Правовой статус иностранных граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

В связи с расширением международных связей Российской Федерации остро встала проблема урегулирования отношений, участниками которых являются иностранные граждане и лица без гражданства. Таковые отношения имеют место в международном частном праве; а когда указанные лица прибывают на территорию Российской Федерации, то становятся субъектами российского права. Основу же их статуса определяет конституционное право, руководствующееся положениями Основного закона РФ.

Содержание

Введение 3-4
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 5-8
1.1. Понятие «иностранный гражданин» 5
1.2. Случаи двойного и множественного гражданства 6-7
1.3. Проблема интернирования 7-8
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО
СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН 9-13
2.1. Классификация иностранных граждан по времени пребывания в стране 9-10
2.2. Классификация иностранных граждан по иным основаниям 10-12
2.3. Беженцы и вынужденные переселенцы 12-13
ГЛАВА 3. Анализ конституционно-правового статуса иностранных граждан 14-25
3.1. Гражданство 14-15
3.2. Правоспособность 15-16
3.3. Права и обязанности иностранных граждан 16-18
3.4. Ограничения в правах 18- 19
3.5. Дееспособность 19-21
3.6. Правовые режимы для иностранных граждан 21-24
3.6.1. Национальный режим 21-22
3.6.2. Специальный режим 22-23
3.6.3. Режим наибольшего благоприятствования 23-24
3.7. Границы применения национального режима 24-25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список использованной литературы (сноски) 27-29

Работа содержит 1 файл

курсовая по конституционному праву.docx

— 50.62 Кб (Скачать)

относятся проживающие на территории РФ лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательства своей принадлежности к иностранному гражданству.

Согласно  Основам гражданского законодательства (ст. 160), лица без

гражданства пользуются в России гражданской правоспособностью наравне с нашими гражданами. Отдельные изъятия могут быть установлены законодательными актами.

Таким образом, в отношении лиц без  гражданства, независимо от того, проживают  они в РФ или нет, действует  принцип национального режима.

     3.6.2.     Специальный режим

Очевидно, что помимо национального существует иной режим, называемый  специальным, которым предусмотрены особые правила обращения с иностранцами.

При этом следует учесть, что сущность специального режима сводится к

установлению  не только ограничений, но и определенных льгот, предоставленных государством иностранцам.

Если  подробнее остановиться на вопросе  о льготах, которые устанавливает

государство для иностранных граждан, то можно  отметить, что граждане

определенных государств могут на основе взаимности полностью или частично освобождаться от уплаты подоходного налога[15].

Сегодняшнее положение дел в этом вопросе несколько изменилось.

Связано это с тем, что наше государство по вполне понятным причинам стремится форсировать поступление в экономику страны иностранных инвестиций, опыта и современных технологий. Поэтому для иностранных инвесторов устанавливаются различные льготы в области налогового и таможенного обложения, валютного контроля.

Помимо  этого, с целью максимального  использования потенциала зарубежных инвесторов предусмотрено создание свободных экономических зон (зон свободного предпринимательства), в которых предоставляются дополнительные льготы.

     3.6. 3.     Режим наибольшего благоприятствования

Как было отмечено, в юридической литературе упоминается и так называемый  режим наибольшего благоприятствования. Он означает предоставление иностранцам  прав, которыми уже пользуются или будут пользоваться граждане любого третьего государства. Особо следует сказать и о том, что названные нами виды правового режима обычно не применяются к иностранцам, пользующимся по роду служебной деятельности привилегиями и иммунитетами.

В настоящее  время национальный режим широко распространен, причем, его применение в России носит безусловный характер, т.е. он предоставляется иностранным гражданам независимо от того, имеют ли наши граждане аналогичные права в их странах. Вместе с тем следует признать, что действующее законодательство все же предусматривает возможность использования ответных ограничительных мер, так называемых реторсий. Но их применение возможно только в тех случаях, когда в иностранных государствах осуществляется явная дискриминация по отношению к российским гражданам. Впрочем, в современных условиях реторсионные меры носят редкий и исключительный характер.  Пример из повседневной жизни – ситуация с Прибалтийским странами, где отношение к гражданам России не выдерживает никакой критики с точки зрения уважения к правам человека.  Однако, насколько мы знаем, никаких реторсионных мер по отношению к гражданам Эстонии, Литвы и Латвии, находящимся на территории РФ, не применяется.  Стоит ли пересмотреть это вопрос?

     3.7.     Границы применения национального режима

Что касается границ применения национального режима, то они становятся почти прозрачными  в области личных прав и обязанностей иностранных граждан. Поэтому не случайно иностранцы пользуются практически всеми правами наравне с российскими гражданами. Это — право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность и т.д. Они принадлежат человеку как члену гражданского общества, и в силу этого ими обладают собственные граждане и иностранцы.

Отношения гражданские, трудовые, семейные и прочие, регулируемые частным правом, практически  не имеют ограничений.[16]

Государство устанавливает в сфере личных прав для иностранцев лишь некоторые ограничения на свободу передвижения и выбор места жительства, что в принципе соответствует нормам международного права и международной практике. В отношении социально-экономических и политических прав действие национального режима не имеет столь широкого применения. Это обусловлено тем, что в осуществлении некоторых из них предусмотрены более значительные ограничения для иностранных граждан. В сфере политических прав эти ограничения, в частности, затрагивают систему избирательных прав и право членства в

политических  партиях. Эти права связаны с  участием в политической жизни государства, в управлении государственными делами и поэтому на обладание ими не могут претендовать иностранные граждане. Подобная практика характерна для большинства стран мира.

В свою очередь, в сфере социально-экономических  прав существуют ограничения на определенные виды трудовой и коммерческой деятельности иностранных граждан. В литературе имеются различные объяснения необходимости таких ограничений (соображения государственной безопасности, особые экономические интересы государства, обеспечение суверенных прав государства на национальные природные ресурсы (как было указано в примере о «Положении об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах») и некоторые

другие).

Нельзя  не признать, что в последнее время, во многом под давлением

возрастающих  экономических проблем и необходимости привлечения в экономику страны иностранных инвестиций, технологий и опыта, имеются примеры уменьшения ограничений на некоторые виды трудовой деятельности иностранных граждан. В то же время анализ действующего законодательства показывает, что эти ограничения все еще довольно широко распространены. Такое положение можно объяснить и тем, что во многих случаях продолжают действовать перестраховочные стереотипы. Видимо, определяющим в этой области должен стать критерий максимально возможного приближения к национальному режиму, но

не исключающий установления в ряде случаев разрешительной (лицензированной) системы допуска.

                                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Иностранцем считается любое физическое лицо, которое, находясь в определенной правовой связи с российским государством, не является его гражданином и состоит в гражданстве (подданстве) иного государства.

Всех  постоянно проживающих и временно пребывающих иностранцев можно  разделить на:

— иностранцев, не обладающих иммунитетами и привилегиями.

— иностранцев, наделенных определенными иммунитетами и привилегиями (пользующихся полным или частичным иммунитетом от юрисдикции Российской Федерации).

— иностранцев, получивших убежище (беженцев).

Сущность  конституционно-правового статуса  иностранцев определяется, прежде всего, основными правами и обязанностями, которые взаимодействуют с иными  правовыми компонентами (гражданство, правоспособность, гарантии) и образуют в единстве содержание конституционно-правового статуса иностранцев.

Таким образом, иностранцы имеют в РФ такие  же имущественные и личные неимущественные  права, что и российские граждане. Эти права должны осуществляться ими таким же образом, как и  российскими гражданами. Реализация указанных прав должна соответствовать их назначению в обществе. Иностранцы, как и граждане РФ, могут владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей им собственностью в пределах, установленных нашим законом.

В отношении  права собственности иностранцев  действует принцип национального  режима. На иностранцев распространяются общие правила нашего законодательства о собственности граждан. Это  касается круга предметов, которые  вообще могут принадлежать иностранцам, и пределов осуществления иностранцами их права собственности. Установленные в этом отношении правила законодательства должны соблюдаться на территории РФ всеми лицами, в том числе иностранцами.

     Список использованной литературы

1.      Конституция Российской Федерации  12.12.1993 г. – ст. 2, 7, 15, 17,

62, 63

2.      Гражданский кодекс Российской  Федерации. Часть первая –  ст. 2, 7

3.      Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве

Российской  Федерации» - ст. 3, 11, 17

4.      Закон СССР от 24 июня 1981 г. «О  правовом положении иностранных

граждан в СССР»

5.      Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. «О беженцах»  - ст.1-16

6.      Положение о порядке предоставления  политического убежища в Российской  Федерации. Утверждено Указом  Президента Российской Федерации  от 26 июля 1995 г. № 763 – ст. 1-17

7.      Основы гражданского законодательства  Союза ССР и республик –  ст. 156- 169.

1.      Алешин В.В. Иностранные граждане: проблемы интернирования. //Юрист.  –2000. - №2. – С. 2 – 5.

2.      Богуславский М.М.  Международное  частное право. – М.:

Междунар.отношения, 1994. – 416 с.

3.      Вы – наследник. – М.: «Олимп»;  ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. –192 с.

4.      Брак.  Развод. – М.: «Олимп»; ООО  «Фирма «Издательство АСТ», 1999. –192 с.

5.      Галенская Л.Н. Правовое положение  иностранцев а СССР. — М.. 1982. - С. 7.

6.      Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие  и содержание их конституционно- правового статуса: Лекция. — Омск: Юридический институт МВД России. — 1996.— 28 с.

7.      Глазырин В.В.  Правовое регулирование  труда иностранных граждан в  России. // Юридический мир. – 1997. - №5. – С. 32 – 43.

8.      Ерпылеева Н.Ю.  Международное  частное право. – М.: Издательский  дом “NOTA BENE”, 1999. – 368 с.

9.      Звеков В.П.  Международное частное право.  Курс лекций. – М.:

Издательская  группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 686 с.

10. Козлова  Е.И., Кутафин О.Е.  Конституционное  право Российской федерации. –  М.: Юристъ, 1995. – 480 с.

11. Конституционное  право.  Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Новый юрист, 1998. – 544 с.

12. Куракин  А.В. К вопросу об административной  ответственности иностранных граждан  и лиц без гражданства как  специальных субъектов административного

права. // Юрист. – 1999. - №9. – С. 51 – 53.

13. Правовое  положение иностранных граждан  в России.  Сборник нормативных  актов. – М.: Издательство БЕК, 1996. – 265 с.

14. Средства  ИНТЕРНЕТ.     

     [1] Иностранец при республиканской форме правления называется гражданином, а при монархической — подданным.

     [2] Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание их конституционно-правового статуса: Лекция. — Омск: Юридический институт МВД России. — 1996. — 28 с.

     [3] Алешин В.В. Иностранные граждане: проблемы интернирования. //Юрист. – 2000. - №2. – С. 2 – 5.

     [4] Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание их конституционно-правового статуса: Лекция. — Омск: Юридический институт МВД России. — 1996. — 28 с.

     [5] В настоящее время в России находятся 140 дипломатических и более 200 консульских представительств.

     [6] Ерпылеева Н.Ю.  Международное частное право. – М.: Издательский дом “NOTA BENE”, 1999. – 368 с.

     [7] Звеков В.П.  Международное частное право.  Курс лекций. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 686 с.

     [8] Конституционное право.  Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Новый юрист, 1998. – 544 с.

     [9] Глазырин В.В.  Правовое регулирование труда иностранных граждан в России. // Юридический мир. – 1997. - №5. – С. 32 – 43.

     [10] Куракин А.В. К вопросу об административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства как специальных субъектов административного права. // Юрист. – 1999. - №9. – С. 51 – 53.

Информация о работе Правовой статус иностранных граждан