должности прокуроров разных уровней, а также порядок назначения на должности, аттестации прокурорских работников2.

      В настоящей работе рассмотрим сущность прокурорского надзора, понятия  прокуратуры и прокурорского  надзора и принцип законности при осуществлении прокурорского надзора, как основополагающего принципа работы прокуратуры. 

Сущность  прокурорского надзора

     Прокурорский  надзор – специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности исполнения законов, действующих на ее территории3.

     Прокурорский  надзор – самостоятельный, специфический  вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять кроме прокуратуры никто.

     Прокурорский  надзор осуществляется от имени государства – Российской Федерации. Важность этого положения заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов федерации или иной представительной, исполнительной или судебной власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей системой государства, приводя их интересы в соответствие с интересами государства в целом.

     Прокурорский  надзор является главным направлением деятельности всех органов прокуратуры. Он представляет собой действия прокуроров по наблюдению за законностью решений органов власти и управления, хозяйствующих субъектов и объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, а также направленных на устранение нарушений законов и способствующих им обстоятельств, на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности.

     Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности исполнения или соблюдения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении выявленных правонарушений.

     Специфичность прокурорского надзора как вида государственной деятельности состоит в том, что он не относится к деятельности одной ветви власти, но в то же время имеет признаки каждой из этих ветвей.

     В соответствии со ст. 10 Конституции государственная  власть осуществляется на основании разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Однако прокуратура не относится ни к одной из ветвей государственной власти.

     Во-первых, прокуратуре не принадлежат полномочия судебной власти, так как, с одной стороны, она не является элементом судебной системы РФ, а с другой — не отправляет правосудия. Право на осуществление этого вида государственной деятельности, согласно ч. 1 ст. 118 Конституции, принадлежит исключительно судам.

     Во-вторых, прокуратура не может быть отнесена и к государственным органам исполнительной власти, так как: 1) она не входит в структуру Правительства РФ; 2) Председатель Правительства РФ не назначает на должность Генерального прокурора РФ и не освобождает его от этой должности;

3) прокуратура  не включена в систему управленческой  структуры исполнительной власти.

     В-третьих, прокуратура не принадлежит и к системе органов законодательной власти, так как в соответствии с положениями Конституции она не наделена законотворческими функциями и не подотчетна ни Государственной Думе РФ, ни Совету Федерации РФ.

Также, прокуратура не может быть включена и в систему Администрации Президента РФ. Хотя существуют и другие мнения. Так, некоторые ученые полагают, что в соответствии с Конституцией Президенту РФ отведена роль арбитра, обеспечивающего необходимое единство государственной власти в условиях ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов от имени Российской Федерации, т.е. от имени Президента РФ, реализуя на правовой основе полномочия главы государства. Прокуратура призвана быть орудием президентской власти для поддержания правопорядка в обществе.

С одной  стороны, с подобными утверждениями  можно и согласиться. Согласно Конституции  Президент РФ осуществляет подбор кандидатуры  на должность Генерального прокурора РФ, вносит в Совет Федерации РФ представление о назначении его на должность и отстранении от должности. Президент РФ вправе временно отстранить Генерального прокурора РФ от исполнения обязанностей.

С другой стороны, утверждение о том, что  прокуратура относится к системе президентской власти, вызывает определенные возражения.

     Во-первых, если рассматривать правовое положение  Президента РФ как главы государства  в целом, то можно прийти к выводу, что любой государственный орган (а не только прокуратура) служит механизмом реализации президентских полномочий, так как и суд, и иные правоохранительные органы, и законодательные органы подотчетны Администрации Президента РФ.

     Во-вторых, несмотря на то что кандидатуру Генерального прокурора РФ предлагает Президент РФ, по Конституции назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ относится к ведению Совета Федерации РФ4.

     Таким образом, из вышесказанного, можно сделать  вывод - имея функциональное отношение к каждой из трех ветвей власти, органы прокуратуры не относятся полностью ни к одной из них. Это специфическое положение прокуратуры в государственном устройстве позволяет уравновешивать ветви власти и обеспечивать их оптимальное функционирование, что и порождает специфичность прокурорского надзора как основного вида деятельности прокуратуры5. 

Цели  и задачи прокурорского  надзора

     Цели  и задачи прокурорского надзора  – результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом и, в частности, ее важнейшая функция – прокурорский надзор. Наиболее четко цели прокуратуры определены в ст.1. Закона о прокуратуре.

     Пункт 2 этой статьи определяет, что:

    «В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

    надзор  за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

    надзор  за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

    надзор  за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие;

    надзор  за исполнением законов судебными  приставами;

    надзор  за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

    уголовное преследование в соответствии с  полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.»6

    Следовательно, основным средством достижения определенных законом о прокуратуре целей является прокурорский надзор, так как именно в нем состоит основная функция прокуратуры.

Задачи  прокурорского надзора условно  разделяются на три вида, или уровня, а именно: общие, специальные и частные.

     Общие задачи прокурорского надзора определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре, а также рядом других нормативных актов, например, Уголовно Процессуальным Кодексом, Гражданским Процессуальным Кодексом. Они заключаются в укреплении законности и охране от всяких посягательств на общественный и государственный строй, на политические, трудовые, жилищные и другие личные и имущественные права и т.д. Общие задачи могут быть решены только в результате прокурорско-надзорной деятельности в целом. Каждое направление (отрасль) единого прокурорского надзора вносит свой «вклад» в решение общих задач.

     Объем и содержание этого вклада определяется специальными задачами, стоящими только перед данным направлением (отраслью) прокурорского надзора.

     В качестве примера специальных задач  можно назвать такие как:

     1) обеспечение законности актов, издаваемых перечисленными в ст. 21 Закона о прокуратуре субъектами;

     2) обеспечение точного исполнения законов теми же субъектами. Специальной задачей прокурорского надзора здесь является обеспечение законности издаваемых актов.

     Второй  специальной задачей этого направления надзора является обеспечение точного исполнения законов указанными органами.

Информация о работе Принцип законности при осуществлении прокурорского надзора