Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:42, контрольная работа
Судья является лицом, принимающим юридически значимые решения от лица государства именно в силу своего особого статуса, в силу особой юридической силы судебного акта, способного по существу изменить или отменить решение любого государственного органа или должностного лица. В настоящее время действуют множество законов, определяющих статус и полномочия судей: «О судебной системе Российской Федерации»3, «О Конституционном Суде Российской Федерации»4, «О военных судах Российской Федерации»5, «О статусе судей в Российской Федерации»6, «О мировых судьях в Российской Федерации»
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Понятия и принципы статуса судей в Российской Федерации 5
1.1. Судьи – носители судебной власти 5
1.2.Различия в правовом положении судей 7
1.3. Независимость судей……..……………………………………………….9
2. Порядок назначения судей в Российской Федерации 14
2.1.Общие требования 14
2.2.Наделение полномочиями 16
3.Порядок замещения судейского корпуса 18
3.1.Дисциплинарная ответственность судей 18
3.2.Отзыв и досрочное прекращение полномочий судьи 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Независимость судей обеспечивается:
- установленным законом порядком их избрания, приостановления их полномочий и освобождения от должности;
- предусмотренной
законом процедурой
- тайной принятия судебного решения и запрещением ее разглашения;
- запретом под угрозой ответственности вмешательства в осуществление правосудия;
- ответственностью за неуважение к суду либо судье;
- правом судьи на отставку;
- неприкосновенностью судей;
- созданием
необходимым организационно-
- особым порядком финансирования судей;
- системой органов судейского сообщества;
- и т.д.
Традиционно
выделяются внешние и внутренние
параметры обеспечения
Между тем со времени, прошедшего после VI Всероссийского съезда судей в декабре 2004 года, на законодательном уровне не было принято достаточно действенных мер, укрепляющих статус судей, их независимость. Более того, имеются отдельные тенденции снижения уровня гарантий судьям, что недопустимо.
Одной
из наиболее значимых гарантий обеспечения
независимости судей и
Так, в Постановлении от «04» декабря 2008 г. VII Всероссийский Съезд судей Просит Президента Российской Федерации:
а) рассматривать
меры по обеспечению подлинной
б) оказать содействие в ускорении принятия законопроекта об обеспечении судей жильем;
в) рассмотреть вопрос о включении должности мирового судьи в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г № 32;
г) принять меры к существенному увеличению денежного содержания судей, работников аппаратов и технического персонала судов;
д) поручить Правительству Российской Федерации:
внести
изменения в федеральную
разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О нормативах финансирования судов Российской Федерации»;
обеспечить развитие институтов бесплатной правовой помощи населению;
и т.д.12
Вопрос
о поддержании высокого уровня соблюдения
независимости судей всегда будет
оставаться открытым. Но вышеизложенные
положения являются, безусловно, важными
и определяющими. Реализация подобных
проектов напрямую будет способствовать
повышению качества работы суда в отправлении
правосудия.
2.Порядок и назначение судей в Российской Федерации
2.1. Общие требования
Для того чтобы статус судьи обладал принципами единства, независимости, неприкосновенности, чтобы суд выносил законные и справедливые решения, законодательство предусматривает строгий порядок и основания назначения на должность судьи. Базовые требования к судьям нашей страны закреплены в Конституции Российской Федерации, где в ст. 119 сказано: «Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации».
Федеральное законодательство закрепляет следующие требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи:
Судьей может быть гражданин Российской Федерации:
1)
имеющий высшее юридическое
2)
не имеющий или не имевший
судимости либо уголовное
3)
не имеющий гражданства
4)
не признанный судом
5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
6)
не имеющий иных заболеваний,
препятствующих осуществлению
При соответствии требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи:
1)
судьей Конституционного Суда
Российской Федерации может
2) судьей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;
3)
судьей верховного суда
4)
судьей арбитражного суда
Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.
Также
необходимо прохождение медицинского
освидетельствования
Профессионализм судьи - это сложный сплав знаний, мышления, культуры, нравственности и особой психологии. Именно поэтому необходимо как системное улучшение проверки знаний претендентов за счет приближения содержания экзаменов к практике правоприменения, так и постоянное совершенствование системы подготовки судей и повышения квалификации, в том числе в законодательном обеспечении. При этом следует учитывать не только меры, направленные на обеспечение профессиональной подготовки, но и на соблюдение судьей этических норм и принципов.
2.2. Наделение полномочиями
Наличие в законе четких требований, предъявляемых к кандидатам на должность судей - существенная предпосылка к оптимальному формированию судейского состава. Но от провозглашения указанных положений в законе до реального вступления судьи в должность необходима организация фактического проведения ряда последовательных мер включающих: отбор и выдвижение кандидатов на должности судей, сдачу ими в установленном законом порядке квалификационного экзамена на должность судьи, рассмотрение квалификационной коллегией судей заявления о даче рекомендации для занятия должности судьи, вынесение заключения квалификационной коллегией о даче рекомендации или в отказе от дачи.
Порядок наделения полномочиями Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Конституционного Суда Российской Федерации согласно статьи 13 Закона о судебной системе устанавливается Федеральным Конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Судьи
Конституционного Суда Российской Федерации
назначаются Советом Федерации по представлению
Президента России. Предложения о кандидатах
на должность судей Конституционного
Суда вправе вносить Президенту члены
Совета Федерации и депутаты Государственной
Думы, а также законодательные органы
субъектов Российской Федерации, высшие
судебные органы и федеральные юридические
ведомства, всероссийские юридические
сообщества, юридические научные и учебные
заведения.
3.Порядок замещения судейского корпуса
3.1 Дисциплинарная ответственность судей
Отдельное немаловажное значение и большую актуальность в настоящее время имеет вопрос привлечения судей Российской Федерации к дисциплинарной ответственности. Согласно ч. 1 ст. 12.1 Закона о статусе судей: «Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения». Сама процедура привлечения судьи к ответственности установлена Положением о квалификационных коллегиях судей. Так, согласно ст. 3 названного Положения судья, в отношении которого рассматривается вопрос о дисциплинарной ответственности, вправе иметь представителя. Согласно абзацу 1 ст. 4 указанного Постановления: «Полномочия судьи могут быть досрочно прекращены в связи с привлечением его к дисциплинарной ответственности только на основании представления председателя соответствующего или вышестоящего суда либо обращения органа судейского сообщества, в котором содержится просьба о прекращении полномочий судьи, при наличии в представленных материалах доказательств, подтверждающих совершение судьей дисциплинарного проступка»13. Что касается судей Конституционного Суда РФ, то основания и порядок их привлечения к дисциплинарной ответственности установлены абзацем Федеральным конституционным законом «О конституционном суде Российской Федерации».
Но в декабре 2008 года на VII Всероссийском съезде судей Президент Дмитрий Медведев предложил съезду судей обсудить идею создания единого дисциплинарного органа, который мог бы рассматривать конфликты, связанные с привлечением судей к дисциплинарной ответственности. Речь шла о создании специального суда, в котором можно будет оспорить решения квалификационных коллегий
Прошло время, и вот Конституционный закон "О дисциплинарном судебном присутствии" предусматривает совершенствование механизма обжалования и пересмотра решений о прекращении полномочий судей за дисциплинарные проступки. Новый судебный орган, получивший в среде юристов название "дисциплинарный трибунал для судей", будет наделен следующими полномочиями:
рассмотрение жалоб судей, чьи судейские полномочия были досрочно прекращены за совершение дисциплинарных проступков; рассмотрение обращения Председателя Верховного Суда и Председателя Высшего Арбитражного Суда, если ранее Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации и квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации было отказано в удовлетворении представлений о прекращении полномочий судей. По каждой жалобе или обращению члены дисциплинарного судебного присутствия принимают мотивированное решение.