Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Как всякая демократическая страна Россия сталкивается с проблемой миграции. Перемещения больших групп людей из других стран в Россию и на территории России в основном являются следствием распада СССР и возникших в связи с этим межнациональных конфликтов, а также преследований людей по разным основаниям. Эти миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов гражданства и обеспечения прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса: беженца и вынужденного переселенца.

Содержание

Введение
Определение понятий беженцев и вынужденных переселенцев.
Порядок приобретения статусов беженца и вынужденного переселенца.
Правовые различия в статусах беженцев и вынужденных переселенцев....11
Права и обязанности лиц, признанных беженцами и вынужденных переселенцев…………………………………………………………………..13
Утрата статусов беженца и вынужденного переселенца………………..…19
Заключение…………………………………………………………………….21
Список использованной литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации. КУРСОВАЯ.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Предусмотрено также, что органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и территориальные органы Федеральной миграционной службы РФ обязаны содействовать вынужденным переселенцам в возвращении имущества, оставленного ими на территории или за пределами РФ, находящегося в их собственности.

А в случае невозможности возвращения имущества вынужденных переселенцев - выплачивать им компенсацию за его утрату.

Вопросы гражданства регулируются Конституцией РФ и Законом РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28.11.91 г. с изменениями и дополнениями от 17.06.93 г. и от 06.02.95 г.

В данном Законе устанавливаются льготные условия для лиц, признанных в соответствии с законами РФ беженцами, а именно срок непрерывного проживания на территории РФ перед подачей ходатайства о приеме в гражданство РФ сокращен для беженцев вдвое, а в обычных случаях он составляем три года.


Права и обязанности лиц, признанных беженцами и вынужденных переселенцев.

1. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:

     получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях;

     получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации;

     получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания;

     получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения до убытия к новому месту пребывания;

     охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;

     пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, из фонда жилья для временного поселения.

Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья;

     медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О беженцах», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

     получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством;

     работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством;

     социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством;

     получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством;

     содействие федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства);

     обращение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания лица и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации данных лиц.

     обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

     участие в общественной деятельности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

     добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности;

     выезд на место жительства в иностранное государство;

     пользование иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, а также законодательством субъектов Российской Федерации.[3]

2. Вынужденный переселенец имеет право:

     самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Вынужденный переселенец может проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;

     получить направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

     на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания, а малообеспеченные лица имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания.[4]

3. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны:

     соблюдать Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «О беженцах», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

     своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом;

     соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;

     сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации;

     сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации либо выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации;

     сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

     проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.[5]

4. Вынужденный переселенец обязан:

     соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;

     соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

     при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

     проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.[6]

Вынужденный переселенец утрачивает право на проживание в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев при получении (приобретении) другого жилья или при завершении строительства индивидуального жилья, при утрате или при лишении статуса вынужденного переселенца, а также в случае, если он отсутствует без уважительных причин свыше шести месяцев.

 


Утрата статусов беженца и вынужденного переселенца.

Статус беженца утрачивается при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 9 Федерального закона "О беженцах", а именно:

- после получения разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации;

- если снова добровольно воспользовался защитой государства своей гражданской принадлежности;

- если, лишившись гражданства, снова его добровольно приобрел;

- если приобрел гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности;

- если добровольно вновь обосновался в государстве, которое покинул или вне пределов которого пребывал вследствие опасений преследований по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О беженцах";

- если не может более отказываться от пользования защитой государства своей гражданской принадлежности, территорию которого вынужден был покинуть по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О беженцах", в связи с тем, что данные обстоятельства более не существуют;

- если не имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства в связи с тем, что обстоятельства, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О беженцах", в данном государстве более не существуют.

Иностранный гражданин лишается статуса беженца при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 9 Федерального закона "О беженцах", если он:

- осужден по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;

- сообщил заведомо ложные сведения, либо предъявил фальшивые документы, послужившие основанием для признания беженцем, либо допустил иное нарушение положений Федерального закона "О беженцах".

Статус вынужденного переселенца утрачивается:

- при прекращении гражданства Российской Федерации, при этом решение принимается территориальным органом не позднее дня установления им этого факта.

- при выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации, при этом решение принимается территориальным органом не позднее 7 дней после установления им этого факта.

- в связи с истечением срока предоставления статуса вынужденного переселенца, при этом решение принимается территориальным органом не позднее 7 дней после истечения срока действия статуса вынужденного переселенца.

ФМС России или территориальный орган может принять решение о лишении лица статуса вынужденного переселенца, если оно умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем.

 

 


Заключение

Перспективы улучшения положения беженцев и вынужденных переселенцев лишь ограниченным образом могут быть связаны со шлифовкой законодательных актов.

Если уж говорить о правовых аспектах, главное состоит в том, чтобы законы исполнялись. Но и здесь, в силу ограниченности финансовых ресурсов, возможности основанной на действующем миграционном законодательстве государственной политики очень невелики, тем более что большая часть беженцев и переселенцев обустраивается в России самостоятельно и вообще не является объектом государственной поддержки. По единодушному мнению большинства экспертов, основные надежды переселенцев могут быть связаны лишь с общим улучшением социально-экономической и политической ситуации в стране, с прогрессом на пути становления в России гражданского общества.

Справедливости ради надо отметить, что огромный разрыв между масштабами русскоязычной репатриации в Россию и долей зарегистрированных ФМС нельзя объяснять только нежеланием этой службы предоставлять приехавшим официальный статус и тем самым брать на себя определенные обязательства, в том числе финансовые.

Подавляющее большинство приехавших, в первую очередь не относящиеся к разряду социально незащищенных, вообще не обращаются в органы ФМС по совокупности причин – наличия возможностей самостоятельного обустройства; мнение о ФМС как о неэффективно работающей от которой "все равно ничего не добьешься". В последние годы, после вхождения в силу новой версии закона стало все труднее доказывать наличие преследований, опасности для жизни в стране выезда и т.д.

Информация о работе Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации