Автор: n**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 00:02, реферат
Некоторые развитые страны (Швеция, Финляндия, Норвегия) подошли к нему вплотную. Он предоставляет гражданам широкие права и свободы, а также обеспечивает социально-экономическую основу их осуществления всеми гражданами.
Демократия это явление высокоорганизованного гражданского общества, для ее установления необходимы соответствующие предпосылки: высокое экономическое развитие и высокое благосостояние людей, большинство из которых собственники; высокий уровень представительных
Введение
1 Понятие представительной демократии: сущность и значение.
2 Проблема сочетания представительной и прямой демократии.
3 Роль парламента в представительном правлении
Заключение
Список использованной литературы
В зависимости от формы волеизъявления народа различаются и формы демократии (представительная и непосредственная демократия).
Под формами демократии понимаются исторически сложившиеся способы или средства выявления и выражения воли и интересов различных слоев общества. В зависимости от того, каким путем прямым или косвенным выражается эта воля и интересы общества и народа, различают две разновидности форм демократии. Это формы представительной демократии (выборные органы государственной власти, выборные партии и общественные органы;, с помощью которых народ осуществляет власть через своих представителей, и формы непосредственной демократии (референдум, плебисцит, собрания, сельские сходы и np.) i с помощью которых основные вопросы государственной и общественной жизни народом решаются непосредственно.
Представительная демократия осуществления народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения выражающие волю тех, кого они предоставляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.
Непосредственная демократия это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. Она может осуществляться в форме референдума и выборов. Далее эти формы будут рассмотрены подробнее.
Прямое правление, преимущества, недостатки и значение в современный период.
Непосредственная демократия исходит из того, что в демократическом
государстве воля народа и государственной власти должны быть тождественны, что сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важнейших политических решений, осуществления власти.
Представительные же органы необходимо свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам.
По мнению сторонников непосредственной демократии, лишь прямое правление представляет собой подлинное народовластие, даёт больше возможностей по сравнению с представительными институтами для выражения интересов и воли народа.
Её преимущества также в том, что непосредственное (прямое) правление обеспечивает полную легитимизацию власти, преодоление политического отчуждения граждан, что повышает стабильность политической системы и эффективность управления; расширяет за счёт участия многих людей интеллектуальный потенциал политических решений, повышает вероятность их оптимизации; развивает общественную активность населения, способствует свободной самореализации и самоутверждению личности, её развитию в целом; обеспечивает эффективный контроль за политическими институтами и должностными лицами, предотвращает злоупотребление властью, отрыв правящей элиты от народа, бюрократизации чиновничества.
Справедливости ради надо отметить, что у прямого правления есть не только сторонники, но и противники. Они акцентируют внимание на её слабых местах. Это низкая эффективность принимаемых решений в следствие
недостаточной компетентности и ответственности должностных лиц, поскольку важнейшие решения принимаются широким кругом никем не контролируемых и не несущих за это ответственности непрофессионалов; повышение опасности тоталитаризма или популистского авторитаризма вследствие подверженности масс идеологическим влияниям и их склонности к
уравнительности, ущемлению свободы за счёт равенства, сложности и дорогостоящности при практическом осуществлении; невозможность привлечь большинство граждан к систематическому участию в управлении без принуждения, нарушения личной свободы, поскольку основная масса населения не желает добровольно заниматься политикой.
Граждане в подавляющем большинстве случаев выражают желание и готовность непосредственно участвовать в решении политических, социальных и экономических проблем, нежели "передоверять" и отдавать их на "откуп" представительным органам.
На федеральном уровне предпочтение отдаётся представительным органам, а на местном уровне непосредственной демократии.
Традиционно прямая демократия рассматривалась политической мыслью как удел примитивных народов или небольших территориальных единиц.
Обзор исторических типов самоуправления как одной из форм прямой демократии позволяет установить некоторые их закономерности: в доклассовых обществах непосредственное осуществление функции управления было естественной и почти универсальной формой организации управления, формой саморегуляции жизни рода, общины.
В общностях любой величины самоуправление сочетало элементы как прямой, так и представительной демократии, с делегированием полномочий.
Прямая демократия была прогрессивным явлением до тех пор, пока она обеспечивала массовое участие в управлении.
Референдум, как форма непосредственной демократии является далеко не новой формой непосредственного участия населения в решении глобальных социально-экономических и политических вопросов, а также в разрешении территориальных и иных внутренних и межгосударственных проблем.
Принято считать датой проведения первого в истории человечества
референдума 1439 г., а его "родиной" Швейцарию. Швейцария стоит на первом месте по использованию референдумов на федеральном или "общенациональном" уровне, по подсчётам швейцарских государствоведов и правоведов, начиная с 1843 г. было проведено более 240 референдумов. За время существования института референдума в Европе на национальном уровне проведено более 100 народных голосований, в России институт референдума существовал в форме сельских сходов, собраний и т. д. после I мировой войны институт референдума вошел в конституции ряда европейских государств. После II Мировой войны был дан новый толчок процессу дальнейшего развития и совершенствования референдума практически во всех высокоразвитых странах.
Референдумы неоднократно проводились во Франции, Италии, Дании,
Норвегии, Ирландии, Бразилии, Уругвае и ряде других стран. Институт референдума нашёл своё законодательное закрепление в конце XIX начале 9 XX в. ив конституционных актах ряда штатов США.
Что же касается различия между референдумом и всеобщими выборами, то, во первых, в ходе выборов избираются выборщики или кандидаты, а в ходе референдума избиратель отвечает "да" или "нет" на поставленный вопрос, и, во вторых, выборы непосредственно связаны с представительной демократией, а референдум представляет собой институт прямой демократии.
Законодательство по референдумам развитых демократических стран выделяют референдумы: Конституционный (голосование по новой Конституции или поправкам к ней) Обычный законодательный (по любому законопроекту, предложенному к ратификации в установленном порядке)
Дозаконодательный или консультативный. «Мнение, высказанное на
консультативном референдуме, т.е. до утверждения законопроекта не является обязательным ни для парламента, ни для правительства и используется лишь как орудие политического воздействия на них»2).
Послезаконодательный (ратифицирующий), «после ратифицирующего референдума законопроект приобретает силу закона, даже если нет согласия представительных органов».
Обязательный (при наступлении точно установленных законом условий).
Факультативный (по усмотрению правомочного на это действие субъекта права).
Также оговорен и территориальный принцип, в современном государстве референдум проводится и на общенациональном, и на региональном, и на местном уровнях.
Референдум как непосредственное волеизъявление народа имеет преимущество перед представительной демократией, при соблюдении определенных условий:
- выносимый на референдум вопрос должен быть понятен рядовому избирателю;
- до референдума должны быть разъяснены через СМИ желаемые или не желаемые последствия принимаемого решения.
При соблюдении этих условий на референдум может быть вынесен сложный законопроект, вплоть до проекта конституции.
Парламент - это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти. Представительный характер означает, что парламент рассматривается как выразитель интересов и воли народа (нации), т. е. всей совокупности граждан данного государства.
Основополагающее значение имеет формирование и утверждение современной идеи народного представительства, в соответствии с которой представительные органы власти избираются не пожизненно, а на определённый, строго фиксированный конституцией срок. Сущность принципа представительства состоит в том, что в политической сфере избиратели определяют цель, а избранный ими представитель наиболее, на его взгляд, подходящие средства её достижения, а также в том, чтобы представители не позабыли свою ответственность, чтобы не стали легкомысленно смотреть на свои обязанности, чтобы не стали исполнять их с точки зрения личного интереса. Он призван адекватно и реально отражать интересы народа через волеизъявление законно избранных его представителей и исключать возможность произвольной интерпретации этой воли или ее искажения, но как говорится "quis custodi et custodes" (кто будет сторожить сторожей), кто будет наблюдать за парламентом? я ответа не нахожу, пример тому принятый закон о ввозе и захоронении ядерных отходов на территории России, хотел ли народ этого? Конечно же нет.
На деле мы видим лишь общее невежество и неспособность, или говоря более умеренным языком, недостаточность умственных дарований в парламенте (их нерешительность и недальновидность) парламент находится под влиянием интересов, не совместимых с общим благом. Народ должен управляется всем народом посредством равноправного представительства, но до сих пор целый народ управлялся представителями одного только большинства этого народа (меньшинство на практике необходимо остается лишённым участия в управлении, "тирания большинства").
Парламентаризм, зародившийся в недрах сословной монархии как
исключительно важный инструмент политической борьбы с феодализмом, утрачивает своё прогрессивное значение по мере углубления противостояния законодательной и исполнительной власти и превращения парламента в "говорильню", в которой сводят счёты соперничающие политические фракции или партии, создавая иллюзию "свободной политической игры", в то время как ведущие эту игру депутаты не обременены ответственностью перед избирателями.
Заключение
И прямое и представительное правление есть демократия, есть подлинное народовластие, есть право народа жить так, как он хочет, принимать важнейшие решения лишь с его собственного согласия, есть принадлежность всей полноты власти народу, реальная возможность управлять обществом и государством через созданные и контролируемые ими государственные и общественные организации.
На мой взгляд, лишь средства проведения в жизнь, чьих то интересов, но только не народных. Мне кажется, что есть Конституция и есть повседневная жизнь, со своими реалиями, совсем не похожими на то, о чём говориться в конституции. Отсюда вывод: неизбежное противоречие между конституционными нормами и политической практикой демократической системы. Оно всегда будет существовать как некая первородная ошибка демократии.
По сути своей общество за демократию, более того народ демократию любит и поэтому нетрудно набросить покров любви, придать внешнее демократическое облачение".
История знает не мало примеров такого "переодевания": Созыв генеральных штатов Людовиком XVI в 1789 г. на кануне революции, обещание Николая II "даровать" конституцию и созыв Думы; попытки многих военных диктатур (латинской Америки), придать демократический фасад; использование представительных институтов как средство национального угнетения; дискриминация коренного населения США, Канады, Новой Зеландии в органах представительной власти.
Возникают вопросы: действительно ли народ источник власти? Тождественны ли эти понятия? Существует ли реальная прочная связь народа со своими представителями? Принимают ли они решения согласно и в соответствие с волей народной? На все эти вопросы у меня один ответ: - "Нет"!
Список использованной литературы
Информация о работе Представительная демократия ее природа и юридическая форма