Правовой статус судьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:42, контрольная работа

Описание работы

Судья является лицом, принимающим юридически значимые решения от лица государства именно в силу своего особого статуса, в силу особой юридической силы судебного акта, способного по существу изменить или отменить решение любого государственного органа или должностного лица. В настоящее время действуют множество законов, определяющих статус и полномочия судей: «О судебной системе Российской Федерации»3, «О Конституционном Суде Российской Федерации»4, «О военных судах Российской Федерации»5, «О статусе судей в Российской Федерации»6, «О мировых судьях в Российской Федерации»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Понятия и принципы статуса судей в Российской Федерации 5
1.1. Судьи – носители судебной власти 5
1.2.Различия в правовом положении судей 7
1.3. Независимость судей……..……………………………………………….9
2. Порядок назначения судей в Российской Федерации 14
2.1.Общие требования 14
2.2.Наделение полномочиями 16
3.Порядок замещения судейского корпуса 18
3.1.Дисциплинарная ответственность судей 18
3.2.Отзыв и досрочное прекращение полномочий судьи 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Работа содержит 1 файл

контрольная по правовед моя.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

    Независимость судей обеспечивается:

    - установленным  законом порядком их избрания, приостановления их полномочий и освобождения от должности;

    - предусмотренной  законом процедурой осуществления  правосудия;

    - тайной  принятия судебного решения и  запрещением ее разглашения;

    - запретом  под угрозой ответственности вмешательства в осуществление правосудия;

    - ответственностью  за неуважение к суду либо  судье;

    - правом  судьи на отставку;

    - неприкосновенностью  судей;

    - созданием  необходимым организационно-технических  и информационных условий для  деятельности судов, материальным и социальным обеспечением судей в соответствии с их статусом;

    - особым  порядком финансирования судей;

    - системой  органов судейского сообщества;

    - и  т.д.

    Традиционно выделяются внешние и внутренние параметры обеспечения независимости судебной власти: независимость от других ветвей государственной власти (внешняя независимость) и независимость от сторон спора и других участников судебного разбирательства (внутренняя независимость). Кроме того, важнейшим фактором является обеспечение независимости от должностных лиц судебной системы, в том числе непосредственных руководителей судей (председателей судов); как показывает российский опыт, эта проблема имеет ключевое значение. Однако независимость судей имеет значение не сама по себе, а как средство обеспечить главную ценность процесса - рассмотрение дела беспристрастным судом в справедливой судебной процедуре; таким образом, в современной процессуальной науке независимость суда рассматривается как средство обеспечения его беспристрастности.

    Между тем со времени, прошедшего после VI Всероссийского съезда судей в декабре 2004 года, на законодательном уровне не было принято достаточно действенных мер, укрепляющих статус судей, их независимость. Более того, имеются отдельные тенденции снижения уровня гарантий судьям, что недопустимо.

    Одной из наиболее значимых гарантий обеспечения  независимости судей и самостоятельности  судов как органов государственной  власти в условиях действия конституционного принципа разделения властей является установленный законом порядок обеспечения судей жильем. Здесь необходимо регулирование на законодательном уровне сроков предоставления судьям жилого помещения. Что касается оплаты работы судей, в качестве меры системного характера, позволяющей поддерживать высокий уровень денежного содержания судей, стимулирующей судей к повышению своей профессиональной квалификации, могло бы быть значительное увеличение доплат за квалификационный класс.

    Так, в Постановлении от «04» декабря 2008 г. VII Всероссийский Съезд судей Просит Президента Российской Федерации:

    а) рассматривать  меры по обеспечению подлинной независимости  судей в качестве приоритетного направления в работе по совершенствованию законодательства о судебной системе и противодействию коррупции;

    б) оказать  содействие в ускорении принятия законопроекта об обеспечении судей жильем;

    в) рассмотреть  вопрос о включении должности  мирового судьи в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г № 32;

    г) принять  меры к существенному увеличению денежного содержания судей, работников аппаратов и технического персонала судов;

         д) поручить Правительству Российской Федерации:

     внести  изменения в федеральную целевую  программу «Развитие судебной системы России» на 2007 - 2011 годы в части увеличения ассигнований по направлениям расходов на государственные капитальные вложения, социальные гарантии судей и др.;

     разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О нормативах финансирования судов Российской Федерации»;

     обеспечить  развитие институтов бесплатной правовой помощи населению;

     и т.д.12

     Вопрос  о поддержании высокого уровня соблюдения независимости судей всегда будет оставаться открытым. Но вышеизложенные положения являются, безусловно, важными и определяющими. Реализация подобных проектов напрямую будет способствовать повышению качества работы суда в отправлении правосудия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.Порядок и назначение судей в Российской Федерации

     2.1. Общие требования

     Для того чтобы статус судьи обладал  принципами единства, независимости, неприкосновенности, чтобы суд выносил законные и  справедливые решения, законодательство предусматривает строгий порядок и основания назначения на должность судьи. Базовые требования к судьям нашей страны закреплены в Конституции Российской Федерации, где в ст. 119 сказано: «Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации».

     Федеральное законодательство закрепляет следующие  требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи:

     Судьей  может быть гражданин Российской Федерации:

     1) имеющий высшее юридическое образование;

     2) не имеющий или не имевший  судимости либо уголовное преследование  в отношении которого прекращено  по реабилитирующим основаниям;

     3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

     4) не признанный судом недееспособным  или ограниченно дееспособным;

     5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

     6) не имеющий иных заболеваний,  препятствующих осуществлению полномочий судьи.

     При соответствии требованиям, предусмотренным  пунктом 1 настоящей статьи:

     1) судьей Конституционного Суда  Российской Федерации может быть  гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет;

     2) судьей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;

     3) судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет;

     4) судьей арбитражного суда субъекта  Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

     Кандидатом  на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

     Также необходимо прохождение медицинского освидетельствования претендента на должность судьи. Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Главным было и остается - отбор кандидатов в условиях растущих требований профессионально- делового и морально-нравственного характера с тем, чтобы государство и общество получили профессиональных, объективных, беспристрастных и справедливых судей. Определяя статус квалификационных коллегий судей, федеральный закон наделяет их широкими полномочиями в части отбора кандидатов на судейские должности, оценки профессиональности деятельности судей.

     Профессионализм судьи - это сложный сплав знаний, мышления, культуры, нравственности и  особой психологии. Именно поэтому  необходимо как системное улучшение проверки знаний претендентов за счет приближения содержания экзаменов к практике правоприменения, так и постоянное совершенствование системы подготовки судей и повышения квалификации, в том числе в законодательном обеспечении. При этом следует учитывать не только меры, направленные на обеспечение профессиональной подготовки, но и на соблюдение судьей этических норм и принципов.

     2.2. Наделение полномочиями

     Наличие в законе четких требований, предъявляемых  к кандидатам на должность судей - существенная предпосылка к оптимальному формированию судейского состава. Но от провозглашения указанных положений в законе до реального вступления судьи в должность необходима организация фактического проведения ряда последовательных мер включающих: отбор и выдвижение кандидатов на должности судей, сдачу ими в установленном законом порядке квалификационного экзамена на должность судьи, рассмотрение квалификационной коллегией судей заявления о даче рекомендации для занятия должности судьи, вынесение заключения квалификационной коллегией о даче рекомендации или в отказе от дачи.

     Порядок наделения полномочиями Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Конституционного Суда Российской Федерации согласно статьи 13 Закона о судебной системе устанавливается Федеральным Конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

     Судьи Конституционного Суда Российской Федерации  назначаются Советом Федерации по представлению Президента России. Предложения о кандидатах на должность судей Конституционного Суда вправе вносить Президенту члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, а также законодательные органы субъектов Российской Федерации, высшие судебные органы и федеральные юридические ведомства, всероссийские юридические сообщества, юридические научные и учебные заведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.Порядок замещения судейского корпуса 

     3.1 Дисциплинарная ответственность судей

     Отдельное немаловажное значение и большую  актуальность в настоящее время  имеет вопрос привлечения судей Российской Федерации к дисциплинарной ответственности. Согласно ч. 1 ст. 12.1 Закона о статусе судей: «Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения». Сама процедура привлечения судьи к ответственности установлена Положением о квалификационных коллегиях судей. Так, согласно ст. 3 названного Положения судья, в отношении которого рассматривается вопрос о дисциплинарной ответственности, вправе иметь представителя. Согласно абзацу 1 ст. 4 указанного Постановления: «Полномочия судьи могут быть досрочно прекращены в связи с привлечением его к дисциплинарной ответственности только на основании представления председателя соответствующего или вышестоящего суда либо обращения органа судейского сообщества, в котором содержится просьба о прекращении полномочий судьи, при наличии в представленных материалах доказательств, подтверждающих совершение судьей дисциплинарного проступка»13. Что касается судей Конституционного Суда РФ, то основания и порядок их привлечения к дисциплинарной ответственности установлены абзацем Федеральным конституционным законом «О конституционном суде Российской Федерации».

     Но  в декабре 2008 года на VII Всероссийском съезде судей Президент Дмитрий Медведев предложил съезду судей обсудить идею создания единого дисциплинарного органа, который мог бы рассматривать конфликты, связанные с привлечением судей к дисциплинарной ответственности. Речь шла о создании специального суда, в котором можно будет оспорить решения квалификационных коллегий

     Прошло  время, и вот Конституционный  закон "О дисциплинарном судебном присутствии" предусматривает совершенствование механизма обжалования и пересмотра решений о прекращении полномочий судей за дисциплинарные проступки. Новый судебный орган, получивший в среде юристов название "дисциплинарный трибунал для судей", будет наделен следующими полномочиями:

     рассмотрение  жалоб судей, чьи судейские полномочия были досрочно прекращены за совершение дисциплинарных проступков; рассмотрение обращения Председателя Верховного Суда и Председателя Высшего Арбитражного Суда, если ранее Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации и квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации было отказано в удовлетворении представлений о прекращении полномочий судей. По каждой жалобе или обращению члены дисциплинарного судебного присутствия принимают мотивированное решение.

Информация о работе Правовой статус судьи