Правовой статус иностранных граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

В связи с расширением международных связей Российской Федерации остро встала проблема урегулирования отношений, участниками которых являются иностранные граждане и лица без гражданства. Таковые отношения имеют место в международном частном праве; а когда указанные лица прибывают на территорию Российской Федерации, то становятся субъектами российского права. Основу же их статуса определяет конституционное право, руководствующееся положениями Основного закона РФ.

Содержание

Введение 3-4
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 5-8
1.1. Понятие «иностранный гражданин» 5
1.2. Случаи двойного и множественного гражданства 6-7
1.3. Проблема интернирования 7-8
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО
СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН 9-13
2.1. Классификация иностранных граждан по времени пребывания в стране 9-10
2.2. Классификация иностранных граждан по иным основаниям 10-12
2.3. Беженцы и вынужденные переселенцы 12-13
ГЛАВА 3. Анализ конституционно-правового статуса иностранных граждан 14-25
3.1. Гражданство 14-15
3.2. Правоспособность 15-16
3.3. Права и обязанности иностранных граждан 16-18
3.4. Ограничения в правах 18- 19
3.5. Дееспособность 19-21
3.6. Правовые режимы для иностранных граждан 21-24
3.6.1. Национальный режим 21-22
3.6.2. Специальный режим 22-23
3.6.3. Режим наибольшего благоприятствования 23-24
3.7. Границы применения национального режима 24-25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список использованной литературы (сноски) 27-29

Работа содержит 1 файл

курсовая по конституционному праву.docx

— 50.62 Кб (Скачать)

    

    1. Проблема интернирования

Мы считаем  необходимым кратко затронуть данную проблему, так как, несмотря на множественные  усилия со стороны миротворческих и  гуманитарных организация, политическая ситуация в мире (в некоторых его  регионах) по-прежнему часто является нестабильной, и с началом вооруженного конфликта привычный уклад жизни любого государства претерпевает значительные изменения. Это касается практически всех жизненно важных сфер общества, которые начинают работать в  особом, чрезвычайном режиме. Такой особый режим, связанный с войной, напрямую влияет на правовое положение иностранных граждан и особенно

граждан неприятельских государств, а также  граждан государств, оказывающих различную поддержку неприятелю, находящихся на территории воюющих сторон.

Такие иностранные граждане могут быть интернированы.

Под интернированием  следует понимать санкционированное государством

временное ограничение прав и свобод граждан враждебного государства, исходя из интересов обеспечения государственной безопасности воюющей стороны[3].

Основанием  для интернирования граждан враждебного государства может служить исходящая от них потенциальная угроза государству пребывания или желание властей обеспечить их личную безопасность от последствий военных действий.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2.  ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО

СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

   2.1. Классификация иностранных граждан по времени пребывания в стране

Действующее законодательство России различает  постоянно проживающих и временно пребывающих в стране иностранных  граждан. В статье 5 Закона СССР от 24 июня 1981 г. "О правовом положении иностранных граждан в СССР" говорится, что иностранные граждане могут постоянно проживать в стране, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.

Иностранные граждане, находящиеся на ином законном основании, считаются временно пребывающими. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои паспорта и выехать из страны по истечении определенного срока пребывания.

Принадлежность  к той или иной категории имеет  важное практическое значение, поскольку объем прав и обязанностей иностранных граждан зависит о того, к какой категории они относятся. Правовой статус постоянно проживающих (домицилированных) иностранцев шире, чем иностранцев, лишь временно находящихся на территории Российской Федерации. Это касается, например, таких важных вопросов, как трудовая деятельность, пользование медицинской помощью, предоставление социального обеспечения.

Необходимо, однако, отметить и то, что прежнее  законодательство относило иностранцев к той или иной категории в зависимости от времени пребывания их в стране. Действующее законодательство проводит такое разделение, руководствуясь не критерием длительности пребывания, а правовыми основаниями нахождения лица, степенью устойчивости правовой связи его с государством.

Отмечая важную практическую роль деления иностранных  граждан на постоянно проживающих и временно пребывающих, следует подчеркнуть, что оно не может быть признано достаточным, так как отражает не все особенности их правового статуса.

     2.2. Классификация иностранных граждан по иным основаниям

В работах  по конституционному и международному праву уже предприняты попытки классификации иностранных граждан по самым различным основаниям. Анализ разнообразных точек зрения на вопрос о классификации иностранных граждан позволяет сделать определенные выводы.

Необходимо  помнить, что обстоятельства, влияющие на конституционно-правовой статус иностранных граждан, нельзя рассматривать в отрыве друг от друга.

В связи  с этим представляется возможным  указать следующие группы иностранцев:

— иностранные  граждане, не обладающие иммунитетами и привилегиями;

— иностранные  граждане, наделенные определенными  иммунитетами и привилегиями;

— иностранные  граждане, получившие убежище.[4]

К первой группе относятся постоянно проживающие  и временно пребывающие в Российской Федерации иностранцы, которые подчинены юрисдикции России в полном объеме, наравне с ее собственными гражданами. Данная группа иностранцев является в Российской Федерации преобладающей, и с ней чаще всего сталкиваются в ходе своей профессиональной деятельности работники органов внутренних дел. Поскольку иностранцы могут находиться в России с самыми различными целями, то перечислять все вряд ли представляется возможным. К ним

относятся иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию для работы на различных совместных предприятиях, иностранные студенты, журналисты, спортсмены, бизнесмены, артисты и многие другие.

К группе иностранных граждан, обладающих определенными  иммунитетами и привилегиями, относятся  сотрудники дипломатических и консульских представительств[5], члены правительственных и парламентских делегаций, работники межправительственных организаций и некоторые другие лица.

В зависимости  от характера и объема предоставляемых  привилегий и иммунитетов обладающие ими иностранные граждане могут быть разделены на следующие подгруппы:

— пользующиеся полным иммунитетом;

— пользующиеся частичным иммунитетом.

К иностранным  гражданам, пользующимся полным иммунитетом от юрисдикции Российской Федерации, относятся главы дипломатических представительств (в ранге послов, посланников, поверенных в делах), члены дипломатического персонала представительств (советники, торговые представители и их заместители, военные атташе и их помощники, первые, вторые и третьи секретари, атташе и секретари-архивисты), а также члены семей глав дипломатических представительств и члены семей дипломатического персонала представительств, если они проживают вместе с указанными лицами и не являются российскими гражданами.

Кроме того, к ним относятся еще и  представители иностранных государств

(главы  государств, правительств и т.д.), члены парламентских и

правительственных делегаций, приезжающие для участия в межгосударственных переговорах и конференциях или с другими официальными поручениями, а также представители иностранных государств, следующие для тех же целей транзитом через территорию нашей страны, и члены семей указанных лиц, сопровождающие их (если они не являются гражданами Российской Федерации).

 К  этой группе примыкают сотрудники  некоторых международных организаций (ООН, СБСЕ и т.п.).

    

2.3.   Беженцы и вынужденные  переселенцы

Отдельную группу иностранных граждан составляют лица, получившие в

Российской  Федерации убежище. Причем речь может  идти только о тех лицах (беженцах), в отношении которых их государство  не приняло решения о лишении  гражданства или подданства.

Присоединение Российской Федерации к Конвенции  о статусе беженцев (1951 г.) и Протоколу, касающемуся статуса беженцев (1966 г.), создало необходимость привести нормы российского права  в  соответствие с вышеперечисленными актами, и российский закон от 19 февраля 1993 г. "О беженцах" регламентирует вопросы предоставления убежища  уже в соответствии с общепризнанными  нормами международного права.

Конституционно-правовой статус беженцев во многом сходен со статусом

иностранных граждан, не обладающих иммунитетами  и привилегиями. Между тем он имеет  и ряд существенных особенностей, которые позволяют выделить беженцев в отдельную группу со своим особым правовым статусом. Прежде всего беженцы, в отличие от обычных иностранцев, не пользуются дипломатической защитой собственного государства и не связаны с ним какими-либо обязательствами, хотя

формально и считаются его гражданами (подданными). К сказанному следует добавить, что в соответствии со сложившимися нормами и обычаями современного международного права беженцы не подлежат выдаче на территории того государства, где они могут подвергаться преследованию, поскольку иначе теряется смысл самого права убежища.

Беженец — прибывшее или желающее прибыть  на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

В отличие  от беженца понятие вынужденного переселенца относится, как правило, к  гражданам Российской Федерации, которые были вынуждены или имеют намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории российской Федерации по тем же основаниям, что и беженец.

Вынужденным переселенцем может быть признано также  не имеющее гражданства Российской Федерации лицо, покинувшее место постоянного жительства на территории Российской Федерации, а также гражданин бывшего СССР, проживавший на территории республики, входившей в состав CCCР, прибывший на территорию Российской Федерации по тем же основаниям.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3.  Анализ конституционно-правового  статуса иностранных  граждан

 Конституционно-правовой  статус в самом общем виде  можно определить как систему  основных прав и обязанностей, закрепленных государством в

конституционных и иных правовых актах.

Основу, определяющий исходный элемент любого статуса, его главное содержание составляют соответствующие права  и обязанности.

Между тем такие явления правовой действительности, как гражданство,

правоспособность  и гарантии, не входя в известном  смысле в число элементов конституционно-правового статуса иностранных граждан, имеют важное, а порой и решающее влияние на его регулирование и реализацию. Остальные элементы, упоминающиеся в юридической литературе (ответственность, законные интересы и т.д.), вряд ли целесообразно включать в данную структуру, так как они или являются производной, обобщающей характеристикой уже названных компонентов,

или не оказывают заметного воздействия на конституционно-правовой статус иностранных граждан.

     3.1.     Гражданство

Если  следовать этим путем, то необходимо,  прежде всего,  обратиться к

гражданству, так как оно является объективным  фактором, важной предпосылкой для распространения на отдельное лицо всего комплекса прав и обязанностей, существующих в государстве. Надо иметь в виду, что иностранец — это лицо, которое состоит в гражданстве конкретного иностранного государства, что в ряде случаев имеет непосредственное значение для установления того или иного объема прав и обязанностей иностранцев в РФ.

В подтверждение  сказанного можно сослаться на действующее  законодательство. Так, в п. 3 ст. 2 Закона СССР "О правовом положении иностранных  граждан в СССР" установлено, что  правовое положение иностранных граждан может определяться также на основании международных договоров, а п. 3 ст. 3 этого же закона предусматривает возможность становления ответных ограничений (реторсий) в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения

прав  и свобод наших граждан.[6]

     3.2.     Правоспособность

Что касается правоспособности, то она является, как известно, важным

юридическим свойством любого индивидуального  субъекта конституционного (государственного) права. Стало быть, конституционно-правовая правоспособность иностранцев предопределяет обладание основными правами и обязанностями данной категории лиц. Она является всеобщей, равной и неотъемлемой для любого иностранного гражданина. Вместе с тем правоспособность собственных и иностранных граждан имеет естественные различия, обусловленные характером их правовой связи с государством. Эти различия проявляются, например, в том, что конституционно-правовая правоспособность иностранца возникает с того момента, когда он вступает в конкретные правоотношения с государством, гражданином которого он не является.

Информация о работе Правовой статус иностранных граждан