Правовой статус судьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:42, контрольная работа

Описание работы

Судья является лицом, принимающим юридически значимые решения от лица государства именно в силу своего особого статуса, в силу особой юридической силы судебного акта, способного по существу изменить или отменить решение любого государственного органа или должностного лица. В настоящее время действуют множество законов, определяющих статус и полномочия судей: «О судебной системе Российской Федерации»3, «О Конституционном Суде Российской Федерации»4, «О военных судах Российской Федерации»5, «О статусе судей в Российской Федерации»6, «О мировых судьях в Российской Федерации»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Понятия и принципы статуса судей в Российской Федерации 5
1.1. Судьи – носители судебной власти 5
1.2.Различия в правовом положении судей 7
1.3. Независимость судей……..……………………………………………….9
2. Порядок назначения судей в Российской Федерации 14
2.1.Общие требования 14
2.2.Наделение полномочиями 16
3.Порядок замещения судейского корпуса 18
3.1.Дисциплинарная ответственность судей 18
3.2.Отзыв и досрочное прекращение полномочий судьи 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Работа содержит 1 файл

контрольная по правовед моя.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

     Федеральным законом устанавливается, что решение дисциплинарного судебного присутствия считается принятым, если за него проголосовали не менее трех членов дисциплинарного судебного присутствия, принимавших участие в его заседании.

     Но  отношение к нововведению в нашей  судебной системе в обществе весьма неоднозначное и далеко не единственно положительное. Конституционный суд категорически отказался участвовать в дисциплинарном суде. А Председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев, в свою очередь, сказал, что готов поддержать идею создания такого органа, если в его юрисдикцию войдет рассмотрение вопросов, связанных с судьями всех трех судов, в том числе и Конституционного.

     Развитие  судебной системы предполагает усиление её единства, независимости судебной власти в лице судей, предполагает организацию качественного правосудия с постоянным совершенствованием исполнительного аппарата в судах. И разрешение вопросов ответственности судей перед обществом и государством является необходимым и первостепенным на пути повышения статуса российского судьи.

     3.2 Отзыв и досрочное прекращение полномочий судьи

     Законом предусмотрены как возможность  временного приостановления полномочий судьи, так и порядок их полного  прекращения. Приостановление полномочий (ст. 13 Закона о статусе судей) - это временное отстранение судьи от исполнения им своих обязанностей. Законодательство дает четкий и исчерпывающий перечень случаев, когда такое отстранение возможно:

  1. признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
  2. согласие квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу;
  3. участие судьи в предвыборной компании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации;
  4. избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.14

     Судья, полномочия которого приостановлены в  соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи или которому отказано в приостановлении полномочий, может обжаловать это решение в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.

     Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим - его семье заработной платы или уменьшение ее размера.

     Приостановление полномочий судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных настоящим Законом.

     Решение о возобновлении полномочий судьи  принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.15

     Прекращение полномочий - это полное отстранение  судьи от исполнения должностных  обязанностей. Для него также установлен исчерпывающий перечень оснований (ст. 14 Закона о статусе судей):

     1. Полномочия судьи прекращаются  по следующим основаниям:

  1. письменное заявление судьи об отставке;
  2. ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи. Квалификационная коллегия судей может прекратить полномочия судьи по этим основаниям, однако она не вправе принять такое решение, если судья вернулся к исполнению своих обязанностей;
  3. письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
  4. достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
  5. увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
  6. прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  7. занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
  8. вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
  9. вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо признании его недееспособным;
  10. смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
  11. отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

     2. Полномочия судьи прекращаются  решением соответствующей квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано судьей в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.

  1. В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения, указанного в подпункте 8 пункта 1 настоящей статьи, судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.16
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Рассмотрев  правовой статус судов и судей  в Российской Федерации, как один из основополагающих элементов к  пониманию принципа построения судебной системы в Российской Федерации, всех взаимоотношений в обществе, складывающихся в связи с осуществлением правосудия, я могу сделать вывод, что правовой статус судей имеет четко определенную, достаточно стабильную систему прав и гарантий, обеспечивающих отправление правосудия.

     Знание  системы гарантий независимости  судей позволяет постичь многообразие правовых форм осуществления правосудия, а также глубже узнать различия между статусом судей различных уровней судебной системы Российской Федерации.

     Взаимосвязанность и взаимозависимость норм права, гарантирующих правовой статус судей, привносит в судебную систему не только упорядоченность, но и позволяет более точно и качественно исполнять нормы законов о судоустройстве.

     Система прав и обязанностей судей - как субъектов  осуществления правосудия в Российской Федерации, должна строиться на объективной и научно упорядоченной основе. В конечном итоге - это будет способствовать становлению в России правового государства, подчиняющего все стороны своей жизни именно способам правового разрешения стоящих перед ним задач.

     Судебная  справедливость - это критерий, по которым  люди оценивают судебную ветвь власти в государстве, в чьих интересах дается присяга действовать честно при осуществлении правосудия.  
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Статус  судьи: Учебное пособие / Клеандров  М.И. - Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2000. 444 с.

2. Халдеев  Л.С. Судья в уголовном процессе. Практическое пособие. - М.: Юрайт, 2000. 345с.

3. Конституционное  правосудие в субъектах Российской  Федерации: правовые основы и  практика. Кряжков В.А. М.: Формула  права, 1999. 768 с.

4. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс. - Витрук Н.В. М.: "Закон и право". - Издательское объединение "ЮНИТИ", 1998. 376 с.

5. О  состоянии судебной системы Российской  Федерации и приоритетных направлениях её развития и совершенствования / Постановление VII Всероссийского Съезда судей / Российский судья. - 2008 г. -№12.

6. Кодекс  судейской этики: утвержден VI Всероссийским съездом судей  от 2 декабря 2004 г. / Российская юстиция. - 2005. - N 1-2.

Информация о работе Правовой статус судьи