Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование понятия правового статуса личности, как в белорусском законодательстве, так и в соответствии с международным правом.
Поставлены следующие задачи:
• Раскрыть понятие правового статуса личности, его формирование;
• Выделить особенности понятия конституционно-правового статуса в Республике Беларусь;
Введение …………………………………………………………………………..стр.3
ГЛАВА 1. Понятие правового статуса личности и его формирование
1.1. Понятие и виды правового статуса личности……..………………………..стр.5
1.2. Положение правового статуса личности по Конституции
Республики Беларусь ..……………………………………………………….…..стр.12
ГЛАВА 2. Правовой статус личности по международному праву
2.1. Всеобщая Декларация прав человека……………………………….………стр.16
2.2 Конституционно-правовой статус личности в зарубежных странах..........стр.21
Заключение .............................................................................................................стр.26
Список использованной литературы ....................................................................стр.29
соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции, достоинство права, свободы, законные интересы других лиц;
беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности, охранять природную среду;
защищать Республику Беларусь;
уплачивать государственные налоги, пошлины, иные платежи.
В демократическом обществе действует правило: «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав». Добросовестное исполнение гражданами конституционных обязанностей является важнейшей гарантией реализации их прав и свобод.[8, Конституция РБ]
ГЛАВА 2. Правовой статус личности по международному праву
2.1. Всеобщая Декларация прав человека
Всеобщая Декларация прав человека – универсальный документ нашей эпохи. Обсуждение в рамках Организации Объединенных Наций идеи универсальной защиты прав человека привело к предложению о создании конкретного документа, в котором мировое сообщество декларировало бы свою приверженность гуманизации и демократизации социальных и международных отношений на основе прав человека как высшей ценности человечества, его фундаментальной основы. Согласились на том, что это будет декларация по форме, моральное обязательство государств по содержанию, нормы международной и внутригосударственной жизни по общему согласию и доброй воле правительств всех стран планеты. Платформа для будущей Декларации была сформулирована в Уставе ООН. В преамбуле Устава народы Объединенных Наций выразили свою решимость "вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций". Статья 8 предусматривает, что "Организация Объединенных Наций не устанавливает никаких ограничений в отношении права мужчин и женщин участвовать в любом качестве и на равных условиях в ее главных и вспомогательных органах".
Для работы над Декларацией Генеральный Секретарь ООН в 1946 году создал особую службу — Отдел прав человека. Декларацию готовила комиссия, возглавляемая вдовой бывшего президента Соединенных Штатов Америки Франклина Рузвельта Элеонорой Рузвельт, благодаря усилиям которой во многом удалось преодолеть многие препятствия и разногласия и создать документ непреходящего значения. Основным автором Декларации был Рене Кассен, французский дипломат и общественный деятель, доктор права.
Естественно, что при разработке Декларации был учтен и использован исторически сложившийся опыт в этой области. В основу международного документа была положена Французская Декларация прав человека и гражданина, а также Декларация независимости Соединенных Штатов Америки.
Стояла принципиальная задача: разработать общую концепцию прав человека, которая могла быть принята всеми, несмотря на огромные различия между культурами, политическими системами, географическим положением и экономическими условиями каждого государства, народа. Обсуждение вылилось в продолжительные и непростые дискуссии. В поисках приемлемых норм и формулировок состоялось 85 заседаний комиссии ООН.
Одним из наиболее насущных являлся вопрос о том, на какой основе могут быть провозглашены права человека. Западные воззрения на права, присущие человеческой личности, были порождены традицией естественного права, согласно которой человеческие существа обладают правами, поскольку ими их одарила природа, а, по мнению некоторых — божество. Именно к такой трактовке тяготеет Декларация независимости Соединенных Штатов Америки: люди "наделены Создателем некоторыми неотъемлемыми правами...". То есть, права покоятся на явлении наднационального и сверхчеловеческого характера. Такова была позиция европейских философов ХVIII века.[13, с.121-124]
Другую точку зрения представляли сторонники теории позитивного права. Они утверждали, что только сознательные действия и поведение людей и, в более широком плане, государств лежат в основе происхождения прав и определяют права. В статье 1 Декларации отмечено, что люди обладают своими правами от рождения, а в статье 29 (часть 2): ограничения прав должны быть только такие, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.[9, с.47]
Всеобщая декларация прав человека стала первым в истории международным правовым документом, который провозгласил универсальный, всеобщий характер прав человека. Права человека в Декларации трактуются как воплощение высоких идей человеческой свободы и равенства, таких нравственных принципов, как справедливость, милосердие, гуманизм.
Национальные конституции и законодательство значительного числа стран мира или включают полностью отдельные статьи Декларации, или делают ссылки на нее.
Наиболее широкими юридически обязывающими договорами по правам человека, достигнутыми под эгидой ООН, являются два Международных пакта: один об экономических, социальных и культурных правах и другой – о гражданских и политических правах, принятые в 1966 году и вступившие в силу в 1976 году Международный пакт о гражданских и политических правах был дополнен двумя Факультативными протоколами, первый из которых, принятый в 1966 году, определил процедуру подачи индивидуальных петиций в Комитет по правам человека ООН.
А второй, принятый в 1989 году, провозгласил рекомендацию об отмене смертной казни. Эти документы обогатили положения Всеобщей декларации, сделав их юридически обязывающими и учредив органы по контролю над исполнением этих норм государствами-участниками. Подавляющее большинство стран мира стали участниками пактов.
Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что индивидуум, в какую бы страну он ни попал, по своей человеческой сущности обладает всеми своими правами. Эта всеобщность является сутью прав человека. Конституция Республики Беларусь ряд прав предоставляет только гражданам Беларуси (право на труд, выбор профессии, рода занятий, на создание профсоюзов и защиту своих интересов), предоставляя в то же время и иностранцам право на свободу объединений. Это довольно распространенные в мире конституционные ограничения.
Рассмотрим содержание Всеобщей декларации прав человека. Декларация состоит из преамбулы и 30 статей. Статья 1 формулирует основной постулат Декларации – неотъемлемость прав и свобод человека: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства".
Статья 2 провозглашает принцип равенства прав и свобод и недопустимость дискриминации: "Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения".
Остальные статьи для удобства понимания Декларации можно условно сгруппировать в четыре основополагающие группы.
1 группа. Личные права и свободы. В этой группе статей выражены такие права, как право на жизнь и личную неприкосновенность; необходимость ликвидации рабства и подневольного состояния; недопущение пыток, жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство обращения и наказаний; признание за каждым человеком его права субъектности; право на судебную защиту от актов, нарушающих основные права; гарантия от произвольного ареста, задержания или изгнания; право на независимый и беспристрастный суд; презумпция невиновности; отсутствие обратных законов.
2 группа. Права человека в рамках его отношений с группами, к которым он принадлежит, и с внешним миром. За этой группой статей в Декларации стоят такие права, как право на личную жизнь; право на свободное передвижение и выбор местожительства; право на убежище; право на гражданство; одинаковые права мужчин и женщин в отношении брака; право семьи на защиту со стороны общества и государства; право на индивидуальное и совместное владение имуществом.
3 группа. Духовные свободы, гражданские и политические права. Здесь задействованы права: на свободу мысли, совести и религии; на свободу убеждений и свободное выражение их; на свободу доступа к информации; на свободу мирных собраний и ассоциаций; право принимать участие в управлении своей страной; право свободного участия в периодических выборах.
4 группа. Права в экономической, социальной и культурной областях. Раскрываются эти права в следующих областях: право на социальное обеспечение и на достойный уровень жизни, право на труд; право на свободный выбор работы; право на равную оплату за равный труд; свобода в создании профессиональных союзов и участия в них; право на отдых и досуг; право на благосостояние и здравоохранение; право на социальную защиту материнства и детства; право на образование; право на участие в культурной и научной жизни; право на защиту моральных и материальных интересов авторов.
Заключительные статьи 28-30 устанавливают для каждого человека такой общественный и международный порядок, при котором права, сформулированные в Декларации, могут быть полностью реализованы; они могут быть ограничены только в том случае, если они ущемляют права и свободы других людей и вступают в противоречие с нормами морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. [11, с.192-194]
Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию в качестве "задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства". Это моральное предписание, а не юридическое обязательство. Декларация не имеет обязательной процедуры ее ратификации правительствами стран – членов ООН. Однако со временем во многих странах Декларацию стали рассматривать в значительной степени как юридически обязательную.
Таким образом, Всеобщая декларация прав человека во многом стала теперь нормой международного обычного права, юридически обязательной для государств. Она воплощает в себе идеи демократии, прогресса, экономического благосостояния, общего блага, равенство, справедливость и все то, что воспринимается как ценности высшего порядка. В мире еще много нарушений прав человека, в том числе некоторые из них возмущают и потрясают мир (захват террористами заложников, голод, нищета, бесправие многих миллионов людей). Поэтому выполнение Всеобщей декларации прав человека, приближение жизни государств к ее нормам является сложной задачей каждого человека, всего мирового сообщества.
2.2 Конституционно-правовой статус личности в зарубежных странах
Для зарубежного конституционализма характерен дуализм правового статуса личности, которая выступает в соответствующих сферах либо как человек, либо как гражданин. Личность выступает как человек в сфере экономической (гражданское общество) и как гражданин - в сфере политической (политическая общность). Эта дуалистическая концепция, разделяющая личность на человека и гражданина. Важнейшей юридической предпосылкой правового положения личности в обществе является состояние гражданства, то есть, политическая принадлежность индивидуума к данному государству, которая обусловливает характер политико-правовых отношений между личностью и государством.
Государственное право связывает с гражданством целый ряд важнейших правовых последствий, главным из которых является то, что физические лица могут быть субъектами государственно-правовых отношений только обладая правовым статусом гражданина данной страны. (Следует оговориться, что термин подданство, фактически равнозначный гражданству, применяется только в странах с монархической формой правления.) В унитарных государствах существует единое гражданство, так как гражданин вступает в отношения только с одним государством, существующим на данной территории.
В странах с федеративной формой государственного устройства гражданство, как правило, двойное - гражданство союза и гражданство субъектов федерации. Во многих случаях провозглашение гражданства субъекта федерации остается - чистой декларацией. Гражданином субъекта федерации считается каждый гражданин союза, постоянно проживающий на территории данного субъекта. Переезд, например, в США из одного штата в другой на постоянное жительство автоматически влечет изменение гражданства штата.
Известны два основных способа приобретения гражданства: лицо становится гражданином страны либо в силу происхождения, либо путем натурализации. Вопросы приобретения гражданства регулируются национальным законодательством и целым рядом международных конвенций.
Согласно "праву крови" гражданами данного государства являются все лица, рожденные от граждан этого государства; согласно "праву почвы" гражданами данного государства являются все лица, рожденные на его территории. Сам способ приобретения гражданства может оказать определенное влияние на последующий правовой статус индивидуума, причем, как правило, это влияние сводится к определенным ограничениям правоспособности тех лиц, которые приобрели гражданство по натурализации. Так, в Конституции США сказано: "Ни одно лицо, кроме гражданина по рождению или гражданина Соединенных Штатов, на момент принятия настоящей Конституции не подлежит избранию на должность президента" (статья 2, раздел 1). Иногда натурализация обусловливается рядом сложных требований, в том числе имущественного характера. Например, ст. 75 конституции Восточной Республики Уругвай постановляет: "Право на гражданство по закону имеют: а) мужчины и женщины - иностранцы, пользующиеся хорошей репутацией, имеющие на территории Республики семьи, владеющие капиталом в деньгах или имуществом в стране либо занимающиеся наукой, искусством или ремеслом и в течение трех лет имеющие постоянное местожительство в стране".[10, с.568]