Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:18, контрольная работа
Настоящая работа посвящена исследованию правовой природы коммерческой тайны, её основных признаков, способов охраны информации, составляющей коммерческую тайну, и защиты интересов её обладателей.
Введение …………………………………………………………….….3стр.
Система российского законодательства о коммерческой тайне……………………………………………………………………..5стр.
Понятие и правовая природа коммерческой тайны……………….…7стр.
Субъекты права на коммерческую тайну…………………………..…8стр.
Содержание права на коммерческую тайну…………………………11стр.
Признаки коммерческой тайны………………………………………14стр.
Коммерческая ценность информации……………………………….15стр.
Защита прав обладателя коммерческой тайны……………………...16стр.
Способы защиты от разглашения коммерческой тайны……………17стр.
Заключение…………………………………………………………….18стр.
Задача …………………………………………………………………..20стр.
Оглавление
Введение ………………………………………………………
Система российского
законодательства о коммерческой тайне…………………………………………………………………
Понятие и правовая природа коммерческой тайны……………….…7стр.
Субъекты права на коммерческую тайну…………………………..…8стр.
Содержание права на коммерческую тайну…………………………11стр.
Признаки коммерческой тайны………………………………………14стр.
Коммерческая ценность информации……………………………….15стр.
Защита прав обладателя коммерческой тайны……………………...16стр.
Способы защиты от разглашения коммерческой тайны……………17стр.
Заключение……………………………………………………
Задача ……………………………………………………………
Введение
Правовой институт коммерческой тайны является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. В процессе осуществления предпринимательской деятельности накапливается большое количество разнообразной информации, имеющей важное значение для успешного развития бизнеса. В современных условиях информационного общества информация приобретает значение важнейшего ресурса, без которого немыслимо нормальное функционирование ни отдельного предпринимателя, ни общества и государства в целом. Более того, с развитием и совершенствованием информационных технологий, информация приобретает характер одного из важнейших видов товара на рынке.
Естественно, лицо, обладающее такого рода информацией, стремится сохранить эту информацию за собой, предотвратить её получение третьими лицами, поскольку во многих случаях такое получение может иметь просто катастрофические последствия для бизнеса. В современных условиях жёсткой конкурентной борьбы правовая защита различного рода информации необходима для успешного развития предпринимательства и становления подлинно рыночной экономики, основанной на свободной конкуренции. Как справедливо отмечается
в литературе: «Обеспечение правовой защищённости отечественной научно-технической продукции способствует поддержанию национальной, в том числе экономической и технологической безопасности России. Надёжная правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности – наиболее эффективное средство борьбы против промышленного шпионажа, она способствует защите прав авторов и владельцев научно-технических результатов».
В течение продолжительного времени институт коммерческой тайны был неизвестен отечественному законодательству. Это вполне понятно: в условиях отсутствия конкуренции, полного огосударствления экономики просто не было необходимости в подобных правовых институтах. Понятия, близкие по содержанию коммерческой тайне, встречались только в нормативно-правовых актах, посвящённых регулированию внешнеэкономической деятельности советских организаций. Между тем, институт коммерческой тайны имеет в российском праве более глубокие корни, чем это может показаться на первый взгляд.
Проблема защиты конфиденциальной информации, в том числе коммерческой тайны, была детально разработана в отечественной юриспруденции. Примером может служить вышедшая в 1910 году и во многом не утратившая актуальности до настоящего времени монография В. Розенберга «промысловая тайна».
Затрагивались проблемы, связанные с коммерческой тайной, и в трудах другого выдающегося цивилиста второй половины XIX начала XX века – Г.Ф. Шершеневича.
С переходом России к рыночной экономике, с реформированием
отечественного законодательства, приведением его в соответствие с новыми требованиями, интерес к коммерческой тайне снова возрастает, что подтверждается появлением в литературе большого количества работ, посвящённых этой проблеме.
Настоящая работа посвящена исследованию
правовой природы коммерческой тайны,
её основных признаков, способов
охраны информации, составляющей
коммерческую тайну, и защиты интересов
её обладателей.
Система
российского законодательства
о коммерческой тайне
Систему российского законодательства, регулирующего отношения,
связанные с коммерческой тайной, образуют правовые нормы различных отраслей права: конституционного, гражданского, уголовного, административного.
Основополагающие нормы содержит Конституция РФ. Так, статья 34
Конституции гарантирует право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности. Статья 44 гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. В соответствии со ст. 29 Конституции «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». В соответствии со ст. 45, «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом».
Центральное место среди источников правового регулирования отношений,связанных с коммерческой тайной, занимает Гражданский кодекс РФ (далее – ГКРФ). Статья 139 ГК РФ содержит определение коммерческой тайны. Кроме того, непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме имеют положения ст. ст. 1, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16 и т.д.
Большое значение имеет Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 года (далее – Закон об информации), который содержит определения информации, документированной информации, конфиденциальной информации.
Ряд положений, имеющих отношение к коммерческой
тайне, содержит уже упоминавшийся
Закон о конкуренции.
Ряд законодательных актов предусматривает ответственность
государственных служащих и органов за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну: Налоговый кодекс РФ, Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 года и т.п.
Сюда же ходит и ряд подзаконных актов. Например, Указ Президента РФ
«Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» № 188 от 6 марта 1997 года, а также Постановление правительства РСФСР «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».
Проект части III ГК РФ также касается коммерческой тайны: статья
1113 «Объекты исключительных прав» раздела Y «Исключительные права (интеллектуальная собственность) проекта относит к объектам интеллектуальной собственности «охраняемые от разглашения необщедоступные сведения (информацию)».
В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится
проект Закона «О коммерческой тайне», принятый в первом чтении. Стоит
отметить, что в подавляющем большинстве стран отсутствуют специальные законы, регулирующие отношения, связанные с коммерческой тайной (ноу-хау,торговыми секретами). В качестве исключения можно назвать США, где действует Единообразный Закон о Торговых Секретах 1979 года в редакции 1985 года (The Uniform Trade Secrets Act), а также Великобританию, где действует Закон «о нарушении конфиденциальности» (Bill on Breach of Confidence) 1981 года, регулирующий вопросы, связанные с установлением обязанностей конфиденциальности, налагаемых на лиц, приобретающих конфиденциальную информацию (в том числе коммерческую тайну), и устанавливающий процедуры, применяемые при нарушении обязанности конфиденциальности, а также средства защиты, применяемые при таких процедурах.
Проблема принятия специального
закона, регулирующего отношения,
связанные с коммерческой тайной,
в литературе оценивается неоднозначно.
Так, например, А.П. Сергеев считает, что
в принятии специального закона
об охране коммерческой тайны нет
необходимости, «вполне достаточно
чёткого понятия коммерческой тайны, определения
содержания прав её обладателя и мер
их эффективной защиты. Современное
законодательство такую возможность
предоставляет». С другой стороны,
в литературе отмечается, что
в современных условиях принятие такого
закона является достаточно актуальным
и должно будет способствовать «обеспечению
национальных интересов России и
препятствовать неправомерному
и безвозмездному использованию
отечественных ноу-хау зарубежными фирмами».
Понятие
и правовая природа
коммерческой тайны
Легальное определение коммерческой тайны даёт статья 139 ГК РФ:
коммерческая тайна – это информация, имеющая действительную или
потенциальную коммерческую ценность в силу её неизвестности третьим лицам,к которой нет доступа на законном основании и обладатель которой принимает меры по охране её конфиденциальности. Не вдаваясь пока в детали, отметим, что аналогичным образом коммерческая тайна определяется и по законодательству других стран. Так, Единообразный Закон США о Торговых Секретах определяет торговый секрет как "информацию, включая формулу, образец, компиляцию данных, программу, механизм, метод, технологию или
процесс, которая:
1) имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу её неизвестности либо невозможности её легкого получения законными средствами лицами, которые могут получить выгоду от её раскрытия или использования;
2) обладатель которой предпринимает меры по охране её
конфиденциальности, являющиеся разумными при данных обстоятельствах".
Как видим, определение коммерческой тайны,
содержащееся в Гражданском кодексе,
по основным своим параметрам соответствует
зарубежным аналогам.
Субъекты
права на коммерческую
тайну
Субъектами прав на коммерческую тайну являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. ГК РФ прямо не указывает на субъективную принадлежность прав на коммерческую тайну, но такой вывод может быть сделан исходя из содержания статьи 139 ГК РФ: например, указание на «коммерческую ценность» информации позволяет предположить, что коммерческая тайна имеет отношение к предпринимательской деятельности. В литературе вывод о том, что субъектами права на коммерческую тайну являются предприниматели, обосновывается по-разному. Так, одни считают, что «коммерческая тайна как защищаемый правом объект, не существует вне предприятия, она неотделима от предприятия». Достаточно интересной представляется точка зрения, согласно которой «собственником коммерческой тайны можно считать любой хозяйствующий субъект, имеющий статус юридического лица, потому что именно юридическое лицо вправе создавать локальные нормативные акты, регулирующие охрану коммерческой тайны». согласно этому определению, субъектами права на коммерческую тайну не могут быть индивидуальные предприниматели,
Информация о работе Правовые основы защиты коммерческой тайны