Правовой нигилизм и правовой идеализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Ясно и то, что процесс воплощения права в жизнь есть обычно осознанная, волевая деятельность людей.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие и сущность правового нигилизма. 4
1.1 Нигилизм как общесоциальное явление 4
1.2. Причины распространения правового нигилизма 8
1.3 Формы проявления правового нигилизма 11
Глава 2. Правовой идеализм 15
2.3. Соотношение правового нигилизма и правового идеализма 17
2.3. Влияние правового нигилизма и правового идеализма на правовой мир личности и систему общественных отношений 19
2.4. Пути борьбы с правовым нигилизмом 20
Заключение 22
Библиографический список 26

Работа содержит 1 файл

Правовой нигилизм и правовой идеализм ТеорГосиПрава.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

     Подводя итог этому пункту, я хочу привести свое собственное мнение по вопросу  о составлении правового нигилизма  и идеализма. Правовой нигилизм и  правовой идеализм являются элементом  структуры правосознания наряду с правовой идеологией и правовой психологией, а именно – неадекватное восприятие права.

     2.3. Влияние правового нигилизма и правового идеализма на правовой      мир личности и систему общественных отношений

     Прежде  всего, необходимо оценить – на какие именно элементы государства и права влияют правовой нигилизм и правовой идеализм

     Итак, во-первых – правосознание. Являясь  следствием деформированного правосознания  восприятие права (ВП) само влияет на правосознание. По отношению к индивиду и к обществу влияние может быть следующих двух типов:

     1) влияние проявления ВП индивидом оказываемое на общество;

     2) влияние проявления ВП обществом, оказываемое на индивида.

     Здесь под словом "общество" я понимаю  окружение индивида. Отдельно отмечу, что в обоих случаях может принимать "участие" государство – индивид – государственный деятель, государство – часть общества.

     Каково  же качество влияния оказываемого ВП на правосознание? Безусловно, отрицательное и деструктивное. Положительными в некоторых случаях могут оказаться последствия влияния ВП на личность (общество). Одним из таких случаев может послужить свержение тиранических режимов, при которых формируется определенное отношение к праву. Хотя в основном и последствия влияния ВП на правовой мир разрушительны.

     Следующий объект попадающий под влияние ВП – правовая культура. Как правовая культура личности, так и правовая культура общества, подвергаясь воздействию ВП, ничего хорошего не получают. ВП разрушает саму суть правовой культуры: "знать, уважать, соблюдать". Подвергаются деформации и понимание основных принципов законности. Вместо принципа неотвратимости наказания появляется принцип безнаказанности, разрушаются принципы недопустимости замены законности целесообразностью, верховенства закона. Так начинается правонарушение. Схематично систему воздействия ВП на правовой мир личности и общества можно выразить так:

     Таким образом, ВП – это явление похожее на цепную реакцию: однократного проявления ВП достаточно для вызова нескольких вторичных зарождений у личности.

     2.4. Пути борьбы с правовым нигилизмом

     Существуют ли пути преодоления правового нигилизма? Как представляется – «это длительный процесс, затрагивающий изменение объективных условий жизни общества, целенаправленную организационную и идеологическую работу, предполагающий осуществление комплекса специальных юридических мер».[9,c.5]

     Эти меры призваны создать качественно  обновленную социально-правовую среду, возродить и утвердить веру людей в право. Однако надо подчеркнуть, что правовой нигилизм настолько глубоко засел в современной жизни, настолько прочно завладел умами людей, что вытравить его оттуда в ближайшее время не представляется возможным. Можно, лишь попытаться ослабить его позиции, решительно действуя по нескольким направлениям.

  • Необходимо немедленно прекратить «войну законов» на федеральном и региональном уровнях. В масштабе всей России законы и иные нормативные акты должны быть приведены в соответствие Конституции и друг другу. На уровне же регионов все региональные нормативно-правовые акты должны строго соответствовать федеральным.
  • В деятельности правоохранительных органов также необходимо обеспечить торжество законности – без перегибов ни в одну, ни в другую сторону.
  • Нужно немедленно пресечь волюнтаристкий стиль управления и властвования никаких «директивных» методов, никаких «переступаний» через право – только закон и все решения только на его основе.
  • Надо все более усовершенствовать механизмы реализации правовых норм, опираясь, прежде всего, на правовые процедуры.
  • Вплотную заняться правовым воспитанием граждан, используя СМИ и прессу нужно повести активное наступление на противоправные поведенческие установки, проповедуя всеобщую законопослушность (начиная с верхних эшелонов власти).

     Все эти решительные меры должны составлять стратегию правового развития, которая  в свою очередь «должна быть сориентирована на личность, ее права и законные интересы, которые должны занять центральное место в правовой системе».[9,c.5]

     При борьбе с правовым нигилизмом необходимо изменить отношение индивида к праву, повысить правовую активность личности, так как годами «жесткая централизация всех явлений общественной жизни снижала социальную активность людей».

     Для повышения социальной активности необходимо освободить «граждан от непомерной жесткой  правовой опеки…у населения возрастет  интерес к праву, произойдет переоценка роли и осознание его ценности».

     И, может быть, при реализации этих действий в комплексе друг с другом наше общество удастся освободить, а потом и окончательно излечить от губительной для права болезни под названием «правовой нигилизм», ведь по словам В.А. Туманова, общество осознало вред юридического нигилизма и поставило своей целью его преодоление в процессе формирования социалистического правового государства».[16,c.27] 

 

     Заключение

     Таким образом, изучив правовой нигилизм, рассмотрев формы выражения и уровни его распространения, я убедилась в том, что такое явление как правовой нигилизм на всех этажах государственного здания и среди населения не знает пределов, потому и называется беспределом, что его проявления можно увидеть практически везде и всюду. При этом причины его распространения уходят далеко в историю нашего государства. Бороться с ним обычными методами малоэффективно и непродуктивно, нужны глубоко продуманные, экстраординарные меры.

     Но  факторы преодоления правового  нигилизма — это длительный процесс, затрагивающий изменение объективных условий жизни общества, целенаправленную идеологическую, организационную работу, осуществление комплекса специально-юридических мер. В концентрированном виде эти меры должны быть сориентированы на то, чтобы создать качественно обновленную социально-правовую среду и утвердить у людей веру в право.

     Важнейшая политическая предпосылка преодоления  правового нигилизма – формирование новой структуры политических ценностей, в частности предпочтение ценностей порядка, способных установить целесообразное функционирование и развитие социальной системы. Такая целесообразность предполагает, в свою очередь, последовательную реализацию основных задач социальной системы, согласованность действий элементов управления делами общества, эффективные гарантии и средства поддержания всех аспектов безопасности в социальной системе.

  1. Определяющий фактор в системе правовых средств преодоления правового нигилизма — юридическая политика правового государства, которая создает у граждан и должностных лиц правовой настрой (тонус). Принципиальное значение в этой связи имеет утверждение в обществе идеи господства права. Однако от осознания идеи до ее воплощения — огромные расстояния. И любые политико-юридические просчеты чреваты осложнениями. Поэтому поспешные или недостаточно обоснованные решения правотворческих органов, создание ведомствами искусственных помех действию закона, нерешительное или неумелое использование правоохранительными учреждениями юридических средств в борьбе с опасными преступными проявлениями способны подтолкнуть отдельные силы в обществе к решению неотложных социальных и острополитических проблем неправовыми средствами. Значит, юридическая политика должна быть последовательной и достаточно радикальной. Только в этом случае она вызовет доверие и поддержку масс.
  2. В плане рассматриваемой проблемы важно подчеркнуть, что стратегия правового развития должна быть сориентирована на личность, ее права и законные интересы должны занять центральное место в правовой системе. Личностная направленность юридической политики, несомненно, придаст авторитет правовой системе, будет способствовать восприятию ее населением как социально ценностного института гражданского общества, а, значит, будет преодолена и правовая отчужденность граждан, преодолен или значительно ослаблен правовой нигилизм.
  3. Кардинальная реорганизация системы нормативного и индивидуально-юридического регулирования в обществе, где главное значение будет иметь «очищение» правового пространства от обилия запретных зон, чрезмерной юридической закрепощенности личности, предоставления ей максимума юридической свободы для самовыражения. В связи с этим актуальное значение приобретает переход от декларирования к повсеместному воплощению в правотворческую практику общедозволительного принципа правового регулирования поведения граждан и их законных объединений.
  4. Большое значение для преодоления правового нигилизма, укрепления у граждан доверия к праву имеет повышение авторитета закона. Изучение проблемы показывает, что доверия у граждан к закону можно добиться при условии, если закон:
    1. соответствует представлениям о справедливости, принят на основе достигнутого консенсуса и, таким образом, учитывает интересы больших групп людей (значит, осуществление такого закона будет выгодным для адресатов, позволит с помощью предусмотренных в нем правовых средств решать те задачи, для обеспечения которых он принят);
    2. не имеет расхождений с передовыми моральными воззрениями и принципами, прогрессивными национальными и историческими традициями, соответствует достигнутому в обществе уровню культуры (значит закон доступен для восприятия и использования в практической деятельности граждан);
    3. имеет надлежащее организационное и материальное обеспечение, отвечает международно-правовым стандартам (значит, соизмерение такого закона с международными пактами не вызывает у адресатов чувства неудовлетворенности национальным правом и потому отпадают мотивы, по которым закон может быть отвергнут массовым сознанием);
    4. действует стабильно, а при его отмене или изменении не ухудшает фактического и юридического положения добросовестных участников правоотношений.

     Соответствие  принимаемых законов отмеченным требованиям укрепит у людей  веру в то, что не человек существует для закона, а закон для него.

     Необходимо, как советовал И.А. Ильин, сделать все, «чтобы приблизить право к народу, чтобы укрепить массовое правосознание, чтобы народ понимал, знал и ценил свои законы, чтобы он добровольно соблюдал свои обязанности и запретности и лояльно пользовался своими полномочиями. Право должно стать фактором жизни, мерою реального поведения, силою народной души».[13]

     Политика  нашего государства в сфере правового  регулирования, юридическая практика должна строиться так, чтобы в  обществе. В сознании людей утверждалось отношение к праву как к ценности. Без которой невозможно добиться социального порядка, основанного на справедливости, утверждения прав и свобод личности. Необходимо формировать отношение к праву как к средству гармонизации отношений в обществе, защиты прав человека, смягчение возможных конфликтов, как к механизму, устраняющему произвол и насилие. Поэтому очень важно изменить представления людей о праве только как о принудительном средстве.

 

     Библиографический список 

  1. Конституция Российской Федерации — М., 2001.
  2. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева.— М.: «Юристъ», 1994.— 360 с.
  3. Теория государства и права / Под ред. В.П. Малахова, В.Н. Казакова.— М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2002.— 576 с.
  4. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева.— М.: «Юристъ», 2005.— 592 с.
  5. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000.— 640 с.
  6. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова — М.: Издательская группа ИНФРА–М — НОРМА, 1997.— 570 с.
  7. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Юристъ». 2000.— 776 с.
  8. Гойман В.И. Правовой нигилизм: пути преодоления // Советская юстиция. 1990. № 9.
  9. Демидов А.И. Политический радикализм как источник правового нигилизма // Государство и право. 1991. № 4.
  10. Иванников И.А. Толковый словарь по теории права. Сервис «Словарь». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.— 128 с.
  11. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. О сущности правосознания. Собрание сочинений конец 1930 г.— начало 1951 г. Цюрих Т. 4 — М.: Русская книга, 1994.— 416 с.
  12. Кистяковский Б.А. В защиту права. (Интеллигенция и правосознание) // Вехи. Из глубины. М., 1991.
  13. Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.— 648 с.
  14. Тихомиров М.Ю. Юридическая Энциклопедия. Издание третье, дополненное и переработанное.— М.: ЮРИНФОРМЦЕНТР, 1995.— 365 с.
  15. Туманов В.А. О правовом нигилизме // Советское государство и право. 1989. № 10.
  16. Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. № 8.
  17. Франк С.Л. Этика нигилизма (К характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции) // Вехи. Из глубины. М., 1991.

Информация о работе Правовой нигилизм и правовой идеализм