Правовой статус личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование понятия правового статуса личности, как в белорусском законодательстве, так и в соответствии с международным правом.
Поставлены следующие задачи:
• Раскрыть понятие правового статуса личности, его формирование;
• Выделить особенности понятия конституционно-правового статуса в Республике Беларусь;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..стр.3
ГЛАВА 1. Понятие правового статуса личности и его формирование
1.1. Понятие и виды правового статуса личности……..………………………..стр.5
1.2. Положение правового статуса личности по Конституции
Республики Беларусь ..……………………………………………………….…..стр.12
ГЛАВА 2. Правовой статус личности по международному праву
2.1. Всеобщая Декларация прав человека……………………………….………стр.16
2.2 Конституционно-правовой статус личности в зарубежных странах..........стр.21
Заключение .............................................................................................................стр.26
Список использованной литературы ....................................................................стр.29

Работа содержит 1 файл

Курсовая Правовой статус личности.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

Различного рода политические, экономические, религиозные, расовые и другие ограничения натурализации предусматриваются законодательством многих стран. Утрата гражданства может иметь место в результате выхода из гражданства соответствующей страны (например, при натурализации). В силу совершения определенных уголовных или политических преступлений любое лицо может быть лишено гражданства по приговору суда, также на основе административного акта в отношении лиц, занимающихся нежелательной для правительства политической деятельностью. Состояние гражданства предполагает как определенные права, так и обязанности. Гражданство представляет собой одновременно и политическую принадлежность к данному государству, и состояние подвластности, поскольку на гражданина распространяется суверенная власть государства, как на территории данной страны, так и за ее пределами.

Сложность, противоречивость и запутанность современного законодательства о гражданстве породили такие аномалии, как безгражданство (апатриды) и множественное гражданство (бипатриды).

Следует, однако, заметить, что само провозглашение в конституциях различного рода прав и свобод должно быть воплощено в парламентских законах, детально регулирующих порядок их осуществления и защиты от нарушений. Второй способ определения объема правосубъектности гражданина - негативный - носит диаметрально противоположный характер: нормы конституционного (государственного) права устанавливают лишь, что гражданин не может делать. Наиболее четкое выражение этот способ получил в Великобритании, где права и свободы не имеют позитивного юридического выражения. Они не зафиксированы в нормах права, но предполагаются с теми ограничениями, которые установлены парламентскими статутами и судебной практикой. Видный английский государствовед А. Дженнингс писал об этом примерно так: Права на свободу слова нет, как нет, скажем, "права завязывать шнурок на ботинке"... Человек может говорить все, что ему угодно, при условии, что он не нарушает законов, касающихся измены, призыва к мятежу, клеветы, непристойности, богохульства, клятвопреступления, государственной тайны. Он может создавать союзы при условии, что не нарушает законов, касающихся профсоюзов, товариществ, религии, общественного порядка и незаконных клятв. Он может устроить собрание где угодно и как угодно, если не нарушает при этом законов о беспорядках, о незаконных сборищах, о нарушении общественного порядка, о дорогах, о собственности. Согласно английской системе определения объема правосубъектности, гражданин может делать все, что не запрещено.

Способы юридического закрепления и выражения прав и свобод достаточно разнообразны, однако в большинстве своем главным источником являются конституции.[5, с.73-74]

Обычно в тексте основного закона содержится специальная глава, посвященная регламентации правового положения гражданина. В конституции Испании - это глава II "Права и свободы", в конституции Итальянской Республики - часть 1 "Права и обязанности граждан", в конституции Индии - часть 3 "Основные права", в конституции Колумбии – часть 2 "Жители: колумбийцы и иностранцы" и часть 3 "О гражданских правах и социальных гарантиях", в конституции Мексики - раздел 1 "О гарантиях прав личности", в конституции Республики Либерии - глава III "Основные права". В ряде стран нормы, регламентирующие права и свободы, вынесены за рамки основного текста конституции в самостоятельный раздел, который, тем не менее, рассматривается как органическая часть основного закона страны. Таковыми являются первые десять поправок к конституции США (Билль о правах), которые были приняты под давлением общественного мнения. Конституции освободившихся государств Африки содержат в тексте лишь отдельные положения, касающиеся демократических прав и свобод, но дают отсылки (обычно в преамбуле) к "Декларации прав человека и гражданина" 1789 года и Всеобщей Декларации прав человека 1948 года. [4, с.167]

Классификация прав и свобод Конституции и другие нормы конституционного (государственного) права зарубежных стран провозглашают права и свободы самого различного характера и содержания, поэтому немаловажное значение имеет их классификация и систематизация. В зарубежной науке отсутствует единая классификация прав и свобод. Например, некоторые американские авторы предлагают деление прав и свобод на первостепенные (существенные) и второстепенные (менее существенные). В первую категорию включаются: право на свободу, право на равенство, свобода передвижения, свобода выражения мнений, свобода совести, гражданство и право голоса, право на справедливое уголовное правосудие. Все остальные права и свободы относятся, следовательно, к категории "менее существенных". Немецкий ученый Т. Маунц предлагает делить права и свободы на две группы: основные права гражданина и основные права человека. Отличие второй группы от первой состоит в том, что включаемые в нее права и свободы носят не позитивный, а естественный характер, а поэтому они в совокупности своей рассматриваются как некое надгосударственное установление, дарованное человеку свыше, помимо государства и права.

После второй мировой войны конституциями Италии, Дании, Индии, Японии, Гватемалы, Коста-Рики, Габона, Бангладеш, Марокко, ряда других государств было провозглашено право на труд. В ряде конституций право на труд провозглашается лишь как желание или цель, к которой стремится государство. Так, в статья 56 политической конституции Коста-Рики говорится: "Труд является правом человека и его обязанностью в отношении общества. Государство должно стремиться к тому, чтобы все люди были заняты честным и полезным трудом, надлежаще вознаграждаемым, и не допускать условий, в какой-либо форме нарушающих свободу или достоинство человека или низводящих труд до положения предмета простой торговли. Государство гарантирует право свободного выбора работы". Некоторые послевоенные конституции провозглашают также право на равную плату за равный труд и право на отдых, которые иногда рассматривают как органическое продолжение права на труд. Наиболее четкое выражение эти положения нашли в итальянской конституции: "Трудящийся имеет право на вознаграждение, соответствующее количеству и качеству его труда и достаточное, во всяком случае, для обеспечения ему и его семье свободного и достойного существования... Трудящийся имеет право на еженедельный отдых и на ежегодные оплачиваемые отпуска; он не может от этого отказаться" (статья 36).

Иногда основной закон содержит лишь упоминания об этих правах как, например, в конституции Уругвая: "Закон признает за каждым занятым трудом рабочим и служащим право на свободу нравственных и гражданских убеждений, справедливое вознаграждение, ограничение рабочего дня, еженедельный отдых и охрану здоровья и нравственности" (статья 54). Весьма подробно социально-экономические права трудящихся регламентируются в Главе II Конституции Федеративной Республики Бразилии 1988 года. В 80-е годы проблема безработицы приобрела глобальный характер. По подсчетам Международной Организации Труда 1986 года, для достижения полной занятости во всем мире необходимо, чтобы в течение последующих сорока лет каждый год создавалось не менее 47 миллионов новых рабочих мест. Важнейшим завоеванием трудящихся является право на забастовку, которое провозглашается либо признается государственным правом всех демократических стран. В то же время зарубежное трудовое законодательство предусматривает различные способы и методы ограничения этого права. Особенно распространенным является запрещение всеобщих стачек, политических забастовок, забастовок солидарности, пикетирования. [6, с.256]

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Место и роль личности (человека и гражданина) в правовой системе, во взаимоотношении с государством, общественными организациями и другими физическими лицами наиболее полно можно раскрыть через категорию правового статуса личности, который позволяет определить юридическое и, в определенной степени, фактическое положение человека в обществе.

Под правовым (юридическим) статусом личности понимается совокупность юридических норм, которые закрепляют права, свободы и обязанности личности (гражданина, иностранца, лица без гражданства) по отношению к обществу, государству и другим физическим лицам и одновременно права и обязанности последних в отношении данной личности.

Правовой статус выражает легальные пределы свободы личности, объем ее прав, законных интересов и обязанностей. Он устанавливается государством в нормах Конституции, законов и подзаконных актов.

Роль права, в первую очередь, проявляется именно в том, что оно своими нормами поддерживает исторически обусловленное место индивида (личности), хотя следует помнить, что правовой статус человека и гражданина в огромной мере определяется:

1. социально-экономическим положением государства;

2. степенью развитости и демократичности политического режима;

3. нравственными и иными условиями жизни общества.

Прежде всего, государство признает данного человека субъектом действующего в стране права. Для демократического государства, каким провозгласила себя Республика Беларусь, характерно признание субъектом права любого физического лица, находящегося на его территории. Однако, в зависимости от того, является ли это лицо гражданином, иностранцем или лицом без гражданства, определяется характер, устойчивость, объем прав, свобод и обязанностей данной личности, основы ее отношения с обществом и государством.

«Под конституционными правами и свободами, — пишет М. В. Баглай, -понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту». Данные права закрепляются в качестве субъективных конституционных прав в высших по юридической силе нормах государственного права, направленных против государства, но одновременно и гарантируемых им.

Права человека и гражданина в конституционном строе приобретают особое значение для индивида и тем более для государства. Конституционное признание естественных прав дает основание полагать, что государство есть каждый, где все — индивиды, и оно обязуется оправдать свое предназначение. Таким образом, основные права закрепляются и в качестве позитивных норм. Следовательно, нормы конституционного права, касающиеся основных прав, должны быть фундаментом всей юридической системы.

Конституционный статус является основой индивидуального статуса человека, который не постоянен и зависит от профессии, общественного, семейного и иного положения каждого конкретного человека. Индивидуальный статус не может противоречить конституционному, отменять или изменять предоставленные Конституцией права, свободы и обязанности. Именно поэтому конституционный статус называется основным и базовым, он создает основу равных возможностей.

Таким образом, правовой статус (правовое положение) личности, основу которого составляют конституционные права, свободы и обязанности, влияет на положение личности в обществе, что, в свою очередь, раскрывает характер самого общества, данного социального строя. Правовой статус включает в себя не только права и свободы, но и обязанности человека и гражданина как перед государством, так и перед другими физическими лицами.

Конституция гарантирует неприкосновенность конституционных прав и свобод человека и гражданина, строго оговаривая порядок и причины их ограничения со стороны государства.[12, с.139-141]

Основные, или конституционные, права и свободы имеют принципиальное значение для правового статуса любого индивида. Во-первых, в этих правах получает утверждение принцип уважения человеческого достоинства. Во-вторых, в них реализуются притязания индивида на достойное существование и развитие. В-третьих, конституционные права выступают как основа правового статуса личности. В-четвертых, конституционные права имеют одинаковый, постоянный и равный правовой характер для всех лиц. Этим Конституция закрепляет принцип социальной справедливости, предоставляя каждому индивиду исходно равный минимум свободы (или возможностей), которая необходима ему как творческой личности.

Центральное место в содержании основ правового положения личности принадлежит конституционным правам и свободам человека и гражданина. В Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями впервые в законодательстве Беларуси была выражена идея естественных, неотчуждаемых прав человека. Это закреплено в статье 21: «Обеспечение прав и свобод Республики Беларусь является высшей целью государства…». Тем самым Конституция провозглашает важнейший принцип основ конституционного строя Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Марченко М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах.//под ред. проф. М.Н. Марченко./ том 1 Теория государства.// - Москва: Издательство «Зерцало», 1998.

2.      Лазарев В.В. Общая теория государства и права.// под. ред. В.В. Лазарева./ -Москва: Инторно,1994.

3.      Карташник В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве.// Москва, 1995.

4.      Абдурахманова И.В. История государства и права зарубежных стран./- Москва: Март, 2004.

5.      Лапшин И.Е. Конституционное право зарубежных стран./ Москва: НОРМА, 2005.

6.      Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник.//- Москва: Юридическая литература, 2003.

7.      Маклаков В.В. Современные зарубежные конституции. Учебное пособие.// Москва: Государь, 2002.

8.      Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями)принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года//,- Минск: «Амалфея», 2004.

9.      Всеобщая декларация прав человека. Право быть человеком. Международные акты по правам человека.//- Минск, 1996.

10. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран.//- Москва: Юристъ, 2000.

11. Ягур Н.Н. История государства и права зарубежных стран.// Хрестоматия./-Минск: Тесей, 2004.

12. Баглай М.В., Лейбо Ю.И. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов/ под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В.Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И.Лейбо, д.ю.н. Л.М.Энтина.// - Москва: НОРМА, 2006. Глава 4.

13. Гусев А.Д., Яскевич Я.С. Права человека.// род общей ред А.Д. Гусева и Я.С. Яскевич./ Учебное пособие.//,- Минск: ТетраСистемс, 2002.

29

 



Информация о работе Правовой статус личности