Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 18:54, курсовая работа
Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора.
Договор о передаче ребенка (детей) и трудовой договор заключаются между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).
На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), не достигший (не достигшие) совершеннолетия, на срок, предусмотренный указанным договором.
В приемную семью передаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе находящиеся в детских интернатных учреждениях, государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.
Подбор детей для передачи в приемную семью осуществляют органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, по согласованию с лицами, желающими принять детей в семью. Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения. Ребенок, достигший десяти лет, может быть передан в приемную семью только с его согласия.
На содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.
Орган опеки и попечительства обязан оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка (детей), а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей).
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ……………………………………………………………………………5
Правовая природа возникновения приемной семьи ………………………5
Общие положения о приемной семьи ………………………………………6
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО ПОВОДУ СОЗДАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ ……………………………........8
2.1 Порядок организации приемной семьи………………………………….......8
2.2 Обследование условий жизни кандидатов в приемные родители ……….10
ГЛАВА 3 ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО ПОВОДУ СОЗДАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ ………………………………..15
3.1 Правовое регулирование порядка образования приемной семьи ………..15
3.2 Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью ………...18
3.3 Материальное обеспечение приемных семей ……………………………. 25
ГЛАВА 4 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУТУА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ И ДРУГИХ ФОРМ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЮ ………………………………………………………………………… 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………....33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………...35
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Перечень приведенных выше обстоятельств, препятствующих тому или иному лицу стать приемным родителем, носит исчерпывающий характер.
Таким
образом, лица, желающие взять на воспитание
в приемную семью детей, подают в
орган опеки и попечительства
по месту своего жительства заявление
с просьбой об образовании приемной
семьи.
2.2
Обследование условий
жизни кандидатов в
приемные родители
Органы опеки и попечительства по месту жительства лиц, желающих взять детей на воспитание в приемную семью, либо уполномоченные ими органы и организации в течение месяца с момента подачи заявления проводят обследование условий жизни кандидатов в приемные родители, изучают их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей и реализовать планы защиты их прав и законных интересов, что отражается в акте обследования жизни кандидатов в приемные родители [8, с.11] .
В
настоящее время основная работа
с приемными семьями
Рассматривая работу социально-педагогической службы с приемной семьи, необходимо отметить, что такая работа проводится в сотрудничестве с педагогами-психологами, а также администрацией учреждения.
Одним из этапов работы с приемной семьей следует выделить диагностическое обследование кандидатов в приемные родители при помощи методик, рекомендованных Министерством образования Республики Беларусь, а также собеседование.
Если
диагностика проводится специалистом
психологом, то в собеседовании необходимо
участие и социального
Для более глубокого изучения кандидатов в приемные родители социальный педагог может провести анкетирование, которое позволяет получить более подробную информацию о человеке, его мировоззрении, социально-экономическом положении, моральных и духовных качествах.
Сбор информации на этом этапе является необходимым условием построения работы социального педагога с приемной семьей в дальнейшем.
Следующий этап работы социального педагога с приемной семьей предполагает анализ документов кандидатов в приемные родители, а также изучение условий жизни и социального окружения семьи.
На этом этапе инспектор по охране детства предлагает кандидатам собрать документы, необходимые для создания приемной семьи, обращается в органы правопорядка за получением характеристики семьи, а также в наркологический диспансер.
В это время социальным педагогом и инспектором отдела по охране детства организуется посещение будущей приемной семьи, заполняются анкеты, характеризующие приемную семью [2, с.98]. Социальный педагог вносит в анкету информацию, полученную непосредственно от членов семьи, в том числе и детей, если они есть, вносит свои наблюдения о санитарном состоянии дома (квартиры), визуальные наблюдения о психологическом климате в семье, уровне материального достатка, физическом здоровье, наличии вредных привычек. Посещение семьи проводится 5 – 6 раз, при этом социальный педагог обследует также социальное окружение семьи (соседей, коллег по работе, родственников) для получения более полной характеристики семьи и определения, способна ли она принять ребенка.
Для подготовки заключения о возможности заявителей стать приемными родителями органами опеки и попечительства истребуются из соответствующих органов и организаций следующие документы и (или) сведения:
На основании заявления и акта обследования условий жизни лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства в месячный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности заявителей стать приемными родителями [10, с.66].
Заключение
о возможности быть приемными
родителями является основанием для
подбора ребенка с целью
Отрицательное
заключение и основанный на нем отказ
в заключении договора о передаче
ребенка на воспитание в приемную
семью орган опеки и
Органы
опеки и попечительства, уполномоченные
ими органы и организации организуют
в порядке, установленном органами
образования, обучение лиц, в отношении
которых принято положительное
заключение о возможности стать приемными
родителями, по программам, рекомендованными
Министерством образования Республики
Беларусь.
ГЛАВА 3
ХАРАКТЕРИСТИКА
ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ПО ПОВОДУ СОЗДАНИЯ
ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ
3.1
Правовое регулирование
порядка образования
приемной семьи
На воспитание в приемную семью передаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе находящиеся в детских интернатных учреждениях, государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования [5].
В первую очередь дети передаются на воспитание в полные семьи, имеющие постоянный источник доходов.
При передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Передача в приемную семью ребенка, достигшего возраста 10 лет, осуществляется только с его письменного согласия.
Разъединение братьев и сестер, как правило, не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам [3].
По желанию лица, имеющего на то необходимые условия, возможна передача ему на воспитание в приемную семью больного ребенка (ребенка с особенностями психофизического развития, ребенка-инвалида).
При передаче на воспитание в приемную семью ребенка-инвалида или ребенка, родители которого умерли (признаны в судебном порядке умершими, безвестно отсутствующими), приемным родителям одновременно передается пенсионное удостоверение и разъясняется порядок обращения по вопросу выплаты пенсии в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства приемной семьи [6, с.129]. Если пенсия по инвалидности либо по случаю потери кормильца не была назначена, то приемным родителям передаются имеющиеся документы, подтверждающие право на пенсию (документы о стаже работы и заработке родителей, заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии об установлении ребенку инвалидности и другие) и разъясняет порядок обращения в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите с заявлением о назначении пенсии.
Указанные документы передаются непосредственно приемным родителям не позднее двухнедельного срока после заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью [7, с.167].
На каждого ребенка, передаваемого в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация учреждения системы образования, организации здравоохранения, организации социального обслуживания передаются приемным родителям следующие документы:
Ребенок, воспитывающийся в приемной семье, имеет право на общение с родителями, другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает его интересам [2,с. 75].
Общение приемных детей с родителями, лишенными родительских прав, осуществляется на основании разрешения органа опеки и попечительства, согласованного с приемными родителями, в котором указывается время, место и продолжительность общения [9, с.94].
В
спорных случаях порядок
Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы без специальных на то полномочий; совершают от имени малолетних приемных детей и в их интересах все необходимые сделки; дают приемным детям в возрасте от 14 до 18 лет согласие на совершение тех сделок, которые они не вправе совершать самостоятельно; оказывают содействие приемным детям в осуществлении ими своих прав и обязанностей; распоряжаются в установленном порядке имуществом приемных детей. При этом принципиально важное положение сформулировано в п.17 Положения, согласно которому права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами детей [12].
Передача
детей в приемную семью не влечет
за собой между приемными
3.2
Договор о передаче
ребенка на воспитание
в приемную семью
Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора [3].
Форма договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью и образца удостоверения, выдаваемого приемным родителям, утверждена приказом Министерства образования от 24 ноября 1999 г. № 701. (ПРИЛОЖЕНИЕ А).