Предмет международного частного права. Основные принципы, источники

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:30, контрольная работа

Описание работы

Вопрос о предмете и системе международного частного права является одним из наиболее сложных и запутанных в современной правовой доктрине. Количество и содержание точек зрения, выдвинутых по этому поводу различными отечественными и зарубежными исследователями, поражает своим многообразием и противоречивостью. Тем не менее подавляющее большинство ученых сходится на мысли о том, что существуют два основных признака, характеризующих общественные отношения, составляющие предмет международного частного права. Отмечается, что эти общественные отношения должны, во-первых, носит частный характер и, во-вторых, быть международным.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 63.47 Кб (Скачать)

Таким образом, подобно обычаям, обыкновения  – это правила поведения, сложившиеся  в определенной области предпринимательской  деятельности на основе постоянного  и единообразного их применения. В  то же время, в отличие от обычаев, они не являются источником права  и применяются только при условии, что эти правила известны сторонам и нашли отражение в договоре в виде прямой или подразумеваемой  отсылки к ним.

Торговые обыкновения рассматриваются  судом в качестве составной части  заключенного контракта, если такое  правило не было исключено сторонами  в какой-либо форме. Подтверждением этого тезиса может, в частности, служить п. 2 ст. 5 ГК Российской Федерации, который устанавливает, что «обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются».[4]

В настоящее время по сравнению  с другими источниками права  обычаи делового оборота и торговые обычаи играют вспомогательную роль и применяются в большинстве  своем в тех случаях, когда  в национальном законе или международном  договоре вообще отсутствует соответствующее  предписание или оно недостаточно полно.

Изложенное выше позволяет прийти к выводу, что использование обыкновения  в качестве нормативного регулятора международных немежгосударственных невластных отношений возможно в случаях, когда: 1) это вытекает из договора, заключенного сторонами; 2) к нему отсылает норма национального законодательства какого-либо государства; 3) его применение основывается на положениях международного договора, регулирующего взаимоотношения сторон.

Наиболее употребимые в деловой практике обыкновения были обобщены некоторыми международными организациями и нашли отражение в их публикациях. Среди подобных изданий наибольшую известность получили такие документы Международной торговой палаты (МТП), расположенной в г. Париже, как Международные правила толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС) в редакции 1936, 1953, 1967, 1976, 1980 и 1990 гг.; Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов в редакции 1993 г.; Унифицированные правила по инкассо в редакции 1995 г.; Унифицированные правила для договорных гарантий 1978 г.; Правила регулирования договорных отношений 1979 г. и др.

Огромное значение в современном  международном деловом обороте  имеют типовые договоры, или так называемые формуляры. Их условия заранее вырабатываются крупной компанией или производственным объединением, которое господствует на рынке соответствующего товара или услуги, и предлагаются иностранному контрагенту для подписания. При этом последний довольно часто не имеет возможности ни изменять, ни даже обсуждать предлагаемые условия. Такая ситуация наиболее типична в тех сферах, где существует фактическая или юридическая монополия крупных транснациональных корпораций.

В современном гражданском праве  западных стран прослеживается тенденция  придания типовым договорам нормативного значения. Поэтому, хотя формуляры строго юридически и не являются источниками  права, но по существу в некоторых  отношениях, в которых участвуют  соответствующие организации, они  заменяют нормы действующего законодательства, а их положениям придается сила норм торговых обычаев или обычаев  делового оборота.[7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные принципы  международного частного права

Первый принцип суверенного равенства государств. Этот принцип является исходным началом международного права, объединяет в себе два важных свойства: суверенитет и равенство с другими государствами. Данный принцип предполагает, что государства юридически равны, пользуются правами, присущими полному суверенитету, обязаны уважать правосубъектность других государств; территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны, каждое государство имеет право свободно выбирать свои политические, экономические и социальные системы, каждое государство обязано полностью и добровольно выполнять свои международные обязательства.

Второй принцип неприменения силы или угрозы применения силы. Каждое государство обязано воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности и политической независимости других государств.

Третий принцип невмешательства во внутренние дела других государств. Ни одно государство или группа государств не имеют права вмешиваться прямо или косвенно во внутренние или внешние дела других государств. Ни одно государство не вправе содействовать применению или поощрять такие меры, которые направлены на подчинение одного государства другому государству.

Четвертый принцип мирного разрешения международных споров. Согласно данному принципу государства обязаны разрешать возникающие между ними споры исключительно мирными средствами, с тем, чтобы не подвергать угрозе мир и международную безопасность.

Пятый принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Шестой принцип международного сотрудничества государств. Государства обязаны независимо от различия в их политических и экономических системах сотрудничать друг с другом в целях поддержания международного мира и безопасности, содействовать экономическому прогрессу в мире.

Седьмой принцип равноправия и самоопределения народов. Все народы имеют право свободно определять свой политической статус, осуществлять свое экономическое и культурное развитие, свободно принимать решения по созданию своего государства.

Восьмой принцип территориальной целостности государств. Государства должны отказаться от насильственного расчленения территории других государств, отделения каких-либо ее частей, а также право каждого государства свободно распоряжаться своей территорией.

Девятый принцип нерушимости государственных границ. Государства должны отказаться от каких-либо территориальных претензий и согласиться с существующим территориальным распределением в мире.

Десятый принцип уважения прав и свобод человека.[8]

Ведь, если говорить о принципах  в международном частном праве  в Российской Федерации применяется  принцип инкорпорации: любое юридическое  лицо, зарегистрированное на территории РФ, считается российским, то есть имеет  «российскую» национальность. При этом встречающееся в настоящее время  в обиходе, а ранее в нормативных  актах такое понятие, как «совместное  предприятие», означает лишь учреждение данного предприятия российскими  и иностранными лицами и наличие  в уставном фонде такого предприятия  иностранного капитала.

Национальность «совместного предприятия», так же, как и любого предприятия, учрежденного только иностранцами (или имеющего в уставном фонде  только иностранный капитал) на территории РФ, будет российской, поскольку  данное юридическое лицо зарегистрировано (внесено в Государственный реестр) на территории РФ.

Принцип инкорпорации в Российской Федерации нашел отражение в  ГК РФ, в которой содержится положение  о том, что гражданская правоспособность иностранных юридических лиц  определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо. Следовательно, если юридическое лицо учреждено в Российской Федерации, то его правоспособность будет определяться по российскому праву и юридическое лицо будет иметь российскую национальность.

Разные принципы определения  национальности юридического лица на практике порождают проблему в правовом регулировании деятельности юридических  лиц. Этот вопрос в международном  частном праве именуется «коллизией или коллизий в международном  частном праве».

Существование «коллизии  коллизий» обусловлено наличием в законодательстве разных государств таких коллизионных норм, которые  имеют одинаковый объем и разные коллизионные привязки. Так, например, практически во всех правовых системах предусмотрены коллизионные нормы, определяющие выбор права для  установления правоспособности юридических  лиц. Однако, как было показано ранее, сами коллизионные принципы (соответствующие  правила выбора права) имеют различное  содержание. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Международное частное  право (МЧП) – это комплексная  правовая система, объединяющая нормы  внутригосударственного законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют имущественные  и личные неимущественные отношения, “осложненные” иностранным элементом.

Выделение отраслей международного права обусловлено прежде всего заинтересованностью международного сообщества государств в более эффективном правовом регулировании соответствующего комплекса международных отношений, а также появлением больших групп однородных правовых норм, которые объективно связаны между собой общностью объекта регулирования. 
            Процесс, способы и формы создания норм международного права отличаются от создания норм внутреннего права. 
В международных отношениях нет каких-либо законодательных органов, которые могли бы принимать правовые нормы без участия самих субъектов системы международного права. Международно-правовые нормы создаются самими субъектами международного права. 
            Единственным способом создания международно-правовых норм является соглашение субъектов международного права. Только субъекты международного права придают тем или иным правилам своего поведения качество юридической обязательности. 
            Поскольку в международных отношениях нет каких-либо надгосударственных органов принуждения, соблюдение и исполнение международно-правовых норм в основном осуществляется субъектами этой системы права на добровольной основе. 
            Соглашение субъектов международного права относительно международно-правовых норм может быть явно выраженным или молчаливым. В первом случае они носят наименование договорных норм, а во втором — норм обычного права (обычаев).[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ситуационная  задача

Жители поселения потребовали  от местной администрации провести публичные слушания проекта: постановления  о сносе ветхих домов. Имеют ли жители право устранить публичные  слушания?

Ответ: Публичные слушания – это форма прямого волеизъявления граждан, реализуемая путем обсуждения жителями муниципального образования проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Публичные слушания могут  проводиться районной Думой или  главой района.

Публичные слушания действенный  инструмент народной демократии,  имеющий большой вес в решении вопросов местного значения. Всегда высоко оценивал простую, но вместе с тем доходчивую форму  информирования населения о его правах в сфере местного самоуправления, и эффективный способ  просветительской  работы, позволяющий снимать социальную напряженность. Ведь нормативно-правовые акты, Устав, бюджет,  утверждаемый представительным и исполнительным органом муниципалитета,  направлен на улучшение жизни горожан и защиту их интересов.

Таким образом, я считаю, что жители не имеют право устранить  публичные слушания. Они могут  быть участниками слушаний, имею право  голоса на публичных слушаниях, и  имеют право представлять свои предложения и замечания. Публичные слушания, проводимые по инициативе жителей или Совета депутатов, назначаются Советом депутатов, а по инициативе Главы - Главой. [9]

 

Список использованной литературы

  1. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. М.: Юрист, 2005.
  2. «Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров». Комментарии. – М.: «Юридическая литература»., 2006 г.
  3. Гражданский кодекс РФ.
  4. Дмитриева Г.К. «Международное частное право». Учебник. - М.: «Проспект» 2007 г. Кулешов В. И.
  5. Звеков В.П. Международное частное право: Учебник. М.:Юрист, 2005.
  6. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года
  7. Кудашкин В.В. Правовое регулирование международных частных отношений. СПб.: Юрид. Центр Пресс, 2004.
  8. Постановление Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 года.
  9. Решение №24 от 13.04.2010 г. «Об утверждении порядка организации и проведения публичных слушаний»
  10. Семейный кодекс РФ 8 декабря 1995г.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Предмет международного частного права. Основные принципы, источники