Применение законов спроса и предложения на примере рынка отдельных товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Экономический анализ спроса и предложения является универсальным средством, которое может быть применено к широкому кругу разнообразных проблем. В их числе можно назвать: прогноз влияния меняющихся мировых экономических условий на рыночную цену и эффективность производства; оценка правительственных мер по контролю цен, минимальная заработная плата и экономические стимулы, влияние налогов, субсидий, пошлин на импорт и квот на потребителей и производителей.

Содержание

Введение 3
1. Законы спроса и предложения 5
2. Факторы влияющие на спрос и предложение 15
3. Применение законов спроса и предложения на примере рынка отдельных товаров 20
Заключение 25
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по теме Законы спроса и предложения 2010 год.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

     Эффект  показательного потребления наблюдается  в том случае, когда повышенная цена для потребителя является престижностью, своего рода элитарностью данного товара, которая вызывает дополнительный спрос. Например, спрос на бриллианты.

     Спекулятивный спрос возникает в условиях реального или искусственного нагнетаемого дефицита того или иного товара, когда рыночное предложение по какой-либо причине оказывается недостаточным. Графически рост спекулятивной составляющей спроса отражается  путем смещения кривой спроса вправо.

     Нерациональный  спрос объединяет все покупки, которые не планируются потребителем, а происходят под воздействием внезапного минутного желания, каприза, прихоти. Многие крупные магазины сознательно стимулируют спонтанный спрос у покупателей, устанавливая у кассовых аппаратов стеллажи с жвачками,  орешками, конфетами и т.д.

     К неценовым факторам относится, прежде всего, то, что оказывает воздействие на условия производства, увеличивая или уменьшая объемы производства при сохранении неизменной цены единицы производимого блага.

     Воздействие неценовых факторов принято отмечать на два типа: стимулирующее и дискриминирующее.

     Отмечают  наиболее значимые неценовые факторы  предложения:

  1. издержки производства.

     Величина  издержек производства определяется ценой  на ресурсы, которые использует фирма  в производственной деятельности, включая  заработную плату, проценты за кредит, стоимость сырья и прочие показатели. Чем ниже затраты производства, тем выше прибыли получит производитель и увеличится предложение товаров;

  1. уровень налогообложения.

     Сокращение  величины налогов с компании и  рост субсидий, как правило, является положительным фактором развития производства и тоже ведет к росту предложения, а рост налогов, напротив,  повышает издержки и сокращает предложение.

  1. технология производства.

     Усовершенствование  технологий приводит к сокращению производственных затрат, повышению эффективности производства, росту производительности труда и увеличению предложения.

  1. экономические ожидания производителей.

     Как правило, благоприятные ожидания экономических  субъектов создают дополнительные стимулы для развития производства и тем самым ведут к росту  предложения.

  1. количество производителей.

     Чем больше фирм участвует на рынке определенного вида продукции, тем больше его совокупное рыночное предложение. Монополизация отрасли даже при неизменности общего объема производственных мощностей, наоборот, может привести к сокращению рыночного предложения.

  1. цены на сопряженных рынках:

     Цены  на товары-конкуренты в производстве. Например, рост цен на экологически чистую продукцию может стимулировать фермера сократить предложение продуктов, выращенных при помощи «химии».

     На  предложение и на цену товара влияет еще один ряд факторов, который относится только к производителю. Производителю необходимо знать:

     1. знание продуктов и услуг товаров  субститутов;

     2. знание нужд потребителей;

     3. знание конкурентной среды;

     4. знание о своих скрытых возможностях  и угрозах. [28, с.99]

 

      3. Применение законов спроса и предложения на примере рынка отдельных товаров. 

     В России, да и во всем мире идет рост спроса на мясную продукцию. Основными "двигателями" спроса на продовольствие, являются рост населения, экономический рост и урбанизация. Растущее население требуют большие продовольствия, энергии и водных ресурсов для удовлетворения своих потребностей. Так как спрос на мясную продукцию с каждым годом растет. а предложение ограничено, то будет рост предложения. Мясо скота можно заменить на мясо птицы, а последнее на продукты содержащие белки. Из всего выше перечисленного следует, что мясная продукция эластична, следовательно равновесная цена будет изменятся, только за счет инфляции денежной валюты или факторов влияющих как на рыночную цену, так и на величину спроса.

     Разнообразие  предложения продуктов животного  происхождения на региональном рынке продовольствия обеспечиваются за счет поставок внутреннего (регионального), отечественного (российского) и зарубежного производителей, поставляющих на рынок продукцию с учетом изменяющихся потребностей и возможностей населения.

     В формировании предложения продуктов  питания на региональном продовольственном рынке значительную долю занимают сельскохозяйственные продукты растительного и животного происхождения низкой степени переработки.

     Я рассмотрю только формирование предложения  на продукты животного происхождения. При анализе формирования предложения  продуктов питания животного происхождения необходимо учесть, что часть сельскохозяйственной продукции животного происхождения, производимая в хозяйствах всех категорий, далеко не в полном объеме поступает на потребительский рынок.

     В Приволжском федеральном округе производства мяса сельскохозяйственными  производителями достаточно разнообразно (мясо крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, птицы) и постоянно увеличивается (табл. 1),что отвечает требованиям рынка в условиях повышении спроса на мясо.

     В регионе потребления мяса, как  личное, так и производственное (в 2006г. – 1734,2 тыс. т, в 2007 г. – 1796 тыс. т)превышает , предложение региональных производителей, то есть общерегиональное предложение мяса формируется во многом за счет ввоза из других регионов и импорта. 
 

     Таблица 1.

     Производство  скота и птицы на убой в убойном  весе в ПФО (по всем

     категориям хозяйств) [27,c.76]

     в тыс.т.

Годы Скот  и 

птиц, всего

В том  числе
свиньи овцы и 

козы

Крупный рогатый  скот птица
2007 - 510,9 42,7 567,8 350,9
2006 1398,9 467.3 41,4 570,4 284,8
2005 1337 443,4 37,5 581,5 267,8
2004 1376,1 453,6 40,8 619,1 246,2
2003 1368.5 463,6 37,8 628,5 223,5
2002 131,3 440,2 37,5 619,5 206,8
2001 1267,3 418,4 39.7 595 119,4
 
 

     Довольно  сложная ситуация складывается и  на рынке мяса и мясопродуктов. Она характеризуется, с одной стороны, увеличением и спроса, и предложения, а с другой – дефицитом действительно качественной продукции.

     Производство  отечественной продукции отличается высоким качеством, экологичностью и разнообразием. Так, в ПФО в 2006 году было отгружено на 47 973 922,1 тыс. руб. мяса и мясных продуктов собственного производства, что составляет 17,6% общероссийского показателя и на 1,7% больше показателя по ПФО в 2005 году. Ассортимент отечественного производства разнообразен, что позволяет увеличить спрос потребителей на отечественную продукцию. Разнообразный ассортимент  позволяют удовлетворить  потребности населения региона с учетом национальных особенностей питания ( например, конина в Татарстане и Башкортостане). Так же, хочется заметить, что ПФО предлагает на рынок мясо сельскохозяйственной птицы и кролика, обеспечивая 17,15% всего общероссийского предложения. Собственное производство пока не позволяет полностью удовлетворить потребность населения в мясе птицы и кролика, поэтому происходит импорт данного товара.

     В настоящее время предложение  на региональном  потребительском рынке продовольственных товаров в значительной степени формируется за счет импорта продуктов питания. Доля импорта основных видов продуктов питания животного происхождения в товарных ресурсах страны представлена в таблице 2. 

     Таблица 2.

     Импорт  в Россию продовольственных товаров

     животного происхождения [27,c.78]

     тыс. т

Продукты  питания 2006 г. 2007 г. 2007 г. в % к  2006 г.
Мясо  свежее и мороженное (без мяса птицы) 1411,3 1489,4 105,5
Мясо  птицы свежее и мороженное 1282,5 1249,9 101,0
Рыба  свежая и мороженная 686,1 870,2 126,8
Изделия и консервы из мяса 34,8 40,7 117,1
 

     Молочная  продукция является, для многих граждан  России, не обходимы продуктом питания. Молочная продукция имеет тенденцию  к росту (за исключением сухого молока). С каждым годом идет рост спроса на молоко и молочные продукты как в России, так и в регионах страны, что мы можем увидеть в третий таблице.

     Таблица 3.

     Реализация  молока и молокопродуктов в России

     и Поволжском Федеральном Округе.

     тыс.т 

Регион 2005г. 2006г. 2007г. 2008г.
РФ 12 489,64 12 459,64 12 745,41 12 832,14
ПФО 3564,02 3596,81 3778,09 3913,00
Респ. Мордовия 164,25 167,91 186,98 200,26
Респ.Татарстан 701.93 734,61 793,77 871,52
Респ. Удмуртия 372,41 395,09 431,90 440,63
 

     На  рост спроса молочной продукции в  первую очередь влияют такие факторы как:

    • цена;
    • качество;
    • реклама,

а так же другие факторы.

      Сравним какие факторы и в каком  количестве влияют на выбор молочной продукции в России (диаграмма 1. и диаграмма 2.).

      Просмотрев  и проанализировав данные из диаграмм, сделаем вывод. Наиболее важным фактором, при выборе молочной продукции является цена. На втором месте, в 2007году, является качество, а в 2006году срок хранения.

 

       Диаграмма 1. 

      Влияние фактор на выбор молочной продукции  в 2006г. ( % )

Информация о работе Применение законов спроса и предложения на примере рынка отдельных товаров