Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:18, контрольная работа
Настоящая работа посвящена исследованию правовой природы коммерческой тайны, её основных признаков, способов охраны информации, составляющей коммерческую тайну, и защиты интересов её обладателей.
Введение …………………………………………………………….….3стр.
Система российского законодательства о коммерческой тайне……………………………………………………………………..5стр.
Понятие и правовая природа коммерческой тайны……………….…7стр.
Субъекты права на коммерческую тайну…………………………..…8стр.
Содержание права на коммерческую тайну…………………………11стр.
Признаки коммерческой тайны………………………………………14стр.
Коммерческая ценность информации……………………………….15стр.
Защита прав обладателя коммерческой тайны……………………...16стр.
Способы защиты от разглашения коммерческой тайны……………17стр.
Заключение…………………………………………………………….18стр.
Задача …………………………………………………………………..20стр.
поскольку они осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Это представляется неверным, поскольку, в соответствии с п. 3 ст. 23 ГК РФ, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются нормы, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. В данном случае не имеется никаких препятствий к тому, чтобы признать индивидуальных предпринимателей субъектами права на коммерческую тайну.
Итак, субъектами права на коммерческую тайну являются лица,
осуществляющие предпринимательскую деятельность. В соответствии с п. 1 ст.2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом
порядке.
Физические лица могут
В соответствии с таким
В соответствии с п. 3 ст. 50 ГК
РФ, предпринимательскую
могут осуществлять и некоммерческие организации, но лишь постольку поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и только такую предпринимательскую деятельность, которая соответствует этим целям. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Например, федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года, помимо организационно-правовых форм некоммерческих организаций, установленных ГК РФ, предусматривает такие формы как некоммерческое партнёрство, автономная некоммерческая организация. Кроме того, п. 44 ст. 50 ГК РФ предусматривает возможность объединения коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций (союзов), которые также являются разновидностью некоммерческих организаций. При этом, такие ассоциации (союзы) вообще не могут осуществлять предпринимательскую деятельность (ст. 121 ГК РФ, ст. 11 Закона о некоммерческих организациях). Соответственно, они не могут являться
субъектами
права на коммерческую тайну.
Таким образом, круг субъектов права на коммерческую тайну составляют:
- граждане, зарегистрированные в качестве индивидуально предпринимателей;
- коммерческие организации;
- некоммерческие организации, осуществляющие
предпринимательскую
В
зарубежном законодательстве субъектами
права на коммерческую тайну
также признаются лица, осуществляющие
предпринимательскую деятельность.
Так, например, в соответствии с § 90
Германского Торгового уложения
1897 года, обладателем коммерческих
и производственных секретов
является предприниматель. При
этом, к коммерческим и производственным
секретам относятся коммерческие
замыслы, коммерческие цели
фирмы, предмет и результаты
заседаний органов управления фирмы, размеры
и условия банковских кредитов, расчёты
цен, балансы и бухгалтерские книги,
негласные компаньоны товариществ,
компьютерные программы, списки представителей
или посредников, картотеки клиентов
и т.д.
Содержание
права на коммерческую
тайну
В соответствии с положениями общей теории права, любое субъективное право представляет собой комбинацию трёх правомочий:
1) правомочия на собственные
2) правомочия требования от
3) правомочия на защиту, выражающегося
в возможности обращения
к компетентным органам для
применения мер государственного
принуждения в случае нарушения субъективного
права.
Круг правомочий на
В первую очередь, сюда относится возможность принятия мер,
направленных на сохранение конфиденциальности информации. Специфика коммерческой тайны в том, что это право одновременно является и обязанностью, поскольку от наличия или отсутствия таких мер зависит и сама возможность защиты информации, составляющей коммерческую тайну, круг этих мер достаточно широк и будет рассмотрен далее, в главе, посвящённой признакам коммерческой тайны.
Далее, в круг правомочий на собственные действия входит право
пользования охраняемой коммерческой информацией. в литературе под правом пользования понимается возможность осуществления таких действий как:
- обработка информации и
- использование информации при составлении бизнес-планов, инвестиционных проектов;
-использование информации при принятии решений о заключении договоров, о форме платежей, о вступлении в качестве членов, пайщиков в другие
организации.
Технические разработки воплощаются в готовую продукцию, на их основе создаются новые изделия, производится замена технологий, совершенствуется производство в целом.
Таким образом, под правом пользования информацией, составляющей коммерческую тайну, можно возможность совершения любых действий, осуществляемых владельцем коммерческой тайны по её использованию и применению в своей хозяйственной деятельности.
Владельцу коммерческой тайны, далее, принадлежит право распространять информацию. Право распространять информацию – это предоставление доступа к информации третьим лицам различными способами. Как правило, это происходит путём передачи права пользования информацией на основе лицензионных соглашений, имеющих как исключительный, так и неисключительный характер. Лицензионные договоры подобного рода не имеют законодательного закрепления и в литературе обычно рассматриваются как договоры sui generis, особого рода, имеющие общие черты с договорами купли-продажи, аренды. Предметом таких договоров являются технологические секреты, управленческий, финансовый и производственный опыт, представляющие большую коммерческую ценность. В таких договорах особое внимание уделяется условиям о конфиденциальности, поскольку от этого зависит судьба коммерческой тайны, защищённость имущественных интересов обеих сторон.
Право распространения информации может
быть реализовано также путём
предоставления прав на использование
информации по договору коммерческой
концессии. В соответствии со ст.
1027 ГК РФ, по договору
коммерческой концессии одна сторона
(правообладатель), обязуется предоставить
другой стороне (пользователю)
за вознаграждение …
право использовать в предпринимательской
деятельности пользователя комплекс исключительных
прав, принадлежащих правообладателю,
в том числе право на
охраняемую коммерческую информацию.
Приведённое положение, правда,
нуждается в уточнении: право на
охраняемую коммерческую информацию,
если речь идёт о коммерческой
тайне, не является исключительным правом,
поэтому редакция п.1 ст. 1027 представляется
не совсем точной принадлежащей ему конфиденциальной
информацией. Это может выражаться
как в прекращении режима секретности
этой информации – обладатель
коммерческой тайны вправе в любой момент
раскрывать перед публикой те сведения,
которые составляли коммерческую тайну,
если при этом не нарушаются
права третьих лиц, что влечёт за собой
прекращение существования коммерческой
тайны как объекта прав. Также, обладатель
коммерческой тайны может в любое
время уничтожить принадлежащую
ему информацию: путём уничтожения
документов, материальных носителей, на
которых эта информация зафиксирована
и т.д.
Вторую
сторону права на информацию
составляет правомочие требования
от третьих лиц воздержания
от незаконного завладения
информацией, составляющей коммерческую
тайну. В этом правомочии проявляется
ещё одна специфика прав обладателя
коммерческой тайны: в соответствии
с частью второй статьи 139 ГК
РФ, защита предоставляется
только от завладения информации
незаконными методами. Если информация
будет получена третьими лицами
законным образом, они не
будут считаться нарушителями
прав обладателя коммерческой тайны.
Признаки
коммерческой тайны
В соответствии со статьёй 139 ГК РФ, информация, чтобы считаться
коммерческой
тайной, должна соответствовать
одновременно следующим трём признакам:
Коммерческая
ценность информации
В соответствии со ст. 139 ГК, информация, для того, чтобы она могла
считаться коммерческой тайной, должна иметь действительную или
потенциальную коммерческую ценность в силу её неизвестности третьим лицам. Во-первых, под коммерческой ценностью в литературе понимается
способность информации быть объектом рыночного оборота. Во-вторых, к коммерческой тайне относится информация, использование которой предоставляет её обладателю определённые экономические преимущества в силу того, что его конкуренты такой информацией не обладают. В третьих, к коммерческой тайне относятся сведения, представляющие
интерес для третьих лиц, которые могли бы получить определённую выгоду,
если бы они этой информацией обладали (при этом, под третьими лицами в
данном случае, следует понимать только лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность, поскольку именно они, во-первых, являются
субъектами права на коммерческую тайну, а во-вторых, могут получить
экономическую
выгоду от получения или использования
такой информации).
Защита
прав обладателя коммерческой
тайны
В соответствии со ст. 139 ГК РФ, информация, составляющая
коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными Гражданским кодексом и другими законами. Возможность защиты информации представляет собой сущность, квинтэссенцию правового режима коммерческой тайны.
Собственно, сам режим коммерческой тайны – это система защиты коммерческой информации.
Информация о работе Правовые основы защиты коммерческой тайны