Правовое регулирование создания юридического лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

К основным целям работы можно отнести:
- освещение проблемы в теоретическом аспекте (определение понятия «юридические лица», рассмотрение регулирования процесса образования юридических лиц и т.д.), изложение собственной точки зрения по рассматриваемым вопросам;
- изложение истории развития отношений по созданию юридических лиц, зарубежный опыт регулирования обозначенных правоотношений, теоретические основы возникновения новых субъектов, особенности правового регулирования создания организаций.

Содержание

Введение
1. Понятие, признаки и виды юридического лица
1.1 Понятие и значение юридического лица
1.2 Признаки и виды юридических лиц
2. Правовое регулирование создания юридического лица
2.1 Способы создания юридических лиц
2.2 Учредительные документы
2.3 Государственная регистрация юридических лиц
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 41.25 Кб (Скачать)

  2.2 Учредительные документы

  В соответствии с Гражданским кодексом РФ юридическое лицо действует на основании учредительных документов. Это своеобразная визитная карточка предприятия. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место  его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а  также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

  В качестве учредительных документов могут выступать устав, учредительный  договор, а в случаях, предусмотренных  законом - общее положение об организациях данного вида (только для некоммерческих организаций).[10]

  Состав  учредительных документов для разных видов юридических лиц различен. П.1 ст.52 ГК РФ выделяет в этой связи  три категории юридических лиц, действующих:

  - на основании устава (уставные  юридические лица);

  - на основании учредительного  договора и устава (договорно-уставные  юридические лица);

  - на основании только учредительного  договора (договорные юридические  лица). [11]

  В качестве примера уставных юридических  лиц (а это самая большая категория) можно привести акционерные общества, производственные и потребительские  кооперативы, государственные и  муниципальные унитарные предприятия, общественные и религиозные организации (объединения), фонды.

  Устав утверждается учредителями (участниками). По своей правовой природе это  особый локальный нормативный акт, определяющий правовое положение юридического лица и регулирующий отношения между  ним и его участниками. Процедура утверждения устава для различных видов юридических лиц определена законом: устав производственного кооператива утверждается общим собранием его членов (п.1 ст.108 ГК РФ), устав ООО - всеми учредителями (п. ст.89 ГК РФ), решение об утверждении устава АО принимается учредителями единогласно (п.3 ст.9 ФЗ «Об акционерных обществах»), устав унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утверждается уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления (п.2 ст.114 ГК РФ), устав федерального казенного предприятия - Правительством РФ (п.2 ст.115 ГК РФ).

  Условия, включаемые в учредительные документы, определяются законом. Их можно подразделить на три группы:

  а) обязательные для всех юридических  лиц (предусмотрены императивными  общими положениями ГК РФ, содержащимися  в п.2 ст.52);

  б) обязательные для организаций определенного вида (предусмотрены императивными специальными нормами);

  в) факультативные, не противоречащие законодательству условия, включение которых в  учредительные документы зависит  от воли учредителей.[12]

  В качестве условий, обязательных для  включения в учредительные документы  всех юридических лиц, в п.2 ст.52 ГК РФ указаны «наименование юридического лица, место его нахождения, порядок  управления деятельностью юридического лица», а также предмет и цели деятельности для тех юридических лиц, которые по закону обладают специальной (уставной) правоспособностью (ст.49 ГК РФ). К таковым относятся некоммерческие организации, унитарные предприятия и в предусмотренных законом случаях другие коммерческие организации. Большинство коммерческих организаций, обладающих общей правоспособностью, предмет и цели своей деятельности определять в учредительных документах не обязаны, однако вправе это сделать.

  Учредительные документы обладают обязательной силой  для самого юридического лица и для  третьих лиц, вступающих в отношения  с этим юридическим лицом. Так, если контрагент юридического лица, совершая сделку, знал или заведомо должен был  знать о том, что полномочия лица или органа этого юридического лица ограничены его учредительными документами, но данное лицо или орган вышли  за пределы данных ограничений, сделка может быть признана судом недействительной (ст.174 ГК РФ). Также недействительна  сделка юридического лица, выходящая  за пределы его правоспособности (ст.173 ГК РФ).

  Изменения в учредительные документы вносятся с соблюдением процедуры, предусмотренной  законом и самими учредительными документами. Изменения подлежат государственной  регистрации. В отдельных случаях  законом устанавливается уведомительный порядок: например, сообщения об изменениях в уставе общества, связанные с  изменениями сведений о его филиалах и представительствах, представляются органу государственной регистрации  юридических лиц в уведомительном порядке (п.6 ст.5 ФЗ «Об акционерных  обществах»). Для третьих лиц изменения  приобретают силу с момента государственной  регистрации либо уведомления о  них. П.3 ст.52 ГК РФ, однако, предусматривает, что юридические лица и их учредители не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений  в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений. Данная норма направлена на защиту интересов третьих лиц.

  2.3 Государственная  регистрация юридических  лиц

  Государственная регистрация юридических лиц - это  процесс, т.е. совокупность следующих  определенных процедур:

  1) приема заявления (уведомления  об изменении учредительных документов) и прилагаемых к нему документов, в том числе учредительных,  на регистрацию с фиксацией  даты приема документов;

  2) выдачи заявителю расписки о  принятии документов на регистрацию;

  3) проведения правовой экспертизы  на предмет соответствия учредительных  документов законодательству и  выявления нарушений установленного  законом порядка образования  юридического лица;

  4) принятия по результатам правовой  экспертизы регистрирующим органом  решения о государственной регистрации  или мотивированного решения  об отказе в таковой;

  5) внесения в Единый государственный  реестр юридических лиц на  бумажном и магнитном носителе  необходимых сведений о создании  или прекращении регистрируемого юридического лица (о внесении изменений в его учредительные документы) с фиксацией даты регистрации;

  6) регистрации самих учредительных  документов юридического лица (изменений  к ним), либо признания данных  документов недействительными (погашенными) в связи с прекращением юридического лица;

  7) подготовки документа, подтверждающего  факт государственной регистрации  (свидетельство о государственной  регистрации, паспорт юридического  лица, выписка из государственного  реестра и т.п.);

  8) выдаче заявителю документа, подтверждающего  факт государственной регистрации  и зарегистрированных учредительных  документов (изменений к ним) с  подтверждением заявителем факта  выдачи документов;

  9) архивации, хранения и пользования  сведениями и документами государственного  реестра.

  В результате осуществления регистрационных  процедур организация так же, как  и в первом случае признается созданной, прекратившей свою деятельность (существование), либо зарегистрировавшей изменения  учредительных документов. 

  Заключение   

  Все виды юридических лиц (хозяйственные  товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные  унитарные предприятия, потребительские  кооперативы, фонды, негосударственные  пенсионные фонды, общественные объединения, учреждения и т.д.) широко распространены в нашей стране. Юридические лица являются основным двигателем рыночных реформ.

  Одним из важных вопросов для реализации предпринимательской деятельности является её легализация, которая осуществляется посредством государственной регистрации. Действующее сегодня законодательство о государственной регистрации  юридических лиц, несмотря на то, что  сделало значительный шаг вперёд, продолжает оставаться в ряде случаев  проблемным, не обеспечивающим и не гарантирующим ценности регистрации. В настоящее время существует ряд проблем по созданию юридических  лиц.

  Так например, представляется целесообразным проводить правовую экспертизу предоставляемых на регистрацию документов. Федеральным Законом «О государственной регистрации юридических лиц» введён уведомительный порядок регистрации юридических лиц. Для создания юридических лиц достаточно направить (в том числе и по почте) в адрес регистрирующего органа заявление с приложением необходимых документов. На введение нового принципа регистрации указывает ст. 23 Закона, посвященная отказу в регистрации. В соответствии с п. 1 вышеназванной статьи отказ в регистрации допускается только в случаях, строго определенных Законом, а именно: непредставление предусмотренных Законом документов, необходимых для регистрации, или представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Указанная норма не соответствует общим принципам, установленным ст. 51 ГК РФ. Несоответствие учредительных документов Закону влечет отказ в государственной регистрации юридического лица. Таким образом, регистрирующие органы в силу ст. 51 ГК РФ наделены правом выявлять несоответствия положений учредительных документов нормам Закона, т.е. проводить экспертизу документов. Право регистрирующих органов осуществлять проверку документов юридического лица являлось, с одной стороны, причиной неоправданно больших сроков регистрации, с другой - гарантией создания юридически чистых субъектов предпринимательской деятельности.

  Следует обратить внимание, что Закон о  государственной регистрации юридических  лиц не содержит такого основания  для отказа в государственной  регистрации, как несоответствие законодательству. Предлагается внести соответствующие  изменения в ст. 51 ГК РФ, исключающие  из перечня оснований для отказа в регистрации несоответствие учредительных  документов нормам Закона и нарушение  установленного порядка образования  юридического лица.

  Таким образом, предлагается отменить государственный  контроль регистрирующими органами за соблюдением законодательства при  создании, реорганизации и ликвидации юридического лица. Известно, что в  процессе проведения регистрации юридических  лиц выявляется достаточное количество нарушений, влекущих отказ в регистрации. Причем нарушения, как правило, связаны  именно с включением в учредительные  документы положений, противоречащих Закону.

  В России в настоящий момент нет  законодательных оснований для  отказа в государственной регистрации  в связи с тем, что организация  с таким наименованием уже  существует.

  Таким образом, представляются крайне необходимыми разработка и принятие в кратчайшие сроки Федерального закона «О регистрации  и использовании фирменного наименования юридического лица» (принятие которого предусмотрено ч. 4 п. 4 ст. 54 гражданского Кодекса РФ), целью которого должно быть установление запрета на создание и функционирование юридических лиц со схожими и идентичными наименованиями. В названном нормативном акте должны найти отражение прежде всего обязанность предварительной проверки наименования на неповторяемость; критерии, определяющие неповторяемость (например, можно воспользоваться практикой московского законодательства и считать наименование идентичным при полном совпадении всех знаков и символов); возможность предварительно «зарезервировать» наименование и установление срока данного приоритета. Также необходимо определить ответственность за незаконное использование чужого наименования.

  Что касается уже созданных организаций  с одинаковыми наименованиями, то оптимальным решением видится внесение изменений в части названия данных организаций путем добавления числительных или иных отличающих символов или слов, либо же, по решению учредителей, - изменение названия юридического лица полностью.

  Законодатели  не решили проблему регистрации юридических  лиц с одинаковыми наименованиями, указав исчерпывающий перечень документов, представляемых для регистрации, и  включив в Закон статью с закрытым перечнем оснований для отказа в  регистрации. Закон допускает также  регистрацию нескольких юридических  лиц по одному и тому же адресу, а  в результате десятки, а то и сотни  организаций имеют местонахождение  в одном помещении.

  Действующая в настоящее время процедура  создания юридических лиц сложна и запутанна. Главной причиной несовершенства является отсутствие единой системы  законодательства, определяющей порядок  и процедуру государственной  регистрации юридических лиц. 

Информация о работе Правовое регулирование создания юридического лица