Правовой статус федерального гражданского служащего

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:25, реферат

Описание работы

Определение "гражданский служащий" - исходит из определения понятия и содержания гражданской службы (ст. 3 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»)1. Основная характерная особенность служащего в этой сфере состоит в специфике его профессиональной деятельности - объектом воздействия гражданского служащего является человек, гражданское общество, институты гражданского общества, социальные процессы, участие в управленческих отношениях различной степени социальной значимости и масштабности.

Работа содержит 1 файл

граж служ.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

      составляющих  государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях), п. 5 и 6 (принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа; однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ) ч. 1 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»3.

      Противоправное  виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него должностных  обязанностей (нарушение служебной (или трудовой) дисциплины), не влекущее уголовной ответственности, принято именовать должностным (дисциплинарным) проступком.

      Приказ (распоряжение) или постановление  о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов его применения объявляется (сообщается) государственному служащему, подвергнутому взысканию, под расписку.

      Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка (ст. 59 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

      Если  в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания государственный  служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергшимся (не имеющим) дисциплинарному взысканию.

      Орган (должностное лицо, представитель  нанимателя), применивший взыскание, может снять его до истечения года со дня применения взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя, если подвергнутый взысканию не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный служащий. Вышестоящему руководителю также принадлежит право снятия дисциплинарного взыскания. С государственного служащего может быть снято только одно дисциплинарное взыскание.

      В течение срока действия дисциплинарного  взыскания меры поощрения к государственному служащему не применяются, за исключением  досрочного снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

      В случае несогласия государственного служащего  с решением о привлечении его к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение вышестоящему руководителю (начальнику вышестоящего государственного органа, комиссии государственного органа по служебным спорам) и (или) оспорить в суде.

      Российское  законодательство предусматривает  административную ответственность государственных служащих в случаях, когда они являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Под должностным лицом в КоАП РФ4 понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

      Действующим законодательством предусмотрена  уголовная ответственность должностных лиц за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность (ст. 285—293 УК РФ5). В зависимости от характера этих общественно опасных деяний суд назначает различные меры уголовного наказания, в том числе увольнение от должности. При рассмотрении дел о преступлениях против интересов государственной службы суды могут применять такую меру уголовного наказания, как лишение государственного служащего — должностного лица — права занимать соответствующие государственные должности.

        Для государственных служащих  установлена материальная ответственность. Она выполняет правовосстановительную функцию и наступает за должностной проступок, который причинил материальный ущерб органам государственной власти (в том числе органам исполнительной власти). Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причиненного им имущественного ущерба или вреда. Сама по себе материальная ответственность не исключает привлечения виновного лица и к дисциплинарной ответственности.

      Действующее законодательство о государственной  службе не содержит соответствующих правовых норм о материальной ответственности государственных служащих. Однако, как известно, в сфере регулирования государственно-служебных отношений действует законодательство о труде. Поэтому соответствующие статьи ТК РФ или специальных законов и иных нормативных правовых актов распространяются и на случаи материальной ответственности государственных служащих.

Именно высокий  статус и большая важность государственно-волевых  решений, которые принимает госслужащий  обуславливают  тот высокий уровень ответственности, которую государство накладывает на него

     Таким образом, на основе всего  вышеизложенного можно сделать  вывод, что административно правовой  статус государственного служащего  нуждается в некоторой корректировке,  связанной в первую очередь к повышению прозрачности его деятельности со стороны общества. К повышению ответственности чиновников за свои действия.

      До сих пор не урегулированы  законом такие разновидности  государственной службы как правоохранительная (полицейская), и военная служба (в новом для нее законодательном обличии). Совокупность норм, регулирующих взаимоотношения чиновника и государство можно назвать особой отраслью права – служебным правом. Служебное право является базовым для государственного служащего и определяет его административно – правовой статус. Относительно новый закон о государственной гражданской службе некоторые исследователи даже называют «трудовым кодексом чиновников» во многом благодаря тому, что некоторые его положения во многом дублируют соответствующие нормы Трудового кодекса. Те взаимоотношения, которые не урегулированы служебным правом, регулируются нормами трудового законодательства.

       Не следует забывать, что характерной  чертой современной бюрократической  системы, сформировавшейся в период «первичного накопления капитала» присущи существенные пороки, которые при отсутствии к ним должного внимания со стороны власти могут существенно снизить международный авторитет России, замедлить экономическое развитие.

       Наиболее острыми проблемами, которые требовали в те годы срочного решения и остаются во многом нерешенными в настоящее время являются следующие:

  • Организационная нестабильность государственных структур;
  • Слабая профессиональная подготовленность, некомпетентность значительной части государственных служащих;
  • Значительная коррумпированность государственного аппарата;
  • Снижение престижа государственной службы;
  • Резкое снижение дисциплины в государственном аппарате;
  • Недостаточность и несистемность нормативно правового регулирования;
  • Недостатки в организационном обеспечении, укомплектовании и техническом оснащении органов, занятых вопросами государственной службы.

      Таким образом, государственная служба как современный государственно-правовой институт должна быть эффективной, правовой, четко организованной, социально-ориентированной, прочно связывающей государство с обществом.

      Вместе с тем, сегодня организация государственной службы и ее кадровая основа требуют реформирования, так как не соответствуют полностью целям и задачам социально-экономического развития государства и общества, что отрицательно проявляется практически во всех сферах: в экономической и финансовой деятельности, в решении социальных вопросов, в научной и культурной жизни, обороне, внутренней и внешней политике.

    От того насколько эффективным окажется наш государственный аппарат, насколько взвешенные и продуманные решения будут принимать госслужащие, будет во многом зависеть будущее нашей страны, наша дальнейшая история, наша дальнейшая судьба. Необходимо заново переосмыслить имеющийся отечественный и международный опыт в сфере регулирования государственной службы и сделать соответствующие выводы. 
 
 

Задача  №1

        Валя по предмету "Основы государства  и права" была лучшей ученицей  класса. После школы она попыталась поступить в юридический институт, но не прошла по конкурсу. Узнав, что в районном суде освободилась должность секретаря судьи, Валя обратилась к председателю суда с просьбой о приеме на работу. Ей было отказано по той причине, что суду, по словам его председателя, нужны "умудренные опытом" работники. "Но у меня согласно ст.  37 конституции РФ есть право на труд!"- сказала Валя. Председатель не стал ее слушать. Кто из них прав?

        Право на труд, провозглашенное ст. 37 Конституции РФ, не означает, что гражданин вправе занять любую должность в любое время по своему усмотрению. В соответствии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574, должности "секретарь судебного заседания" и "секретарь суда" относятся к старшей группе должностей федеральной государственной гражданской службы категории "специалисты".

 В соответствии с Указом Президента РФ от 27 сентября 2005 года № 1131 «О

квалификационных  требованиях к  стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» для замещения старших должностей федеральной государственной гражданской службы требуется наличия не менее трех лет стажа работы по специальности.

         Согласно же ст. 12 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»6 в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "специалисты" входит наличие высшего профессионального образования. Поскольку Валя не имела ни соответствующего образования, ни необходимого стажа работы по специальности, то отказано ей в приеме на работу было правомерно. Неправомерна была лишь выбрана формулировка причины отказа.

Задача  №2

         В ходе проверки соблюдения законодательства о государственной службе в государственном органе субъекта Российской Федерации прокурор обнаружил следующее: а) был проведен конкурс на должность государственной гражданской службы, которую замещает Павлова, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком; б) заседание конкурсной комиссии проводилось, несмотря на то, что документы на конкурс подал только один претендент; в) решением конкурсной комиссии по просьбе претендента заседание конкурсной комиссии было перенесено на другой день. Дайте правовую оценку указанным фактам.

          На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность) (ст. 256 ТК РФ ). Согласно ст. 59 ТК РФ на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы, заключается срочный трудовой договор. В соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 22 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»7 при заключении срочного служебного контракта конкурс не проводится. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Конституция РФ.  М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. - № 32.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25.
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 7 января 2002г. - № 1.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г.  № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. - №25.
  6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - №52
  7. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. - № 31
  8. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003г.
  9. Куракин А.В. Государственным служащим необходим кодекс поведения, или Концепции реформирования государственной службы - антикоррупционную направленность: А.В. Куракин // Закон и право.-2003. -№ 8.
  10. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Под ред. В.А. Козбаненко. М., 2009.
  11. Правовой статус государственных гражданских служащих: структура и содержание //  Под. Ред. В.А. Козбаненко. – М.: ИПК госслужбы,2003.

Информация о работе Правовой статус федерального гражданского служащего