Приемная семья

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора.
Договор о передаче ребенка (детей) и трудовой договор заключаются между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).
На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), не достигший (не достигшие) совершеннолетия, на срок, предусмотренный указанным договором.
В приемную семью передаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе находящиеся в детских интернатных учреждениях, государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.
Подбор детей для передачи в приемную семью осуществляют органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, по согласованию с лицами, желающими принять детей в семью. Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения. Ребенок, достигший десяти лет, может быть передан в приемную семью только с его согласия.
На содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.
Орган опеки и попечительства обязан оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка (детей), а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ……………………………………………………………………………5
Правовая природа возникновения приемной семьи ………………………5
Общие положения о приемной семьи ………………………………………6

ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО ПОВОДУ СОЗДАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ ……………………………........8

2.1 Порядок организации приемной семьи………………………………….......8

2.2 Обследование условий жизни кандидатов в приемные родители ……….10

ГЛАВА 3 ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО ПОВОДУ СОЗДАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ ………………………………..15

3.1 Правовое регулирование порядка образования приемной семьи ………..15

3.2 Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью ………...18

3.3 Материальное обеспечение приемных семей ……………………………. 25

ГЛАВА 4 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУТУА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ И ДРУГИХ ФОРМ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЮ ………………………………………………………………………… 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………....33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………...35

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО СЕМЕЙНОМУ ПРАВУ.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУТА  ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ……………………………………………………………………………5

    1. Правовая природа возникновения приемной семьи ………………………5
    2. Общие положения о приемной семьи ………………………………………6

ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО ПОВОДУ СОЗДАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ ……………………………........8

2.1 Порядок  организации приемной семьи………………………………….......8

2.2 Обследование  условий жизни кандидатов в  приемные родители ……….10

ГЛАВА 3 ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО ПОВОДУ СОЗДАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ ………………………………..15

3.1 Правовое  регулирование порядка образования  приемной семьи ………..15

3.2 Договор  о передаче ребенка на воспитание  в приемную семью ………...18

3.3 Материальное  обеспечение приемных семей ……………………………. 25

ГЛАВА 4 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУТУА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ И ДРУГИХ ФОРМ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЮ ………………………………………………………………………… 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ………………………………………………………………....33

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………...35

ПРИЛОЖЕНИЕ  А 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Правовое  регулирование института приемной семьи в первую очередь направлено на создание наиболее благоприятных  условий для существования приемной семьи как формы устройства детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, а также охрану их законных прав и интересов.

     Современная динамика развития экономическая, правовой, социальной сферы общества свидетельствует  о необходимости последовательного  и комплексного изменения, расширения системы общественных отношений, возникающих  при образовании приемной семьи, что обуславливает актуальность темы курсовой работы.

     Объектом  исследования являются совокупность общественных отношений в сфере правового  регулирования порядка образования  приемной семьи, назначение и особенности  приемной семьи.

     Предметом исследования являются отношения по возникновению, функционированию и прекращению функционирования приемной семьи.

     Цель  проведения исследования состоит в  комплексном анализе основных проблем  правового регулирования института  приемной семьи в Республике Беларусь.

     Для реализации поставленной цели необходимо разрешать следующие задачи:

  1. провести правовой анализ правового регулирования порядка образования и деятельности приемных семей;
  2. проанализировать и теоретически обобщить правовые нормы, регулирующие образование приемных семей, и на основании полученных результатов выработать рекомендации по совершенствованию законодательства.

     В качестве методологической основы исследования использовался метод системно-структурного анализа. В процессе исследования широко применялись метод анализа, метод сравнительного правоведения, формально-логический метод.

     При выполнении курсовой работы использовались нормативные правовые акты (Кодекс Республики Беларусь о браке и семье; Об утверждении Положения о приемной семье: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 № 1678; Об утверждении перечней заболеваний, при наличии которых лица не могут усыновить ребенка, быть опекунами и попечителями, приемными родителями: постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 февраля 2005 года № 4; Об утверждении формы договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью и образца удостоверения, выдаваемого приемным родителям: приказ Министра образования Республики Беларусь от 24 ноября 1999 № 701) и учебно-методическая литература. 
 

       
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ

1.1 Правовая природа возникновения приемной семьи 

   Процесс обновления семейного законодательства, основу которого составляет Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, вступивший в силу 1 сентября 1999 года, привел к существенному изменению многих традиционных и появлению новых, ранее неизвестных белорусскому праву институтов и норм. Это коснулось и таких важных для граждан (прежде всего детей), семьи и общества вопросов, как защита прав и интересов детей, которые остались без родительской опеки. Этим вопросам посвящены 13, 14 главы Кодекса: "Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение)", "Опека и попечительство" [3]. В них впервые закреплен принцип приоритетности воспитания детей в семье и содержится подробная регламентация различных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей: помимо традиционных усыновления, опеки и попечительства, детских интернатных учреждений введены такие новые формы, как приемная семья, опекунская семья, патронатное воспитание. 

     Приемная семья – это новая, но перспективная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Создание и деятельность приемной семьи регламентируются статьями 169-174 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, а также Положением о приемной семье, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 года.

     Но  в законодательстве отсутствует  правовое определение термина «приемная семья». А.М. Нечаев полагает, что приемная семья обладает всеми признаками семьи. По мнению М.В. Антокольской, приемная семья – это гибридная форма, содержащая в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления [1, с.217]. Представляется, что приемную семью можно определить как социальное образование, состоящее, как минимум, из одного родителя и ребенка, не связанных кровным родством, созданное на основании норм действующего семейного законодательства с целью обеспечения максимально благоприятных условий для воспитания детей, оставшихся без родительского попечения.

      На  современном этапе приемная семья  является наиболее популярной формой семейного устройства. В настоящее  время в приемных семьях воспитывается  более  3730 детей. В Беларуси насчитывается уже свыше 2,5 тысяч приемных матерей.

      Таким образом, понятие «приемная семья» было введено в Республике Беларусь в 1999 году в связи с принятием  Кодекса о браке и семье  и «Положения о приемной семье» от 28 октября 1999 года. 

    1.2 Общие положения о приемной семье 

   Приемная  семья является одной из форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [3].

   Приемная  семья состоит из приемных родителей и приемного ребенка (детей).

   Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, именуются приемными родителями, ребенок (дети), передаваемый на воспитание приемным родителям, именуется приемным ребенком (детьми), а также семья – приемной семьей.

   Приемная  семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора. Договор о передаче ребенка (детей) и трудовой договор заключаются между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в приемную семью).

   На  воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), не достигший (не достигшие) совершеннолетия, на срок, предусмотренный  договором.

   Минимальный возраст ребенка законом не предусмотрен.

     Положением о приемной семье предусмотрено, что общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать 4 человек [12].

   Ограничение по общему правилу количества детей, воспитываемых в приемной семье, призвано обеспечить им, прежде всего, семейное воспитание, основанное на личных взаимоотношениях приемных детей и приемных родителей, что и отличает приемную семью от детских учреждений, сориентированных в силу специфики организации воспитательного процесса на общественное воспитание.

   Органы  опеки и попечительства, уполномоченные им органы и организации определяют число детей, которые могут быть переданы на воспитание в данную приемную семью, очередность и сроки их передачи, продолжительность адаптационного периода ребенка в приемной семье.

   Социальную, педагогическую, психологическую помощь приемным семьям оказывают управления (отделы) образования местных исполнительных и распорядительных органов либо органы, организации, уполномоченные органом опеки и попечительства, в соответствии с планом защиты прав и законных интересов каждого приемного ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью [9, с.92].

   Органы  опеки и попечительства, уполномоченные ими органы и организации осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования приемных детей, определяют периодичность и формы контроля, анализируют деятельность приемных родителей, а также выполнение планов защиты прав и законных интересов приемных детей и принимают решение об их корректировке.

   Контроль  за условиями содержания, воспитания и образования детей в приемных семьях осуществляется:

  1. в первые три месяца воспитания каждого приемного ребенка – не реже одного раза в неделю;
  2. после первых трех месяцев воспитания и до одного года – не реже одного раза в месяц;
  3. во второй и последующие годы воспитания ребенка – не реже одного раза в квартал [9, с.94].

   Таким  образом,  приемная семья является формой устройства детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ГЛАВА 2

   ХАРАКТЕРИСТИКА  ПРЕДДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО ПОВОДУ СОЗДАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ 

2.1 Порядок организации  приемной семьи 

     Порядок создания и функционирования приемной семьи является многоступенчатым, состоящим  из двух стадий: преддоговорной и договорной. При этом преддоговорная стадия (создания) приемной семьи также включает в себя два этапа:

  1. отбор приемных родителей;
  2. согласование условий, необходимых для заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью и заключение договора.

     Лица, желающие взять детей на воспитание в приемную семью, подают в орган  опеки и попечительства по месту  своего жительства заявление с просьбой об образовании приемной семьи [3].

     К заявлению должны быть приложены:

  1. копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);
  2. документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;
  3. медицинское заключение о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять детей на воспитание в приемную семью;
  4. согласие других совершеннолетних членов семьи лица (лиц), обратившегося с заявлением об образовании приемной семьи
  5. копия декларации либо иной документ о доходах за предшествующий образованию приемной семьи год, удостоверенные в установленном порядке.

     Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, предъявляется  лицом (лицами), желающими взять детей на воспитание в приемную семью, лично.

   В соответствии со ст. 173 Кодекса о браке и семье, приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

  1. лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  2. лиц, в судебном порядке лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;
  3. отстраненных от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом;
  4. бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
  5. лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребенка;
  6. лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за умышленные преступления, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека [3].

Информация о работе Приемная семья