Правовой статус человека и гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 08:46, лекция

Описание работы

Все современные конституции содержат главу «О правах человека». Само возникновение Конституции, как основного закона, во многом было обусловлено необходимостью закрепления этих прав человека, обеспечению свободы личности. История показывает, что истинная демократия возможна лишь тогда, когда высшей целью и назначением государства являются права человека. Уважение человеческой личности, признание ее прав и свобод является необходимым условием успешного развития самого государства. Таким образом, институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это – сердцевина конституционного строя.

Работа содержит 1 файл

Лекция 4 Правовой статус человека и гражданина.docx

— 33.15 Кб (Скачать)

     Органы  законодательной  власти включают: Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) и законодательные органы субъектов РФ. Законодательные органы, по другому можно еще назвать представительными, поскольку они формируются на основе выборности и представляют интересы выбравшего их населения.

     Органы  исполнительной власти. Именно они организуют исполнение законодательных актов, издают большое количество организационно-распорядительных актов. К числу органов исполнительной власти следует отнести и Президента РФ. В органах исполнительной власти почти отсутствует выборность, эти органы обычно учреждаются, а их руководители назначаются высшими органами государственной власти. Органы исполнительной власти могут действовать как на началах коллегиальности (Правительство РФ, Правительство субъектов РФ), так и единоначалия (министерства).

     Органы  судебной власти – это Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды. Конституция РФ устанавливает (ч. 3 ст. 118), что суды в субъектах РФ создаются и действуют как часть единой судебной системы.

     В РФ существуют органы  государственной  власти, которые не входят ни в одну из трех властей – законодательную, исполнительную и судебную. В тоже время эти органы создаются и  действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. По своему статусу они являются независимыми органами государственной власти. К  их числу относятся такие органы как Прокуратура РФ, Центральный  банк РФ, Счетная палата РФ, Центральная  избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека, Академия наук.

     § 2. Президент РФ и  его конституционный  статус.

     Решение о введение в России поста Президента было принято 17 марта 1991 г., в результате референдума. 12 июня того же года были проведены первые президентские  выборы. С принятием новой Конституции  в 1993 г., статус президента претерпел  значительные изменения. Президент  РФ является главой государства. В соответствии с Конституцией и федеральными законами он определяет основные направления  внутренней и внешней политики, представляет РФ внутри страны (например, при ведении  переговоров о разграничении предметов ведения между Россией и субъектами в ее составе) и в международных отношениях. Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Одна из задач Президента – обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти и принятия мер по охране суверенитета, независимости и целостности государства. Президент РФ обладает неприкосновенностью.

     Порядок выборов Президента определяется Конституцией РФ и Федеральным законом «О выборах  Президента РФ» (принят 21 апреля 1995г.) Президентом  может быть избран гражданин РФ, не моложе 35 лет и постоянно проживающий  на территории РФ не менее 10 лет. Избрание происходит на всенародных выборах  на основе всеобщего, равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании. При вступлении в должность  Президент, в присутствии членов Федерального Собрания и судей Конституционного суда, в торжественной обстановке, приносит присягу народу. Срок полномочий Президента – 4 года, причем одно лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Однако до истечения срока полномочия могут  быть прекращены в случае отставки, стойкой неспособности Президента по состоянию здоровья осуществлять свои обязанности, либо отрешения от должности (импичмента).

     При отстранении от должности, Государственная  Дума выдвигает против Президента обвинение  в государственной измене или  в ином тяжком преступлении. Это  обвинение подтверждается заключениями Верховного Суда и Конституционного Суда о наличии в его действиях  состава преступления и о соблюдении порядка выдвижения обвинения. Решение  об отрешение от должности в течение  трех месяцев принимает Совет  Федерации. За выдвижение обвинения  и за отрешение от должности должно проголосовать не менее двух третей депутатов соответствующей палаты.

     Основные  полномочия Президента охватывают целый ряд сфер государственной деятельности. При его участии проходит назначение высших должностных лиц государства – Председателя Правительства, Председателя Центробанка, заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, судей, Генерального Прокурора. Президент возглавляет Совет Безопасности, формирует Администрацию Президента, назначает и освобождает высшее командование вооруженных сил, полномочных представителей Президента и дипломатических представителей в иностранных государствах. Президент назначает выборы и распускает Государственную Думу, назначает референдум, подписывает и обнародует федеральные законы. Он является Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры  и подписывает международные договоры. В порядке, установленном законом, он вводит чрезвычайное положение. В ведении Президента – решение вопросов гражданства, награждений и помилования.

     § 3. Федеральное собрание: структура, порядок  образования, полномочия.

     Федеральное собрание, или парламент РФ, является законодательным органом России. Полномочия этого органа  касаются деятельности по рассмотрению и принятию и принятию законопроектов, вопросов назначения высших должностных лиц  государства и других проблем  политического значения (согласие на введение чрезвычайного положения, объявление амнистии и др.).

     Федеральное собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной  Думы, заседающих, как правило, раздельно.

     В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Являясь постоянно действующим органом, Совет Федерации регулярно проводит свои заседания. Для ведения заседаний и обеспечения внутреннего распорядка избирается Председатель Совета Федерации и его заместители. К ведению Совета Федерации относится:

  • одобрение или отклонение законопроектов, принятых Государственной Думой
  • утверждение изменения границ между субъектами
  • утверждение указа президента о введении чрезвычайного или военного положения
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории
  • отрешение Президента от должности
  • назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного суда и др.

     По  вопросам, отнесенным к его ведению Совет Федерации принимает постановления большинством голосов от общего числа членов Совета.

     Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 4 года.

     Половина  от общего числа депутатов (225) избираются по мажоритарной системе, другая половина по пропорциональной.

     Смысл мажоритарной системы заключается  в том, что вся страна делится  на 225 одномандатных округов из расчета  на то, чтобы в каждом округе проживало  примерно одинаковое количество избирателей. Выборы считаются состоявшимися, если проголосовало более 25% от общего числа  избирателей округа. Депутатом становится тот кандидат, который набрал наибольшее число голосов.

     Голосование по пропорциональной системе происходит всем населением по одному федеральному округу, пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями. Политическая партия, общественное движение, участвующее в выборах, составляет свой список кандидатов (их количество не ограничено). Избиратель голосует не за отдельно взятого кандидата, а за весь список в целом. Право  занять места в Думе получают те избирательные объединения, чьи  списки набрали более 5% голосов от общего числа избирателей. Количество мест в Думе определяется числом голосов, поданных за избирательное объединение: чем больше голосов, тем больше мест.

     К ведению Государственной Думы относятся:

  • рассмотрение и принятие законопроектов
  • дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства
  • решение вопроса о доверии Правительству
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центробанка, Уполномоченного по правам человека
  • объявление амнистии
  • выдвижение против Президента обвинения для отрешении его от должности

     Как и Совет Федерации, по вопросам, отнесенным к ее ведению, она принимает постановления. Ведение заседаний и вопросы  внутреннего распорядка возложены  на Председателя Думы и его заместителей.

     Комитеты  и комиссии палат федерального Собрания являются постоянно действующими органами соответствующих палат. Комитеты и  осуществляют разработку и предварительное  рассмотрение законопроектов, организуют парламентские слушания, к их ведению  относят и другие вопросы. Комиссия отличается от комитета тем, что ее деятельность ограничивается определенным сроком или конкретной задачей.

     § 4. Законодательный  процесс.

     Законодательный процесс, это процедура принятия законов, которая начинается с внесением  законопроекта в Государственную  Думу. Этим правом (правом законодательной  инициативы) обладают Президент, палаты Федерального Собрания, отдельные депутаты Федерального собрания, Правительство  РФ, законодательные органы субъектов  РФ. Высшие органы судебной власти обладают право законодательной инициативы по вопросам, отнесенным к их ведению. Затем идет предварительное рассмотрение законопроекта в одном или  нескольких комитетах Госдумы. Подготовленный законопроект выносится на рассмотрение всех депутатов. Как правило, проект проходит рассмотрение в трех чтениях, с внесением поправок и редактированием  в промежутках между чтениями. После принятия закона в третьем  чтении (в поддержку законопроекта  должно высказаться не менее половины от общего числа депутатов), он в  течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. При отклонении законопроекта  Советом Федерации, палаты парламента могут создать согласительную комиссию для преодоления разногласий, после  чего законопроект вновь направляется в Думу. Отклонение проекта Советом  Федерации может быть преодолено, если законопроект повторно поддержало не менее 2/3 от общего числа депутатов  Госдумы. Законопроект, одобренный Советом  Федерации или не рассмотренный  им в течение 14 дней, направляется Президенту для подписания и обнародования. Если Президент в течение  14 дней отклонит этот законопроект, то он подлежит повторному рассмотрению в установленном  порядке. Если же Госдума и Совет  Федерации при повторном рассмотрении отклоненного Президентом законопроекта  одобрят его большинством голосов  в 2/3 от общего числа депутатов палат  – Президент обязан подписать  и обнародовать этот закон в течение 7 дней. Без официального опубликования  закон не может вступить в действие.

     Таким образом, принимается все Федеральные  Законы, за исключением Федеральных  конституционных законов. Ввиду  их особой важности, данные законы считаются  принятыми, если они одобрены 2/3 депутатов  Госдумы и ¾ членов Совета Федерации. Президент не вправе отклонить такой  закон и в течение 14 дней обязан подписать и обнародовать его.

     § 5. Правительство Российской Федерации.

     Осуществление исполнительной власти на федеральном  уровне возложено на Правительство  РФ. Правительство состоит из Председателя, заместителей Председателя, федеральных  министров и иных должностных  лиц, входящих в него по должности (например председатели государственных комитетов). Председатель Правительства назначается президентом с согласия Государственной Думы. В течении семи дне после назначения, Председатель предлагает Президенту кандидатуры на должности заместителей и федеральных министров. В соответствии с Конституцией, федеральными законами и указами Президента, Председатель определяет основные направления деятельности и организует работу Правительства. Постановления и распоряжения Правительства не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента. Срок полномочий правительства связан с полномочиями Президента (перед вновь избранным Президентом Правительство имеет право на отставку, которая принимается или отклоняется Президентом).

     В федеральную систему исполнительной власти входят следующие органы:

  • министерства РФ – проводят государственную политику и осуществляют управление в установленной сфере деятельности, а также координируют деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти;
  • государственные комитеты РФ – осуществляют на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование определенной сфере деятельности;
  • федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры – осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения.

     На  уровне субъектов РФ система органов  исполнительной власти определяется исходя из местных традиций и условий.

Информация о работе Правовой статус человека и гражданина