Правовой статус федерального гражданского служащего

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:25, реферат

Описание работы

Определение "гражданский служащий" - исходит из определения понятия и содержания гражданской службы (ст. 3 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»)1. Основная характерная особенность служащего в этой сфере состоит в специфике его профессиональной деятельности - объектом воздействия гражданского служащего является человек, гражданское общество, институты гражданского общества, социальные процессы, участие в управленческих отношениях различной степени социальной значимости и масштабности.

Работа содержит 1 файл

граж служ.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

ВОРОНЕЖСКИЙ ФИЛИАЛ

МОСКОВСКОЙ  ОТКРЫТОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ 
 

Юридический факультет 
 

Реферат

По  дисциплине: Гражданская  Служба 

     На  тему: «Правовой статус федерального гражданского служащего» 
 
 
 
 
 
 
 

              Выполнила: студентка 3 курса

              очного  отделения Черемисина И.И. 

                                          Проверил: доцент Клепиков С.Н.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Воронеж 2011 г.

     Определение "гражданский  служащий" -  исходит  из  определения  понятия  и  содержания гражданской службы (ст. 3 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»)1. Основная  характерная особенность служащего в этой  сфере состоит в специфике его профессиональной деятельности - объектом  воздействия гражданского служащего  является  человек,  гражданское  общество,  институты  гражданского  общества, социальные  процессы,  участие  в  управленческих  отношениях  различной  степени  социальной значимости и масштабности. Другая особенность статуса гражданского служащего состоит в том, что он замещает должность гражданской службы, посредством которой определяются содержание и  границы  воздействия  гражданского  служащего  на  указанные  объекты  в  процессе  служебной деятельности.

        В п. 6  ч. 1  ст. 16  ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривается, что  гражданин не может быть принят на  гражданскую службу, а  гражданский служащий  не  может  находиться  на  гражданской  службе  в  случаях:  выхода  из  гражданства Российской  Федерации,  приобретения  гражданства  другого  государства  или  в  случае  наличия гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором.

     Гражданским  служащим  может  быть  лишь  гражданин,  добровольно "взявший  на  себя обязательства  по  прохождению  гражданской  службы".  Это  положение  соответствует  ст. 37 Конституции РФ и ст. 4 ТК РФ, установившим запрет принудительного труда в Российской Федерации. Юридический факт принятия гражданином России обязательств прохождения гражданской службы подтверждается его заявлением на имя уполномоченного руководителя государственного органа с просьбой  о  назначении  на  искомую  должность  гражданской  службы,  изданием  акта государственного  органа  о  назначении  и  закрепляется  подписанием  сторонами  служебного контракта.

     При  назначении  гражданина  на  должность  гражданской  службы  заключается  служебный контракт -  соглашение  между  представителем  нанимателя  и  гражданином,  поступающим  на гражданскую  службу,  или  гражданским  служащим  о  прохождении  гражданской  службы  и замещении  должности  гражданской  службы.  Служебным  контрактом  устанавливаются права и обязанности сторон.

     В качестве основного элемента правового  статуса государственного служащего, раскрывающего демократизм государственной службы и обусловливающего ее эффективное функционирование, выступают права государственного служащего. Установленные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и иными законами о соответствующем виде государственной службы права государственного служащего можно разделить на три группы:

  1. права, обеспечивающие уяснение служащим своего правового статуса и его правовую защиту;
  2. права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей;
  3. права, содействующие усилению должностной активности государственного служащего, реализации принадлежащих ему конституционных прав и свобод и обеспечивающие социальные гарантии служащего.

      К первой группе прав государственного служащего относятся:

      а) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

      б) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности государственной службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста; ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

      в) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

      г) право на обращение государственного служащего в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность государственной службы, дисциплинарной ответственности государственного служащего, увольнения с государственной службы;

      д) защита сведений о государственном служащем;

      е) государственная защита своих жизни и здоровья, жизни и здоровья своей семьи, а также принадлежащего государственному служащему имущества.

      Ко  второй группе прав государственного служащего относятся:

      а) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

      б) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации; посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

      в) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

      г) переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

      д) внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции;

      е) право на ношение форменной одежды установленного образца (в соответствующих  государственных органах).

      Третью  группу прав государственного служащего  составляют:

      а) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности; должностной рост на конкурсной основе;

      б) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

      в) пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

      г) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

      д) право на денежное содержание, состоящее из должностного оклада, надбавок к нему за классные чины и специальные звания, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премии по результатам работы;

      е) право на отдых, обеспечиваемое установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков (например, право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней; для отдельных категорий государственных служащих федеральными законами и законами субъектов РФ устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности);

      ж) право на включение в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности;

      з) медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи, в том числе и после выхода его на пенсию;

      и) обязательное государственное страхование  на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

      к) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы.

          Обязанности государственного служащего характеризуют сущность его служебной деятельности, ибо государство (государственный орган) принимает на работу гражданина главным образом в целях возложения на него соответствующих должностных обязанностей. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственными служащими своих обязанностей, а также нарушение ими правил установленных административных процедур являются основаниями возникновения их конфликтов с гражданами.

     Круг  общих (основных) обязанностей государственного служащего сводится к следующему.

  1. Обеспечение поддержки конституционного строя и соблюдения Конституции РФ, реализации федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий.
  2. Добросовестное исполнение должностных обязанностей; соблюдение установленных в государственном органе правил служебного распорядка, порядка обращения со служебной информацией; выполнение должностных инструкций. Государственный служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.2
  3. Обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан.
  4. Исполнение приказов, распоряжений и указаний выше стоящих в порядке подчиненности руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных (или неправомерных) поручений.
  5. Поддержание уровня квалификации, достаточного для исполнения своих должностных обязанностей.
  6. Соблюдение норм служебной этики.
  7. Хранение государственной тайны и иной охраняемой законом тайны, а также неразглашение ставших известными государственному служащему в связи с исполнением им своих должностных обязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан.
  8. Своевременное рассмотрение в пределах своих должностных обязанностей обращений граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принятие по ним решений в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ.

      Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Служебная дисциплина на государственной службе — обязательное для служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом. Служебный распорядок государственного органа может быть определен нормативным правовым актом государственного органа, в котором устанавливается режим службы и время отдыха служащих. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

      Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

      Основным  видом ответственности государственных служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного или дисциплинарного проступка), поскольку соблюдение служебной (трудовой) дисциплины и укрепление государственной дисциплины относятся к важнейшим обязанностям служащего. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, установленные дисциплинарные взыскания.

      Дисциплинарная  ответственность заключается в  наложении на государственных служащих, совершивших должностные (дисциплинарные) проступки, дисциплинарных взысканий властью представителей администрации (руководителей, начальников). Дисциплинарными взысканиями, применяемыми к гражданским служащим, являются:

      1) замечание;

  1. выговор;
  2. предупреждение о неполном должностном соответствии;
  3. освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
  4. увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2 (неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание), подпункт «а»— «г» п. 3 (прогул — отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня; появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашение сведений,

Информация о работе Правовой статус федерального гражданского служащего