Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:11, курсовая работа
Как всякая демократическая страна Россия сталкивается с проблемой миграции. Перемещения больших групп людей из других стран в Россию и на территории России в основном являются следствием распада СССР и возникших в связи с этим межнациональных конфликтов, а также преследований людей по разным основаниям. Эти миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов гражданства и обеспечения прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса: беженца и вынужденного переселенца.
Введение
Определение понятий беженцев и вынужденных переселенцев.
Порядок приобретения статусов беженца и вынужденного переселенца.
Правовые различия в статусах беженцев и вынужденных переселенцев....11
Права и обязанности лиц, признанных беженцами и вынужденных переселенцев…………………………………………………………………..13
Утрата статусов беженца и вынужденного переселенца………………..…19
Заключение…………………………………………………………………….21
Список использованной литературы………………………
Содержание
Введение
Определение понятий беженцев и вынужденных переселенцев.
Порядок приобретения статусов беженца и вынужденного переселенца.
Правовые различия в статусах беженцев и вынужденных переселенцев....11
Права и обязанности лиц, признанных беженцами и вынужденных переселенцев………………………………………………
Утрата статусов беженца и вынужденного переселенца………………..…19
Список использованной литературы………………………………………...22
Введение
Как всякая демократическая страна Россия сталкивается с проблемой миграции. Перемещения больших групп людей из других стран в Россию и на территории России в основном являются следствием распада СССР и возникших в связи с этим межнациональных конфликтов, а также преследований людей по разным основаниям. Эти миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов гражданства и обеспечения прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса: беженца и вынужденного переселенца.
Основные Федеральные законы, регулирующие правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации – Федеральный закон «О беженцах» от 19 февраля 1993 года, Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 года, и разработанные позже нормативные акты о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев и беженцев – не отражают объективную ситуацию, складывающуюся из правовых и социальных проблем вынужденных мигрантов.
Проблемы реализации правового статуса беженца и вынужденного переселенца и правоприменительная практика в этой сфере являются весьма актуальными для Российской Федерации.
Законами четко даются определения «беженец» и «вынужденный переселенец»:
Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.[1]
Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.[2]
Вынужденным переселенцем признается также иностранный гражданин (или лицо без гражданства), постоянно проживающий на территории Российской Федерации на законных основаниях и изменивший место жительства в пределах РФ по указанным выше основаниям. Закон также определяет и иные основания признания лица вынужденным переселенцем.
Беженцем или вынужденным переселенцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера, а также покинувшее свое место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Приказом ФМС России от 05.12.2007 года № 452 был утвержден «Административный регламент Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах» и приказом ФМС России от 20.12.2007 года № 465 «Административный регламент Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев».
Рассмотрим кратко, что необходимо предпринять, для получения статуса беженца и вынужденного переселенца, а также случаи утраты этих статусов.
Основанием для начала исполнения государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах является письменное ходатайство иностранного гражданина или лица без гражданства, в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России.
Таким органом может быть:
- дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, если данное лицо еще не прибыло на территорию Российской Федерации;
- пост иммиграционного контроля федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, а при его отсутствии орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти;
- орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по пограничной службе, или территориальный орган федерального органа исполнительной власти по внутренним делам при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации в пункте пропуска либо вне пункта пропуска в течение суток со дня пересечения данным лицом Государственной границы Российской Федерации.
- территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, если лицо пребывает на законном основании на территории Российской Федерации.
После того, как ходатайство о признании лица беженцем было подано в один из перечисленных выше органов, производятся следующие процедуры:
- ходатайство предварительно рассматривается;
- принимается решение о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу. Такое свидетельство выдается на руки лицу, обратившемуся с ходатайством.
- ходатайство рассматривается по существу;
- принимается решение о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;
- выдается удостоверение беженца либо в случае отказа уведомление об отказе в признании беженцем.
Лица, заинтересованные в приобретении статуса беженца, обязаны предоставить документы, удостоверяющие его личность, заполнить анкету и ответить на вопросы опросного листа во время индивидуального собеседования с работниками миграционной службы. При отсутствии документов, удостоверяющих личность, проводится установленная федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации процедура идентификации личности, включая дактилоскопию.
Во всех случаях ходатайства принимаются в письменной форме от лиц, достигших возраста 18 лет, явившихся в компетентный орган лично, либо через уполномоченного на то представителя указанных лиц.
Сведения о несовершеннолетних членах семьи заносятся в ходатайства взрослых (родителей, опекунов и т.д.).
Иностранный гражданин или лицо без гражданства признается беженцем на срок до трех лет. Срок признания беженцем продлевается иностранному гражданину на каждый последующий год при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О беженцах", послуживших основанием для признания данного иностранного гражданина беженцем.
Порядок принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем несколько отличается от порядка признания беженцем и определяется ФЗ «О вынужденных переселенцах», а именно:
Лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 Закона «О вынужденных переселенцах» обращается с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в территориальный орган миграционной службы по месту своего нового пребывания.
С таким ходатайством можно обратиться и до оставления места жительства. В этом случае следует обращаться с ходатайством в федеральный орган миграционной службы либо в территориальный орган миграционной службы по месту предполагаемого переселения либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего пребывания.
Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается территориальным органом в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности. В случаях, когда обстоятельства дела не требуют дополнительного разбирательства, решение принимается в более короткие сроки.
Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет.
Срок действия статуса вынужденного переселенца не может быть продлен при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца, а также в случае пропуска лицом срока обращения с заявлением о его продлении, при отсутствии у него уважительных причин несвоевременного обращения.
Заявителю может быть отказано в рассмотрении ходатайства по существу в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона "О беженцах".
Факт получения лицами, претендующими на статус беженцев или вынужденных переселенцев, свидетельства о регистрации ходатайств, является основанием для предоставления гарантированного законодательством минимума прав и льгот и возложения на них определенных обязанностей.
Права лиц, получивших свидетельство о регистрации ходатайства о признании их беженцами или вынужденными переселенцами:
- право на пользование услугами квалифицированного переводчика;
- право на проживание в центре временного размещения;
- право на обеспечение проезда до указанного центра временного размещения и провоза багажа;
- право на единовременное денежное пособие;
- право на получение питания, медицинской помощи, на содействие в прохождении профессиональной переподготовки в центре временного размещения или в трудоустройстве;
- право на получение информации относительно своих прав и обязанностей и законодательства, касающегося статусов беженцев и вынужденных переселенцев.
Обязанности указанных лиц, налагаемые фактом получения свидетельства, также примерно совпадают:
- это соблюдение Конституции РФ, Федеральных Законов, действующего законодательства РФ;
- соблюдение правил проживания в центре временного размещения и установленных санитарно- гигиенических норм;
- прохождение медицинского освидетельствования в полном объеме, установленном законодательством;
- обязанность сообщать соответствующему органу ФМС достоверные сведения о себе, необходимые для принятия решения о присвоении статуса.
Факт предоставления статусов беженца или вынужденного переселенца расширяет объем прав, предоставляемых лицам, получившим свидетельство о регистрации ходатайства. Кроме прав перечисленных выше, лицо, получившее статус беженца, получает право наравне с гражданами Российской Федерации:
- на работу по найму;
- предпринимательскую деятельность;
- социальную защиту, в том числе на социальное обеспечение;
- право на устройство детей в дошкольные, общеобразовательные учреждения, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования ; участие в общественной деятельности - за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами.
Вынужденный переселенец имеет право на самостоятельный выбор места жительства на территории РФ.
Правовые различия в статусах беженцев и вынужденных переселенцев.
Рассмотрим основные различия в правовых статусах беженца и вынужденного переселенца.
В целом статусы беженцев и вынужденных переселенцев имеют много сходных черт. Однако между ними имеются и некоторые различия. Прежде всего - это наличие гражданства Российской Федерации. Беженцы не являются гражданами Российской Федерации. Вынужденными переселенцами, напротив, признаются в основном граждане Российской Федерации. Этим обусловлена более широкая система льгот, предусмотренных для них законодательством. Так, в отличие от временных переселенцев, беженцы не могут работать нотариусами, прокурорами, патентными поверенными, не могут быть членами экипажей воздушных и морских судов.
Беженцы, как не являющиеся гражданами РФ, ограничены и в некоторых политических правах:
право на мирные митинги, шествия, демонстрации (ст. 31 Конституции РФ);
право на участие в управлении делами государства;
право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
право на участие в референдуме, на доступ к государственной службе, на участие в отправлении правосудия (ст. 32 Конституции РФ)
Также беженцы не несут некоторых обязанностей, присущих гражданам РФ, в частности, обязанности несения воинской службы.
Для вынужденных переселенцев Законом РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», а также иными нормативно- правовыми актами предусмотрены более льготные условия, призванные способствовать их обустройству в новом месте жительства на территории Российской Федерации. Это касается, в первую очередь, приобретения жилья: предусмотрена возможность получения вынужденными переселенцами долгосрочных беспроцентных ссуд на его приобретение или строительство; возможность включения вынужденных переселенцев списки на получение государственного или муниципального жилья, возможность организации вынужденными переселенцами компактных поселений на территории РФ.
Информация о работе Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации