Правовое регулирование решения дел о гражданстве РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Гражданство это правовое, а на фактическое состояние: гражданин сохраняет связи с государством и тогда когда он находится за пределами страны или просто проживает за рубежом. Что касается граждан других государств, то они могут постоянно проживать в России, но они не связанны с ней отношениями гражданства. Иностранные граждане, лица без гражданства, лица, родившиеся на территории данного государства, могут стать его гражданами, если они удовлетворяют определенным требованиям.

Содержание

1.Понятие гражданство РФ

1.1 Основные принципы гражданства

2. Гражданство РФ

2.1 Основания, порядок приобретения гражданства

2.2 Основания, порядок прекращения гражданства

2.3 Особый институт двойного гражданства

3. Правовое регулирование решения дел о гражданстве РФ

3.1. Порядок решения дел о гражданстве

3.2. Государственные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Чистовик правоведение.docx

— 29.91 Кб (Скачать)

Кроме того, оговаривается, что отмена решения  о приеме возможна только в течение 5 лет после приема. 

2.3Особый институт двойного гражданства

Случаи  двойного гражданства возникают  из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок  может приобрести гражданство, например при различном гражданстве родителей или в результате усыновления иностранным гражданином, женщина - при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна "следовать гражданству своего мужа"

До последнего времени российское гражданство  стояло на позиции непризнания за гражданами Российской Федерации гражданства  в случаях, когда российский гражданин  имел доказательства принадлежности к  гражданству иностранного государства  и фактически становился лицом с  двойным гражданством, законодательство рассматривало его только как  российского гражданина. Российский гражданин может одновременно иметь  и гражданство иностранного государства, но допускается это только в одном  из следующих случаев:

- если  такую возможность предусматривает  федеральный закон 

- если  это предусмотрено международным  договором Российской Федерации. 

Упоминание  в Конституции федерального закона означает, что решение вопросов двойного гражданства в других законодательных  актах недопустимо. Российскому  гражданину может быть разрешено  по его ходатайству иметь одновременно гражданство, другого государства, с которым имеется соответствующий  международный договор. Как видно, к предусмотренному Конституцией обязательному  условию - наличие международного договора - Закон о гражданстве других возможностей признания гражданства не допускает.

Отсюда  практически вытекает, что гражданин  иностранного государства при приобретении российского гражданства может  сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного гражданства, как это предписывалось в прежнем законе о гражданстве, при приеме в российское гражданство  не требуется). Но в России в соответствии с нашим законодательством будет  рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство  будет за ним признано в России, если с иностранным государством, гражданином которого он является, имеется на этот счет международный  договор.

Наличие у гражданина Российской Федерации  гражданства иностранного государства  может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным с двумя  государствами и должен подчиняться  законам обоих. Это касается, например, военной службы.

Факт  двойного гражданства «не умаляет прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства».

 Однако  допускается, что федеральным  законом или международным договором  Российской Федерации может быть  предусмотрено то или иное  ограничение в правах или освобождение  от обязанностей, вытекающих из  факта двойного гражданства. 

Кроме того, в Конституции определено правовое положение в России иностранных  граждан и лиц без гражданства. Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие доказательства своей  принадлежности к гражданству иностранного государства. Под категорию иностранных  граждан подпадают и лица, обладающие подданством иностранного государства.  
 
 

3. Правовое регулирование решения дел о гражданстве РФ

3.1. Порядок решения дел о гражданстве

Решения по вопросам гражданства в общем  порядке принимаются Президентом  Российской Федерации. Заявление по вопросам гражданства подается в  письменной форме и лично. Подпись  лица заверяет принимающий заявление  представитель органа, ведающего  делами о гражданстве. В случае неграмотности  и других физических недостатков  заявление по просьбе лица подписывается  другим лицом и нотариально заверяется. В исключительных случаях заявление  и другие документы могут быть переданы через другое лицо или направлены по почте» .То есть и в этом случае подлинность подписи и копии документов также удостоверяется нотариально. Заявления об изменении гражданства детей или недееспособных подаются их родителями или их законными представителями. При подаче заявления в России взимается государственная пошлина, за границей - консульский сбор. Согласие заинтересованных лиц на приобретение или прекращение гражданства (например, согласие другого родителя в случае изменение гражданства детей) излагается письменно и удостоверяется нотариально.

Рассмотрение  таких заявлений осуществляется в течение года. Решения по вопросам гражданства в упрощенном порядке  принимаются федеральными органами министерств внутренних и иностранных  дел, соответствующими органами субъектов  РФ, дипломатическими представительствами  и консульскими учреждениями РФ. Такие  заявления рассматриваются в  течении шести месяцев.

Если  лицо не удовлетворено решением по вопросам о приеме в гражданство, выходе из гражданства, о гражданстве  детей и т. д., повторное заявление  может быть подано через год. Отказ  органа, ведающего вопросами гражданства, принять заявление о гражданстве  может быть обжалован в суд. Отказ  в рассмотрении заявления и иные действия, нарушающие порядок рассмотрения дел и исполнения решений по вопросам о гражданстве, обжалуются в вышестоящий  орган (вышестоящему должностному лицу) либо в суд.

Споры между родителями, между родителем  и опекуном (попечителем) по вопросу  о гражданстве ребенка (недееспособного  лица) решаются в судебном порядке  исходя из интересов ребенка или  недееспособного лица. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. Государственные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве.

Полномочия  Президента Российской Федерации по делам о гражданстве.

Закон о гражданстве конкретизирует полномочия Президента в данной сфере. К ним  относятся решения по вопросам:

- приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства;

-восстановления в гражданстве Российской Федерации отдельных категорий лиц;

-разрешения на выход из гражданства Российской Федерации отдельных лиц;

- разрешения гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства;

-отмены решения о приеме в гражданство Российской Федерации;

-предоставления почетного гражданства Российской Федерации.

По всем названным вопроса Президент  издает Указы. Другие органы, связанные  с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу.

Для предварительного рассмотрения этих вопросов, Президент  Российской Федерации образует Комиссию по вопросам гражданства.

Полномочия  Комиссии по вопросам гражданства при  Президенте Российской Федерации.

К органам, ведающим делами о гражданстве РФ, Закон относит Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ.

Комиссия  вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения по каждому  ходатайству и представлению  по вопросам гражданства. Предложения  Комиссии оформляются протоколом и  подписываются всеми ее членами, участвовавшими в заседании.

При рассмотрении ходатайств и представлений по вопросам гражданства Комиссия всесторонне  оценивает доводы заявителя, содержание представления, заключения государственных  органов и общественных организаций  по ходатайствам, иные документы и  надлежащим образом оформленные  свидетельские показания. При рассмотрении вопросов гражданства, затрагивающих  интересы республики в составе Российской Федерации, Комиссия учитывает мнение в составе Российской Федерации, Комиссия учитывает мнение компетентных органов этой республики. Она так  же вправе истребовать по вопросу, находящемуся на ее рассмотрении, документы и  материалы государственных органов, которые представляют необходимую  информацию в установленный Комиссией  срок.

Остальные государственные органы, принимающие  участие в решении вопросов гражданства  или решающие их, входят в систему  органов исполнительной власти. К  ним относятся Министерство внутренних дел и его органы, Министерство иностранных дел, дипломатические  представительства и консульские  учреждения. Компетенция этих органов  по решению вопросов гражданства  аналогична, с тем лишь различием, что первые принимают их в отношении  лиц, проживающих на территории России, а вторые - за её пределами.

Полномочия  Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Министерство  внутренних дел Российской Федерации  и наделенные соответствующей компетенцией подведомственные ему органы:

- принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации;

- проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации;

- направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при президенте Российской Федерации;

-определяют принадлежность лиц, проживающих на территории Российской Федерации, к гражданству Российской Федерации;

-по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих на территории Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных Законом случаях.

Полномочия  Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.

Министерство  иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства  и консульские учреждения Российской Федерации:

-принимают  от лиц, проживающих за пределами  Российской Федерации, заявления  и ходатайства по вопросам  гражданства Российской федерации;   

-проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской федерации;

-направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;

-определяют принадлежность лиц, проживающих за пределами Российской федерации, к гражданству Российской федерации;

-ведут учет граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации;

- по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных законом случаях.

Гражданство Российской Федерации считается  приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным  органом или издания Указа  Президента РФ. Исполнение решений  возлагается соответственно на МВД  или названные выше органы Российской Федерации за рубежом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. Конституция  Российской Федерации от 30.12.2008.

2. ФЗ  «О гражданстве Российской Федерации»  от 17. 10. 2003 г.

3.Козлова Е.И. «Конституционное право России» 2001 г.

4. Чиркин В.Е. «Конституционное право» 2003г.

5. Миронов В.Ф. «Гражданство в Российской Федерации» 
 
 
 
 
 

Информация о работе Правовое регулирование решения дел о гражданстве РФ