Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 10:45, курсовая работа
В связи с расширением международных связей Российской Федерации остро встала проблема урегулирования отношений, участниками которых являются иностранные граждане и лица без гражданства. Таковые отношения имеют место в международном частном праве; а когда указанные лица прибывают на территорию Российской Федерации, то становятся субъектами российского права. Основу же их статуса определяет конституционное право, руководствующееся положениями Основного закона РФ.
Введение 3-4
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 5-8
1.1. Понятие «иностранный гражданин» 5
1.2. Случаи двойного и множественного гражданства 6-7
1.3. Проблема интернирования 7-8
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО
СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН 9-13
2.1. Классификация иностранных граждан по времени пребывания в стране 9-10
2.2. Классификация иностранных граждан по иным основаниям 10-12
2.3. Беженцы и вынужденные переселенцы 12-13
ГЛАВА 3. Анализ конституционно-правового статуса иностранных граждан 14-25
3.1. Гражданство 14-15
3.2. Правоспособность 15-16
3.3. Права и обязанности иностранных граждан 16-18
3.4. Ограничения в правах 18- 19
3.5. Дееспособность 19-21
3.6. Правовые режимы для иностранных граждан 21-24
3.6.1. Национальный режим 21-22
3.6.2. Специальный режим 22-23
3.6.3. Режим наибольшего благоприятствования 23-24
3.7. Границы применения национального режима 24-25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список использованной литературы (сноски) 27-29
относятся проживающие на территории РФ лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательства своей принадлежности к иностранному гражданству.
Согласно Основам гражданского законодательства (ст. 160), лица без
гражданства пользуются в России гражданской правоспособностью наравне с нашими гражданами. Отдельные изъятия могут быть установлены законодательными актами.
Таким образом, в отношении лиц без гражданства, независимо от того, проживают они в РФ или нет, действует принцип национального режима.
3.6.2. Специальный режим
Очевидно, что помимо национального существует иной режим, называемый специальным, которым предусмотрены особые правила обращения с иностранцами.
При этом следует учесть, что сущность специального режима сводится к
установлению не только ограничений, но и определенных льгот, предоставленных государством иностранцам.
Если подробнее остановиться на вопросе о льготах, которые устанавливает
государство для иностранных граждан, то можно отметить, что граждане
определенных государств могут на основе взаимности полностью или частично освобождаться от уплаты подоходного налога[15].
Сегодняшнее положение дел в этом вопросе несколько изменилось.
Связано это с тем, что наше государство по вполне понятным причинам стремится форсировать поступление в экономику страны иностранных инвестиций, опыта и современных технологий. Поэтому для иностранных инвесторов устанавливаются различные льготы в области налогового и таможенного обложения, валютного контроля.
Помимо этого, с целью максимального использования потенциала зарубежных инвесторов предусмотрено создание свободных экономических зон (зон свободного предпринимательства), в которых предоставляются дополнительные льготы.
3.6. 3. Режим наибольшего благоприятствования
Как было
отмечено, в юридической литературе
упоминается и так называемый
режим наибольшего
В настоящее время национальный режим широко распространен, причем, его применение в России носит безусловный характер, т.е. он предоставляется иностранным гражданам независимо от того, имеют ли наши граждане аналогичные права в их странах. Вместе с тем следует признать, что действующее законодательство все же предусматривает возможность использования ответных ограничительных мер, так называемых реторсий. Но их применение возможно только в тех случаях, когда в иностранных государствах осуществляется явная дискриминация по отношению к российским гражданам. Впрочем, в современных условиях реторсионные меры носят редкий и исключительный характер. Пример из повседневной жизни – ситуация с Прибалтийским странами, где отношение к гражданам России не выдерживает никакой критики с точки зрения уважения к правам человека. Однако, насколько мы знаем, никаких реторсионных мер по отношению к гражданам Эстонии, Литвы и Латвии, находящимся на территории РФ, не применяется. Стоит ли пересмотреть это вопрос?
3.7. Границы применения национального режима
Что касается границ применения национального режима, то они становятся почти прозрачными в области личных прав и обязанностей иностранных граждан. Поэтому не случайно иностранцы пользуются практически всеми правами наравне с российскими гражданами. Это — право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность и т.д. Они принадлежат человеку как члену гражданского общества, и в силу этого ими обладают собственные граждане и иностранцы.
Отношения гражданские, трудовые, семейные и прочие, регулируемые частным правом, практически не имеют ограничений.[16]
Государство устанавливает в сфере личных прав для иностранцев лишь некоторые ограничения на свободу передвижения и выбор места жительства, что в принципе соответствует нормам международного права и международной практике. В отношении социально-экономических и политических прав действие национального режима не имеет столь широкого применения. Это обусловлено тем, что в осуществлении некоторых из них предусмотрены более значительные ограничения для иностранных граждан. В сфере политических прав эти ограничения, в частности, затрагивают систему избирательных прав и право членства в
политических партиях. Эти права связаны с участием в политической жизни государства, в управлении государственными делами и поэтому на обладание ими не могут претендовать иностранные граждане. Подобная практика характерна для большинства стран мира.
В свою
очередь, в сфере социально-
другие).
Нельзя не признать, что в последнее время, во многом под давлением
возрастающих
экономических проблем и
не исключающий установления в ряде случаев разрешительной (лицензированной) системы допуска.
Иностранцем считается любое физическое лицо, которое, находясь в определенной правовой связи с российским государством, не является его гражданином и состоит в гражданстве (подданстве) иного государства.
Всех
постоянно проживающих и
— иностранцев, не обладающих иммунитетами и привилегиями.
— иностранцев, наделенных определенными иммунитетами и привилегиями (пользующихся полным или частичным иммунитетом от юрисдикции Российской Федерации).
— иностранцев, получивших убежище (беженцев).
Сущность
конституционно-правового
Таким образом, иностранцы имеют в РФ такие же имущественные и личные неимущественные права, что и российские граждане. Эти права должны осуществляться ими таким же образом, как и российскими гражданами. Реализация указанных прав должна соответствовать их назначению в обществе. Иностранцы, как и граждане РФ, могут владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей им собственностью в пределах, установленных нашим законом.
В отношении
права собственности
Список использованной литературы
1.
Конституция Российской
62, 63
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая – ст. 2, 7
3. Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве
Российской Федерации» - ст. 3, 11, 17
4. Закон СССР от 24 июня 1981 г. «О правовом положении иностранных
граждан в СССР»
5. Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. «О беженцах» - ст.1-16
6.
Положение о порядке
7.
Основы гражданского
1.
Алешин В.В. Иностранные
2. Богуславский М.М. Международное частное право. – М.:
Междунар.отношения, 1994. – 416 с.
3. Вы – наследник. – М.: «Олимп»; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. –192 с.
4. Брак. Развод. – М.: «Олимп»; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. –192 с.
5.
Галенская Л.Н. Правовое
6.
Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие
и содержание их
7. Глазырин В.В. Правовое регулирование труда иностранных граждан в России. // Юридический мир. – 1997. - №5. – С. 32 – 43.
8. Ерпылеева Н.Ю. Международное частное право. – М.: Издательский дом “NOTA BENE”, 1999. – 368 с.
9. Звеков В.П. Международное частное право. Курс лекций. – М.:
Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 686 с.
10. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской федерации. – М.: Юристъ, 1995. – 480 с.
11. Конституционное право. Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Новый юрист, 1998. – 544 с.
12. Куракин
А.В. К вопросу об
права. // Юрист. – 1999. - №9. – С. 51 – 53.
13. Правовое положение иностранных граждан в России. Сборник нормативных актов. – М.: Издательство БЕК, 1996. – 265 с.
14. Средства
ИНТЕРНЕТ.
[1] Иностранец при республиканской форме правления называется гражданином, а при монархической — подданным.
[2] Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание их конституционно-правового статуса: Лекция. — Омск: Юридический институт МВД России. — 1996. — 28 с.
[3] Алешин В.В. Иностранные граждане: проблемы интернирования. //Юрист. – 2000. - №2. – С. 2 – 5.
[4] Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание их конституционно-правового статуса: Лекция. — Омск: Юридический институт МВД России. — 1996. — 28 с.
[5] В настоящее время в России находятся 140 дипломатических и более 200 консульских представительств.
[6] Ерпылеева Н.Ю. Международное частное право. – М.: Издательский дом “NOTA BENE”, 1999. – 368 с.
[7] Звеков В.П. Международное частное право. Курс лекций. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 686 с.
[8] Конституционное право. Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Новый юрист, 1998. – 544 с.
[9] Глазырин В.В. Правовое регулирование труда иностранных граждан в России. // Юридический мир. – 1997. - №5. – С. 32 – 43.
[10] Куракин А.В. К вопросу об административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства как специальных субъектов административного права. // Юрист. – 1999. - №9. – С. 51 – 53.