Автор: n**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 00:02, реферат
Некоторые развитые страны (Швеция, Финляндия, Норвегия) подошли к нему вплотную. Он предоставляет гражданам широкие права и свободы, а также обеспечивает социально-экономическую основу их осуществления всеми гражданами.
Демократия это явление высокоорганизованного гражданского общества, для ее установления необходимы соответствующие предпосылки: высокое экономическое развитие и высокое благосостояние людей, большинство из которых собственники; высокий уровень представительных
Введение
1 Понятие представительной демократии: сущность и значение.
2 Проблема сочетания представительной и прямой демократии.
3 Роль парламента в представительном правлении
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования Республики Беларусь
У О «Белорусский
государственный экономический университет»
Кафедра
теории и истории права
на
тему: «Представительная демократия ее
природа и юридическая форма»
Выполнил:
студент
1 курса, гр. ХП-3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Понятие представительной демократии: сущность и значение.
2 Проблема сочетания представительной и прямой демократии.
3 Роль парламента в представительном правлении
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Демократия произошло от латинского народовластие это во многом режим будущего.
Некоторые развитые страны (Швеция, Финляндия, Норвегия) подошли к нему вплотную. Он предоставляет гражданам широкие права и свободы, а также обеспечивает социально-экономическую основу их осуществления всеми гражданами.
Демократия это явление высокоорганизованного гражданского общества, для ее установления необходимы соответствующие предпосылки: высокое экономическое развитие и высокое благосостояние людей, большинство из которых собственники; высокий уровень представительных
учреждений и политического сознания людей, их культурный уровень, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию.
Целью работы является рассмотреть демократический политический режим.
Исходя из поставленной цели, задачами представленной работы являются определить сущность демократического политического режима, изучить принципы и виды демократии.
Сущность демократического политического режима в переводе с греческого демократия означает власть народа" (demos народ, cratos власть). Более развернутое определение демократии, ставшее классическим, было дано американским президентом А. Линкольном в его известной геттисбургской речи (1863 г.)- правление народа, избранное народом и для народа, но, несмотря на очевидность трактовки демократии как народовластия, существует ряд проблем, относящихся к содержанию и функционированию демократии.
Эти вопросы вызывают серьезные споры, что нашло отражение в появлении разных теорий демократии. Упор делается на ее различные свойства: свободу (либерализм), равенство (марксизм), участие народа в принятии решений (партисипаторная теория, или демократия участия), конкуренцию за голоса избирателей между элитами (элитарные теории). Первое представление о демократии как форме правления возникло в античной Греции. Аристотель определял демократию как "правление всех". Но при рассмотрении истории становления демократии обнаруживается, что понятия "все" и "народ" не всегда совпадали.
из всех существующих в прошлом примеров наиболее демократичной была "первобытная демократия", где решения принимали все взрослые члены рода или племени. В период разложения первобытного общества возникает военная демократия, где народ, иными словами имеющие право участвовать в управлении и осуществлять правосудие, ограничивался только вооруженными мужчинами. В древних Афинах, подаривших миру опыт первой прямой политической демократии, под народом понимались только взрослые свободные мужчины. Именно они имели право лично участвовать в работе народного собрания и голосовать. Женщины, рабы, метеки (лично свободные переселенцы) политических прав не имели.
таким образом, в Афинах демократия распространялась только на несколько тысяч человек. Эта власть была далека от совершенства еще и потому, что подавляла инакомыслие, принимая форму тирании "большинства", так, афинская демократия приговорила к смерти Сократа, а также могла предать любого непопулярного гражданина остракизму (изгнанию из города сроком на 10 лет). Известно, что из Афин был изгнан полководец и политик Фемистокл с словами: "ты лучше нас, а нам не нужно лучших". Этой участи едва избежал и известный сторонник афинской демократии Перикл.
Наконец, отметим, что демократия древности существовала за счет института рабовладения. Столь же суженной была категория граждан - народа в средневековых муниципальных демократиях в феодальных городах-республиках, крупнейшими событиями, заложившими основы демократической тенденции, явились Английская революция (1688 г.), война за независимость северной Америки (1775-1783 гг.) и Французская революция (1789 г).
В принятых в этот период документах: Билле о правах (Англия), декларации независимости и Билле о правах (США), "Декларации прав человека и гражданина (Франция, 1791) были выдвинуты демократические ценности и принципы, которые просматриваются и в современной практике функционирования системы представительства, взаимоотношения ветвей власти и законодательства в области прав человека. Но более зрелых форм демократия достигла в середине XX в., когда стали реальностью равные для всех слоев общества гражданские и политические права. Отметим, что современная демократия отличается от предшествующих исторических моделей и другими существенными признаками: защитой прав человека, признанием права оппозиции (тех, кто в данный момент остался в меньшинстве) отстаивать свое мнение и критиковать правительство.
Современные политики подчас злоупотребляют, словом демократия. Большинство современных партий содержат в своем названии термин «демократическая», практически все современные политические режимы, даже авторитарные, претендуют на демократичность. Подобная произвольность в употреблении понятия "демократия" и само разнообразие трактовок ее сущности побуждает отдельных авторитетных ученых сделать вывод, что демократия это "понятие, решительно не поддающееся определению" тем не менее политологи, различные международные организации используют это понятие, согласившись относительно критериев, позволяющих отнести тот или иной режим к демократическому. Что представляет собой современная политическая демократия?
демократические выборы предполагают реальную соревновательность различных кандидатов, альтернативность выбора. Реализация принципа "один гражданин один голос
раскрывает смысл политического равенства. Гарантия основных прав человека. Права человека характеризуют принципы отношений между государством и гражданами и определяются как свободы. Свобода это защищенность личности от произвола других людей и власти, защита от нищеты и голода.
В преамбуле Всеобщей Декларации прав человека, принятой генеральной ассамблеей ООН в 1948 г., описаны четыре свободы: свобода слова, свобода убеждений, свобода от страха и свобода от нужды. Эти, а также другие свободы ассоциируются с несколькими категориями прав. Гражданские права. Этими правами люди пользуются как частные лица, и они защищают граждан от произвола власти.
К ним можно отнести равенство всех граждан перед законом, право на частную жизнь, право не подвергаться пыткам, наказанию без суда, свободу вероисповедания и др. Политические права дают гражданину возможность участвовать в процессе управления и влиять на принятие решений законодательными и исполнительными органами: право избирать и быть избранным, свобода выражения политических суждений, свобода голосования, право на демонстрации, право на создание политических и общественных организаций, право подавать петиции властям. Социальные и экономические права. Реализация этих прав необходимое условие обеспечения политического равенства. Связано это с тем, что провозглашение политического равенства не устраняет сложившейся практики, когда отдельные граждане в силу своего общественного статуса и благосостояния располагают большими возможностями влиять на власть, используя для этого СМИ, непосредственные контакты с правительственными чиновниками, дружеские связи.
Они включают в себя право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает, и право на справедливые и благоприятные условия жизни. Реализация этих прав требует подкрепления гарантиями против дискриминации в приеме на работу, в оплате труда по признакам пола, религии, расы или языка. Обеспечение социальных и экономических прав предполагает активность государства в разработке и осуществлении социальных программ. Рассматривая перспективы развития демократии, ряд авторов указывает на актуализацию в будущем требований гарантий равенства в сфере экологии. Отметим, что свобода слова, свобода печати, доступ к средствам информации рассматриваются демократической общественностью как необходимые условия реализации других прав.
Эти свободы позволяют гражданам критиковать правительство, выражать протест против нарушения каких-либо индивидуальных и коллективных прав, участвовать в дебатах по важнейшим общественным проблемам, демократическая практика последних десятилетий характеризуется признанием необходимости гарантировать коллективные права религиозных, этнических и языковых меньшинств. Они включают в себя гарантии против проявления дискриминации в какой-либо форме, а также право на сохранение самобытности.
Представительная демократия - форма
общественно-
а) в промежутках между выборами и референдумами народ фактически отстраняется от власти, так как все решения принимаются государственными должностными лицами
б) существует реальная угроза того, что избранные представители при принятии решений будут ориентироваться не столько на интересы народа, сколько на свои личные или узко групповые интересы.
в) создаётся сложная иерархическая система государственных органов и учреждений, что неизбежно ведёт к отрыву правящей группы от населения
г) влияние на государственных должностных лиц начинают оказывать социальные группы, обладающие значительными финансовыми, экономическими ресурсами.
Однако, несмотря на явные ограничения, которые накладывает представительная демократия на реальные права и возможности народа осуществлять государственную власть, она:
а) избавляет народы от правления жестоких тиранов, потому что даёт возможность народу посредством выборов сменять неугодных государственных деятелей, аморальных диктаторов.
б) гарантирует гражданам права и свободы, защищает их от произвола правителей.
в) предоставляет гражданам более широкий диапазон личной свободы, чем любая иная система политической власти.
г) позволяет людям выражать и защищать свои интересы, в т.ч. путём создания соответствующих политических организаций.
д) способствует развитию инициативы, творчества людей.
Политическая теория и практика разных стран знает широкий набор самых различных форм представительной и непосредственной демократии. Одним из них в научной литературе и публицистике уделяется значительное внимание.
Вообще институты прямого и представительного правления достаточно полно освещены и изучены, их изучением занимались Монтескье, Токвиль, Руссо, Чичерин, Дж.Ст. Милль и другие в конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственном источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия или, иначе говоря, демократическим государством.
В демократическом государстве единственным источником власти и ее носителем является народ, признанием народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета.
Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет только одного субъекта - народ.
Народ РФ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через
органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст.3 конституции РФ).
Информация о работе Представительная демократия ее природа и юридическая форма