Предмет и метод гражданского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – осветить круг вопросов, связанных с предметом и методом гражданского права, выявить содержание данных понятий, очертить круг правоотношений, входящих в предмет гражданско-правового регулирования.
Задачами исследования являются:
– изучение и анализ научных работ, посвященных исследованию предмета и метода гражданского права;
– теоретическое обоснование и определение сущности понятий предмета и метода правового регулирования;
– выявление и анализ общих свойств, характерных для правоотношений, входящих в предмет гражданско-правового регулирования;
– выявление классифицирующих признаков правоотношений, входящих в предмет гражданско-правового регулирования;

Содержание

Введение …………………………………………………………………… …….. с. 3
Глава 1. Понятие и предмет гражданского права……………………. …….. с. 6
1.1. Понятие гражданского права...………………………….................. с. 6
1.2. Предмет гражданского права………………………………............. с. 9
1.2.1. Имущественные отношения ………………………...……..... с. 15
1.2.2. Личные неимущественные отношения …………………….. с. 26
1.2.3. Предпринимательские отношения как составная часть
предмета гражданского права................................................. с. 32
1.2.4. Проблема организационных отношений в предмете
гражданского права…………...……………………………... с. 35
Глава 2. Метод гражданского права………………………………………… с. 40
2.1. Общие положения…………………………………………………... с. 40
2.2. Гражданско-правовой метод регулирования общественных
отношений…………………………………………………………… с. 41
Заключение……………………………………………………………………….. с. 54
Библиография…………………

Работа содержит 1 файл

Предмет и метод ГП.docx

— 138.91 Кб (Скачать)

циркулировать в гражданском  обороте и приносить прибыль. Это относится, в частности, к  такому нематериальному благу, как  интеллектуальная собственность.

Таким образом, под личными  неимущественными отношениями следует  понимать возникающие по поводу неимущественных  благ общественные отношения, в которых  осуществляется индивидуализация личности гражданина или организации посредством  выявления и оценки их нравственных и иных социальных качеств.

Так, если гражданин написал  роман, то между ним и всеми  окружающими его лицами по поводу созданного им произведения возникает  личное неимущественное отношение, в котором проявляются индивидуальные творческие, нравственные и иные социальные качества писателя, нашедшие отражение  в его произведении, и эти свойства получают соответствующую оценку со стороны читателей. Это личное неимущественное отношение регулируется нормами гражданского права, в соответствии с которыми писатель наделяется правом авторства на созданное им произведение; правом использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом, либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя); правом обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование); правом на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

В литературе высказаны две  основные точки зрения на место личных неимущественных отношений в  гражданском праве: 1) личные неимущественные отношения входят в предмет гражданского права, регулируются и охраняются им[21]. 2) личные неимущественные отношения только охраняются гражданским правом[22].

Представляется, что защита (охрана) является одной из форм правового  регулирования общественных отношений, её неотъемлемой частью. Государство, принимая какие-либо отношения под  свою охрану и оформляя это в законе, через закон предписывает их участникам определённое поведение, устанавливает  их права и обязанности, т.е осуществляет правовое регулирование отношений данного вида. Это находит подтверждение в теории субъективного гражданского права, нормах и приобретения давности и т.п.

Формулировка п. 2 ст.2 ГК РФ никоим образом не противоречит высказываемой  позиции и не позволяет сделать  обоснованный вывод о том, что  ст. 2 ГК РФ «исключила неимущественные  отношения, не связанные с имущественными, из предмета регулирования гражданского законодательства»[23]. Гражданское право издавна различало личные неимущественные отношения, связанные с имущественными, и не связанные с ними. Их отнесение к гражданско-правовому регулированию обусловливалось в первую очередь положением их участников, т.е характеристикой метода гражданского права: в настоящее время это – равенство, автономия воли и имущественная самостоятельность участников гражданско-правовых отношений. Однако ценность жизни, здоровья, чести, доброго имени и т.п. вряд ли меняется в зависимости от положения их обладателя, эти блага не имеют стоимостной оценки.

Нематериальные блага  рассматриваются ГК в качестве разновидности  объектов, по поводу которых могут  возникать гражданские правоотношения. Статья 150 ГК дает примерный перечень юридически защищаемых нематериальных благ, подразделяя их на:

–       нематериальные блага, приобретаемые гражданами и юридическими лицами в силу рождения (создания),

–       нематериальные блага, приобретаемые ими в силу закона.

То, что ГК дает лишь примерный  перечень материальных благ, пользующихся гражданско-правовой защитой, позволяет  сделать вывод о том, что объектом гражданско-правовых отношений может  оказаться и неназванное ГК нематериальное благо. К нематериальным благам, приобретаемым гражданами и юридическими лицами в силу рождения, ГК относит жизнь, здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; к нематериальным благам, приобретаемым в силу закона, - право свободного передвижения, право выбора места пребывания и жительства, право на имя, иные личные неимущественные права. В качестве иных нематериальных прав, принадлежащих личности, могут оказаться право на жизнь, здоровье   и   пр.   Личное   неимущественное   право,   корреспондирующее нематериальному благу или существующее отдельно от него, оказывается как бы благом второго уровня, а сами жизнь, здоровье и пр. являются благом, предшествующим праву на него, и в этом смысле могут признаваться благом первого уровня.

По действующему ГК понятие  «нематериальное благо» является собирательным, относящимся как к самому «благу», так и к личным неимущественным правом.

Наличием двух слагаемых  нематериального блага можно  объяснить то, что в ст. 2 ГК, посвященной  характеристике отношений, регулируемых гражданским законодательством, говорится, с одной стороны, о регулировании (п. 1 ст. 2 ГК), а с другой, о защите нематериальных благ (п. 2 ст. 2 ГК), что  не следует понимать как противопоставление регулирования защите и, наоборот, ибо  осуществление защиты предполагает регулирование, а регулирование  может оказаться бессмысленным при отсутствии защиты.

Блага первого уровня неразрывно связаны самим существованием личности. Они объективно существуют независимо от их правовой регламентации и только в случае посягательств на эти  блага нуждаются в правовой защите. Право граждан на защиту чести, достоинства, деловой репутации является их конституционным правом, а деловая репутация юридических лиц - одним из условий их успешной деятельности[24]. Благо второго уровня: право на имя, право авторства и иные личные неимущественные права - являются субъективными правами, образующими содержание конкретного правоотношения и тем самым уже урегулированными нормами права. В случае же нарушения этих прав они пользуются правовой защитой.

Нематериальные блага  защищаются как объекты гражданских  прав (ст. 2, 128, 150 ГК РФ). Личные неимущественные  отношения, которые: 1) возникают по поводу нематериальных благ или 2) направлены на материальные блага или 3) воздействуют на нематериальные блага[25], регулируются и в том числе охраняются гражданским правом. Это следует из логики юридической мысли и сопоставления, например ст.2, 9 и 150 ГК РФ.

Некоторые авторы[26] полагают, что личные неимущественные отношения регулируются гражданским правом в силу их связанности с имущественными отношениями. Однако связанность различных общественных отношений не означает их однородности и сама по себе не может служить основанием для включения указанных отношений в предмет одной и той же отрасли права. Так, отношения по поводу предоставления гражданам жилой площади и отношения социального найма жилой площади неразрывно связаны между собой. Однако регулируются они различными отраслями: первые – административным, вторые – гражданским правом. Наоборот, между дарением и строительным подрядом нет тесной связи, но тем не менее они входят в предмет одной и той же отрасли гражданского права. Другие ученые полагают, что личные неимущественные отношения, будучи нетипичными для гражданского права, оказались втянутыми в сферу гражданско-правового регулирования, так как для них стало возможным использовать уже сложившийся метод гражданско-правового регулирования. Однако и в этом случае возникает вопрос, почему именно личные неимущественные отношения оказались втянутыми в сферу гражданско-правового регулирования. По всей видимости, личные неимущественные отношения обладают таким общим свойством с имущественно-стоимостными отношениями, которое и позволило распространить на них гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. В качестве такого обобщающего признака Ю. К. Толстой рассматривает равенство сторон в имущественно-стоимостных и личных неимущественных отношениях. Между тем положение, в котором оказываются участники регулируемых правом общественных отношений, зависит от того, какой метод правового регулирования избран законодателем. Если признать, что сторона общественных отношений, входящих в предмет гражданского права, находится в равном положении и без их правового регулирования, то становится бессмысленным само правовое регулирование указанных отношений методом равноправия, который, как считает Ю. К. Толстой, является специфическим методом гражданского права. Обобщающим признаком, позволяющим объединить имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения в предмете одной отрасли, является их взаимооценочный характер, который и предопределяет применение к ним единого метода правового регулирования – метода юридического равенства сторон.

1.2.3. Предпринимательские  отношения как составная часть  предмета гражданского права

Большим достижением нового ГК РФ является то, что в ст. 2 закрепляются в составе предмета гражданского права предпринимательские отношения. Тем самым решен старый спор о  дуализме права (параллельное существование  наряду с гражданским хозяйственного права, а наряду с гражданским  кодексом – хозяйственного, рассчитанного  только на отношения между организациями). Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что предпринимательские отношения  не являются обособленным структурным  элементом в составе предмета гражданского права. Выделять предпринимательские  отношения из состава имущественных  отношений в гражданском праве  можно лишь условно (по субъектному признаку, а не по предметному). Причины такого пристального внимания к предпринимательским отношениям заключаются в той роли, которую они играют сегодня в развитии нашего гражданского общества.

В абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК дано современное определение предпринимательской деятельности.

Во-первых, это самостоятельная  деятельность. В данном случае гражданское  и налоговое законодательство приходят в противоречие. ГК допускает участие  юридических лиц в предпринимательской  деятельности путем создания новых  юридических лиц или приобретения долей, паев, акций в существующем юридическом лице. Действия, совершенные  от имени и в интересах третьего лица, порождают у этого третьего лица соответствующие права и  обязанности. Налоговое законодательство участие в коммерческих юридических  лицах, получение дивидендов и т.п. относит к «прочим доходам».

Во-вторых, это деятельность, осуществляемая на свой риск. В Законе РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации  страхового дела в Российской Федерации» (в ред. от 31 декабря 1997 г.) сформулировано определение страхового риска, которое  можно применять по аналогии для  уяснения сущности риска как такового: страховым риском является предполагаемое событие, обладающее признаками вероятности  и случайности[27].

Ограничение предпринимательского риска – одна из целей создания юридических лиц. Наивысшего развития оно достигло в акционерных обществах, где акционеры и акционерные  общества взаимно не несут ответственности  по обязательствам друг друга, риск акционера  ограничивается стоимостью его акций.

Что касается иных субъектов  права, то движение и фонды в защиту «обманутых акционеров» способствуют не столько защите прав, сколько  настроению иждивенчества и безответственности за собственные действия.

В-третьих, это деятельность, направленная на систематическое получение  прибыли. Прибыль формируется из доходов, получаемых в результате хозяйственной  деятельности после покрытия всех расходов. Прибыль, остающаяся после уплаты налогов  и других отчислений в бюджет, представляет собой балансовую прибыль. Действия, связанные с разовым извлечением  прибыли, а также деятельность, приводящая к получению случайных, разовых  доходов, несистематической прибыли, в качестве побочных, разовых заработков, нельзя рассматривать как предпринимательство. Отсюда вытекает принципиально иное правовое регулирование отношений  между субъектами, отсутствие ответственности  за занятие предпринимательской  деятельностью без соответствующей  регистрации[28]. Эта точка зрения нашла отражение в гражданском, налоговом и хозяйственном законодательстве.

В-четвертых, источниками  систематического получения прибыли  признаются:

а)       пользование имуществом;

б)      продажа товаров;

в)      выполнение работ;

г)       оказание услуг.

Легализация такого источника  пользования имуществом является принципиальной новеллой. Она не только снимает  «клеймо» нетрудовых доходов, например, с использования личного автомобиля для перевозок за плату, но и принципиально  решает такой важный вопрос, как  природа дивидендов по акциям акционерных  обществ[29], характеристика процентов по договорам банковского вклада.

В-пятых, для предпринимательской  деятельности характерен специальный  субъектный состав (лица, зарегистрированные в. установленном законом порядке  в качестве предпринимателей)[30].

Предпринимательскую деятельность следует отграничивать от смежных  понятий, смежных видов деятельности, в частности от коммерческой деятельности. Коммерческая деятельность в узком  смысле слова означает осуществление  торговли. В широком смысле слова  это - деятельность, которая в качестве основной своей цели ставит извлечение прибыли. Это закреплено в действующем  законодательстве. Таким образом, понятие  «коммерческая деятельность» уже  чем «предпринимательская деятельность», первое входит во второе, но второе не исчерпывается первым. Разделяющая  их грань - в цели деятельности: «систематическое извлечение прибыли» характеризует  предпринимательскую, а «основная  цель – извлечение прибыли» – коммерческую деятельность[31].

Итак, под предпринимательской  деятельностью необходимо понимать способ хозяйствования, предусматривающий  систему регулируемых правом отношений  по самостоятельному, на свои риск осуществлению  правосубъектными лицами которые зарегистрированы в соответствующем качестве в установленном законом порядке, деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров выполнения работ или оказания услуг.

В целом, развитие предмета гражданского права идет по пути расширения круга входящих в него общественных отношений.

1.2.4. Проблема организационных  отношений в предмете гражданского  права

Проблема определения  правового статуса организационных  отношений в науке гражданского права традиционно считается  дискуссионной. На сегодняшний день существует множество различного рода концепций, пытающиеся объяснить правовую природу организационных отношений, обнаруживающих себя в предмете гражданско-правового  регулирования. Учитывая это, постараемся  обозначить собственную позицию  по указанной проблеме, опираясь при  этом  на анализ существующих в науке мнений.

Информация о работе Предмет и метод гражданского права