Прекращение юридического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Целями написания курсовой работы является не только традиционное описание понятия, форм и характеристик реорганизации, но также изучение и систематизация всего массива информации по прекращению деятельности юридических лиц, в форме их реорганизации.

Задачей курсовой работы является изучение и систематизация существующей информации по ликвидации и реорганизации юридических лиц.

При написании курсовой работы нами были использованы следующие методы научного исследования:

- Изучение нормативно-правовой базы;

- Изучение монографических публикаций и статей;

Содержание

Введение 3-4

Глава 1. Прекращение деятельности юридических лиц 5-11

1.1. Прекращение деятельности юридических лиц

без возникновения правопреемства

и при правопреемстве 5-7

1.2. Принудительное и добровольное прекращение

деятельности юридических лиц 7-11

Глава 2. Реорганизация, как один из видов прекращения

деятельности юридических лиц 12-20

2.1. Общая характеристика способов реорганизации 12-13

2.2. Защита прав кредиторов 13-17

2.3. Формы реорганизации и их характеристика 18-20

Глава 3. Ликвидация юридических лиц 21-26

1.Понятие и основания ликвидации
юридических лиц 21-22

2.Порядок ликвидации юридических лиц 22-26
Заключение 27-28

Список используемой литературы 29

Рецензия 30-31

Работа содержит 1 файл

курсовая по гражданскому праву..docx

— 55.25 Кб (Скачать)

     С целью избежать возможных отрицательных  последствий и защитить интересы реорганизуемого юридического лица, можно, включать в соглашение с контрагентом, помимо его обязательства не предъявлять  требование, условие о штрафе, выплачиваемом  в случае предъявления требования (этот штраф, например, может быть равен  сумме предъявленного требования). Поскольку заключение такого соглашения закону не противоречит, указанный в нем штраф будет подлежать уплате.

     Более того, даже в случае отсутствия в  соглашении условия о штрафе нарушение  условия о непредъявлении требований может повлечь возмещение контрагентом убытков, причиненных нарушением договора (проблема состоит в том, что необходимо доказать размер убытков).

     Поэтому интересы реорганизуемого юридического лица должны быть защищены законом. Внесение в закон соответствующих изменений  позволило бы сбалансировать интересы сторон в процессе реорганизации.

     Второй  способ защиты интересов контрагентов – установленная в ГК РФ обязательность составления реорганизационных  документов.

     При реорганизации составляются передаточный акт и разделительный баланс, которые  должны содержать положения о  правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями юридического лица или  органом, принявшим решение о  реорганизации, и представляются вместе с учредительными документами для  государственной регистрации вновь  возникших юридических лиц или  внесения изменений в учредительные  документы существующих юридических  лиц. Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса, а  также отсутствие в них положений  о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной  регистрации вновь возникших  юридических лиц (ст.59 ГК РФ). Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного  юридического лица, вновь возникшие  юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст.60 ГК РФ). 

     2.3. Формы реорганизации  и их характеристика 

     1) Слияние как способ реорганизации юридического лица означает укрупнение вновь возникающего субъекта гражданского права за счет прекращения нескольких юридических лиц. При этом все имущественные права и обязанности каждого из них суммируются  и переходят к юридическому лицу, возникшему в результате слияния, в соответствии с передаточным актом (п.1 ст.58 ГК РФ).  Слияние может быть осуществлено по решению их учредителей либо органов юридических лиц, уполномоченных на то учредительными документами.

     При слиянии нескольких юридических  лиц к ответственности за совершение правонарушения привлекается вновь  возникшее юридическое лицо.14

     2) Присоединение заключается в  том, что существующая организация  укрупняется за счет того, что  одна или несколько других  организаций вливаются в нее,  сами, утрачивая признаки юридического  лица. Права и обязанности присоединенных  юридических лиц  переходят  к укрупняющемуся юридическому  лицу в соответствии с передаточным  актом (п.2 ст.58 ГК РФ). Присоединение  может быть осуществлено по  решению учредителей или органов  юридических лиц, уполномоченных  на это.

     При присоединении юридического лица к  другому юридическому лицу к ответственности  за совершение, а правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.15

     3) Разделение означает дробление  одного юридического лица, прекращающего  свое существование, на несколько  более мелких организаций. 

     Следовательно, права и обязанности прекращаемого  юридического лица тоже дробятся: они  переходят ко вновь возникшим  юридическим лицам на основании  данных разделительного баланса (п.3 ст.58ГК РФ). Разделение юридического лица может быть осуществлено по решению  его учредителей или органа юридического лица, а также в определенных случаях  государственным органом.

     При разделении юридического лица к ответственности  за совершение правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу  перешли права и обязанности  по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено  правонарушение.16

     4) Выделение – это, как и разделение, способ разукрупнения юридических  лиц. В отличии же от разделения  в этом способе разукрупнения  организация не перестает существовать, но уменьшаются объемы ее характеристик  как юридической личности: уменьшается  закрепленный за ней имущественный  комплекс, численность ее участников, объем гражданской правоспособности. Все это как бы «вычитается»  из нее и переходит ко вновь  возникающим на такой основе  другим юридическим лицам. Документом, фиксирующим подробности данного  процесса, является при этом разделительный  баланс (п.4 ст.58 ГК РФ). Выделение   юридического лица, так же как  и разделение, может осуществляться  не только по решению учредителей  или органа юридического лица, но и по решению уполномоченного  государственного органа. Например, в законе о конкуренции сказано,  что если хозяйствующий субъект  занимает доминирующее положение,  осуществляет монополистическую  деятельность и его действия  приводят к значительному снижению  конкуренции, то антимонопольный комитет может принять решение о его принудительном разделении (выделении).

     При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических  лиц к ответственности за совершение правонарушения привлекается то юридическое  лицо, к которому согласно разделительному  балансу перешли права и обязанности  по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено  правонарушение.

     5) В соответствии с п.5 ст.58 ГК  РФ еще одним способом прекращения  юридических лиц признано преобразование  юридического лица, т.е. изменение  организационно-правовой формы юридического  лица. При этом сама организация,  ее участники и ее имущество  в количественном плане могут  оставаться неизменными, но изменяется  совокупность определенных признаков,  характеризующих тип соответствующего  юридического лица: его назначение  как объединения других лиц  и их имущества; правовой режим   имущества, закрепленного за ним;  методы решения тех или иных  вопросов, возникающих в деятельности  данного юридического лица; объем  требований, предъявляемых к учредительным  документам данного юридического  лица и к величине его уставного  капитала; зависящий от всего  этого способ образования и  прекращения данного юридического  лица. При преобразовании юридического  лица ко вновь возникшему субъекту  переходят права и обязанности  преобразуемого юридического лица  в соответствии с передаточным  актом. 

     При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого  вида к административной ответственности  за совершение правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое  лицо. При этом ответственность за совершение правонарушения наступает  независимо от того, было ли известно привлекаемому  к ответственности юридическому лицу о факте правонарушения до завершения реорганизации17.

     3. Ликвидация юридических лиц 

     Ликвидация  юридического лица является другой формой прекращения юридических лиц. Проблема ликвидации стала наиболее актуальна  именно в последнее время. Особенно это связано с таким видом  ликвидации как банкротство. Ежедневно  в прессе можно много слышать  об этой злободневной проблеме, но она  в основном обсуждается с критической  точки зрения. Целью данной главы  является показать ликвидацию как специфический  вид прекращения юридических  лиц с его особенностями. Так  мы разберем детально стадии ликвидации юридического лица и остановимся  на такой важнейшей проблеме как  банкротство.18 

     3.1. Понятие и основания ликвидации юридических лиц 

     Ликвидация  юридического лица – это его прекращение, не влекущее возникновение новых юридических лиц без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В таких случаях к другим лицам переходит имущество, оставшееся после прекращаемого юридического лица, без изменения численности его участников и характера их юридической личности. Поскольку юридическое лицо создавалось для участия в имущественных отношениях и к моменту ликвидации, как правило, участвует в них, то при его ликвидации необходимо завершить имущественные отношения с его участием.

     Основания для ликвидации юридического лица можно  разделить на две группы:

  1. Добровольная ликвидация
  2. Принудительная ликвидация

     К добровольной ликвидации мы относим:

     а) решение участников либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в случаях, предусмотренных  в учредительных документах или  законе, в частности в связи  с истечением срока, на который создана  организация;

     б) по достижении цели, ради которой организация  создана;

     в) при признании судом недействительной регистрации юридического лица в  связи с допущенными при его  создании нарушениями действующего законодательства, если эти нарушения  нельзя устранить.

     К принудительной ликвидации относятся:

     а) решение суда в случаях осуществления  юридическим лицом деятельности без получения лицензии (когда  это необходимо) или вообще запрещенной  законом;

     б) другое грубое нарушение действующего законодательства;

     в) при систематическом занятии  некоммерческим юридическим лицом  деятельностью, противоречащей его  уставным целям (п.2 ст.61 ГК);

     г) решение арбитражного суда о признании  юридического лица (кроме казенных предприятий) несостоятельным (банкротом), принятое по заявлению самого юридического лица, либо его кредиторов, либо прокурора.19 

3.2 Порядок ликвидации юридических лиц 

     Участники юридического лица или его орган, принявший решение о его ликвидации, обязаны немедленно и в письменной форме сообщить об этом органу, зарегистрировавшему  его, который вносит в единый государственный  реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится  в стадии ликвидации (п.2 ст.62 ГК). Лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с  органом, зарегистрировавшем его, назначает ликвидационную комиссию и устанавливает порядок и сроки ликвидации. С этого момента ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ее основная цель – завершить все юридические связи, которые ликвидируемая организация имела с окружающими лицами.20

     Чтобы выявить эти связи ликвидационная комиссия обязана поместить в  органах печати, публикующих данные о государственной регистрации  юридических лиц, объявление о ликвидации юридического лица и о порядке  и сроках заявления требований его  кредиторами (которые не могут быть менее двух месяцев с момента  такого объявления). Не ограничиваясь  этим, ликвидационная комиссия обязана  сама принять меры к выявлению  кредиторов, письменно их уведомить  о ликвидации; выявить должников  ликвидируемой организации и  получить с них долг.

     По  истечению срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный  ликвидационный баланс, назначением  которого является предварительное  определение соотношение имущественных  активов и пассивов ликвидируемой  организации. Он должен содержать сведения о составе имущества организации, о предъявленных его кредиторами  требованиях, о результатах их рассмотрения. Он утверждается участниками юридического лица или  его органом с согласованию с органом, зарегистрировавшем эту  организацию.21

     Порядок списания денежных средств юридического лица по его долгам предусмотрен ст.855 ГК и содержит два варианта: если денежных средств достаточно для  оплаты всех долгов, то они оплачиваются по мере их поступления (п.1 ст.855 ГК); при  нехватке денежных средств на счете  юридического лица их списание осуществляется в соответствии с очередностью, установленной  п.2 ст.855 и включающий в себя шесть  очередей. Если юридическое лицо (кроме  учреждений) не располагает денежными средствами, необходимыми для удовлетворения всех признанных ликвидационной комиссией требований кредиторов, то закрепленное за юридическим лицом имущество распродается с публичных торгов.

     Указом  Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 года утверждено “Временное положение о порядке обращения  взыскания на имущество организаций”, в п.8 которого предусмотрено очередность  распродажи имущество предприятий-должников. В первую и вторую очереди реализуется  имущество, не предназначенное для  непосредственного участия в  процессе производства; в третью очередь  – имущество производственного  назначения; в четвертую очередь  – имущество, находящееся на законных основаниях во временном владении других лиц. После распродажи имущества  осуществляется выплата кредиторам юридического лица его долгов.

     Учитывая  возможность того, что и после  распродажи имущества ликвидируемого юридического лица у него не хватит денег, чтобы расплатиться по всем его  долгам, п.1 ст.64 ГК предусмотрел очередность  погашения требования кредиторов (которую  не следует смешивать с очередностью реализации имущества должника). Она  аналогична той очередности, которая  предусмотрена в п.3 ст.25 ГК, регулирующем порядок выплаты долгов кредиторам индивидуального предпринимателя, призванного по решению суда банкротом, со следующими особенностями: для осуществления  процедуры выплаты долгов юридического лица в определенной очередности  не требуется решение суда о признании  его банкротом; в отношении имущества  юридических лиц, в отличие от имущества граждан-предпринимателей, в законе нет оговорки “…на которое  может быть обращено взыскание”, т.е. в таких случаях может быть обращено на все закрепленное за юридическим  лицом имущество.

Информация о работе Прекращение юридического лица