Правовой статус государственных и муниципальных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:11, реферат

Описание работы

В настоящее время российское государство поставлено перед необходимостью решения новых проблем экономического развития страны. Это означает поиск источников внутренних резервов и повышения эффективности работы традиционных отраслей государственного сектора, укрепления доверия партнеров.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….….3
Основы правового положения государственных и муниципальных
унитарных предприятий………………………….5
Правоспособность и ответственность унитарного предприятия…………………….10
Учреждение унитарного предприятия. Устав и уставный фонд унитарного предприятия…………………………………………………………………………..…12
Руководитель унитарного предприятия, его ответственность……………………….21
Ликвидация и реорганизация унитарного предприятия……………………………...23
Заключение………………………………………………………………………………28
Список используемой литературы……………………………………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Правовой мстатус государственных и муниципальных предприятий.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

Правительство РФ в целом не настроено на увеличение в будущем числа государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. Общие принципы реформирования государственных предприятий в предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения и основанные на праве оперативного управления, были установлены в одноименном Указе Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1003.4часть планируется реорганизовать, ликвидировать или продать как имущественные комплексы, либо использовать для создания базе закрепленного за ними имущества федеральных казенных предприятий. Причина такого отношения к носителям права хозяйственного ведения видится в том, что это вещное право, по мнению Правительства РФ, предоставляет предприятию слишком широкий круг правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом собственника-государства. В связи с этим государству очень сложно осуществлять контроль за более чем десятью тысячами существующих сегодня унитарных предприятий, многие из которых отчаянно злоупотребляют своей самостоятельностью. Тем более что возможности вмешательства государственных органов в деятельность унитарных предприятий (их руководителей) ограниченны. Определенная логика в таком подходе, конечно, есть: чем меньше детей, тем проще их наказывать. Но можно ли всерьез надеяться, что замена унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, казенными решит проблему управления (и сохранности) государственной собственностью? Формально возможности государства по контролю за действиями руководителей казенных предприятий в этом случае действительно возрастут. Но одновременно в геометрической прогрессии увеличится и количество хозяйственных операций, которые придется контролировать. Поэтому реальный контроль, скорее всего, еще более ослабнет. Кроме того, рост числа казенных предприятий приведет к увеличению объемов субсидиарной ответственности государства по их долгам. Таким образом, стратегическая линия, избранная Правительством РФ в отношении государственных предприятий, весьма спорна. Характер имущественной обособленности рассматриваемого предприятия определяется содержанием права хозяйственного ведения в соответствии со ст. 295 ГК. Собственник имущества унитарного предприятия имеет широкие полномочия по вопросам его деятельности. Он вправе:

а) принимать  решение о его создании, реорганизации и ликвидации;

б) определять содержание его специальной правоспособности

(предмет  и цели деятельности);

в) назначать  на должность и освобождать от должности руководителя (директора) предприятия;

г) осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию  имущества. Кроме того, собственник  имеет право на часть прибыли  унитарного предприятия. Сделки, которые унитарное предприятие совершает со своим недвижимым имуществом, требуют согласия собственника. До государственной регистрации унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, его собственник обязан полностью оплатить уставный фонд. Следовательно, поэтапное формирование уставного фонда для унитарных предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, не допускается. Минимальный размер уставного фонда должен быть определен в законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (ст. 114 ГК).

Гарантией защиты интересов кредиторов унитарного предприятия  является его уставный фонд. В случае снижения стоимости чистых активов  предприятия ниже размера уставного  фонда, зафиксированного в уставе, представитель собственника, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести уменьшение уставного фонда до величины чистых активов. При уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов. Для такого предприятия наступают последствия, аналогичные реорганизационным, т.е. его

кредиторы вправе потребовать прекращения или  досрочного исполнения обязательств, должником по которым является предприятие, и возмещения убытков ( п. 2 ст. 60 и  п. 6 ст. 114 ГК). Если же стоимость чистых активов унитарного предприятия падает ниже минимального размера уставного фонда, установленного в законе, предприятие подлежит ликвидации. Лишь применительно к унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, в ГК используется понятие дочернего предприятия.Его не следует отождествлять с понятием дочернего общества. Отличительные черты дочернего предприятия таковы:

1. Единственным  учредителем дочернего унитарного предприятия может быть только материнское унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Имущество дочернего предприятия принадлежит на праве хозяйственного ведения как самому дочернему предприятию, так и его учредителю. В этом случае возникает некое вторичное право хозяйственного ведения на имущество, ранее закрепленное государством или муниципальными образованиями за унитарным предприятием-учредителем. Содержание такого права должно ограничиваться как рамками первичного права хозяйственного ведения, которые установлены ГК и уставом учредителя, так и теми пределами осуществления вторичного права, которые будут заданы материнским унитарным предприятием для дочернего. При этом для учредителя, несомненно, обязателен принцип никто не может передать больше прав, чем имеет сам.

2. Учредитель  самостоятельно утверждает устав  дочернего предприятия. Однако для передачи имущества в хозяйственное ведение дочернего предприятия требуется получить согласие собственника имущества (п. 2 ст. 295 ГК).

3. Учредитель  назначает на должность и освобождает от должности руководителя дочернего предприятия.

4. Ответственность  учредителя по обязательствам  дочернего предприятия аналогична ответственности собственника унитарного предприятия по обязательствам последнего (п. 8 ст. 114 ГК). 

 Собственник  имущества предприятия, основанного  на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 настоящего Кодекса. Это правило также применяется к ответственности предприятия, учредившего дочернее предприятие, по обязательствам последнего. С января 1995 г. основы правового положения унитарных предприятий определяются Гражданским Кодексом РФ. Пунктом 6 ст. 6 ФЗ от 30.11.1994 г. «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (СЗ РФ, 1994, № 32, ст. 3302; 2001, № 17, ст. 1644) было установлено, что к созданным до официального опубликования части первой ГК РФ государственным и муниципальным предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения, а также федеральным казенным предприятиям применяются, соответственно, нормы ГК РФ об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения (ст. 113, 114, 294, 295, 299, 300), и унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления (ст. 113, 115, 296, 297, 299, 300).Согласно п. 6 ст. 113 ГК РФ правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется ГК РФ и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Таким образом, ГК РФ ограничивает круг нормативных правовых актов, при помощи которых может быть регламентирован статус унитарных предприятий. Иные отношения, возникающие в связи с функционированием указанных предприятий, могут регулироваться другими федеральными законами, а также

подзаконными  правовыми актами. На основании прямого  указания п. 6 ст. 113 ГК РФ был принят Ф.З. от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (Российская газета, 2002, 3 декабря; далее - Закон). Закон является специальным актом гражданского законодательства, регулирующим правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников его имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия, а также ряд других отношений.

Закон действует со дня его официального опубликования в отношении всех унитарных предприятий на территории Российской Федерации. Начиная с указанной даты, уставы существующих унитарных предприятий, применяются в части, не противоречащей Закону, и подлежат приведению в соответствие с его нормами до 1.07.2003 г.

Основы  статуса унитарных предприятий  установлены ГК РФ. Он определяет понятие и основы правового положения таких предприятий (ст. 113), особенности унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (ст. 114) и на праве оперативного управления (ст. 115), содержание права хозяйственного ведения и оперативного управления (ст. 294-297), порядок приобретения и прекращения указанных прав (ст. 299), правила сохранения прав на имущество при переходе предприятия к другому собственнику (ст. 300). Основные требования к содержанию уставов унитарных предприятий и порядку

утверждения этих учредительных документов в  ГК РФ определены в общих нормах ст. 52, а также в специальных  правилах его ст. 113-115.

Закон развивает и конкретизирует нормы  ГК РФ, регулирующие правовое положение  юридических лиц (ст. 48-65 ГК РФ), применительно к унитарным предприятиям, а также те нормы ГК РФ, которые устанавливают основы статуса и организации деятельности указанных предприятий (ст. 113-115 ГК РФ).

Государственная регистрация унитарных предприятий  с 1.07.2002 г. осуществляется по общим для  регистрации всех юридических лиц правилам, установленным ФЗ от 8.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц» (СЗ РФ, 2001, № 33, ч. I, ст. 3431), а после введения в действие Закона - также с учетом положений его ст. 10.5

В соответствии с Законом № 161-ФЗ, унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия, печать же унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке. Кроме того унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным

наименованием, собственную эмблему, а также  зарегистрированный в установленном  порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

Создание  унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации  или муниципальных образований, не допускается.

Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование, в котором должны содержаться слова "федеральное государственное предприятие", "государственное предприятие" или "муниципальное предприятие" и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (для казенных предприятий добавляется слово «казенное»), и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. А также унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Фирменное наименование унитарного предприятия на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму унитарного предприятия. 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
                   

 
   

Правоспособность  и ответственность унитарного предприятия   

Правоспособность  унитарных предприятий в отличие  от иных коммерческих организаций не общая, а специальная, т.е. они могут осуществлять только те виды предпринимательской деятельности, которые закреплены в уставе предприятия (ст. 49, 113 ГК РФ, ст. 3, 8 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Данное  положение нашло отражение и  в судебно-арбитражной практике. Так, в п. 18 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8

отмечено, что «унитарные предприятия, а также  другие коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными на основании статьи 168».

Унитарное предприятие может  иметь гражданские права, соответствующие  предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого  унитарного предприятия, и нести  связанные с этой деятельностью  обязанности. Оно считается созданным  как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц . Необходимые для государственной регистрации унитарных предприятий. Таких документов три:


Информация о работе Правовой статус государственных и муниципальных предприятий