Правовое регулирование поставок для государственных нужд

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении сущности договора поставки товаров для государственных нужд. Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи:
- определить значение и сферу применения данного договора
- дать краткую характеристику договору поставки товаров для государственных нужд

Содержание

Введение 4
Глава 1. Общие положения о поставке товаров для государственных нужд 6
1.1. Значение и сфера применения данного договора 6
1.2. Особенности правового регулирования 8
Глава 2. Договор поставки товаров для государственных нужд 10
1.2. Государственный контракт и договор поставки товаров для государственных нужд 10
1.2.1. Основания поставки товаров для государственных нужд 10
1.2.2. Порядок и сроки заключения государственных контрактов 11
1.2.3. Особенности исполнения обязательств 15
Глава 3. Правовое регулирование поставок 18
3.1. Отношения по поставкам товаров между организациями государств - участников СНГ 18
3.2. Применение гражданско-правовых норм в обязательствах по поставке товаров для государственных нужд 21
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 35

Работа содержит 1 файл

Правовое регулирование поставок для государственных нужд.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

Хотя большинство специальных  законов, регламентирующих поставку товаров  для государственных нужд, устанавливает  в качестве основного способа  размещения заказа проведение открытых и (или) закрытых торгов, конкурсов, аукционов, ст. 527 ГК РФ предусматривает возможность прямого доведения заказов поставщикам (исполнителям).

В некоторых случаях, установленных законом, принятие доведенного  заказа и заключение государственного контракта является для поставщика (исполнителя) обязательным при условии, что госзаказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта (п. 2 ст. 527 ГК РФ). Условие о возмещении убытков неприменимо в соответствии с п. 3 ст. 527 ГК РФ лишь к казенному предприятию.

Действия госзаказчика по доведению заказа до поставщика (исполнителя), что предполагает как  добровольное, так и обязательное принятие заказа (в последнем случае отношения регулируются ст. 445 ГК РФ), выступают, как представляется, в качестве оферты предварительного договора. Предварительным договор должен быть признан потому, что согласно ст. 528 ГК РФ государственный контракт заключается путем подписания сторонами одного документа. Поэтому правила п. 2 ст. 434 ГК РФ о возможности заключения договора путем отправления исполнителем акцепта принятого им заказа (оферты) в данном случае неприменимы.

Следовательно, при любом  способе размещения государственных заказов основанием для заключения государственного контракта является предварительный договор, подписанный сторонами. Это отличает государственный контракт от планового акта, на основании которого заключались договоры поставки по ранее действовавшему законодательству. Плановый акт был правоприменительным актом, поскольку представлял собой результат властных действий уполномоченных государством субъектов, не являющихся адресатами возникающих из этого акта отношений.

Государственный контракт, как и договор поставки товаров для государственных нужд, заключается на основании предшествующих договорных связей, то есть не правоприменительных актов, а актов осуществления права. При этом в сложный юридический состав, необходимый для возникновения обязательств по поставке товаров для государственных нужд, входит еще один юридический факт - выданное государственным заказчиком извещение о прикреплении покупателя к поставщику, которое является односторонней сделкой, поскольку возможность осуществления соответствующего права была предусмотрена государственным контрактом.

Отсутствие в договорных обязательствах рассмотренного юридического состава является причиной отмены судебных решений, вынесенных на основании специальных  законов о поставках товаров  для государственных нужд.

Так, Средне-Волжское территориальное  управление Роскомрезерва обратилось в Арбитражный суд Самарской  области с иском о взыскании  неустойки с нефтеперерабатывающего завода за неисполнение обязательства  по поставке топлива. Руководствуясь п. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.12.1994 N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", суд взыскал с ответчика 50% стоимости недопоставленной продукции. Отменяя решение суда и постановление кассационной инстанции, Президиум Высшего арбитражного суда РФ указал, в частности, на то, что заключенный между сторонами договор не отвечает требованиям государственного контракта, установленным законом. Договор не содержит сведений о его заключении на основании государственного заказа, а ответчик утверждает, что договор заключался им на добровольной основе15.

В другом деле Федеральный  арбитражный суд Поволжского  округа, оставляя без изменения решения  судов первой и апелляционной  инстанций, обратил внимание на то, что письма главы администрации Ульяновской области и Главного управления финансов Ульяновской области в силу закона не порождают никаких обязательств по оплате отгруженной продукции, поэтому доводы кассационной жалобы являются несостоятельными16. Указанные письма не содержали признаков государственного заказа, и поэтому к отношениям между сторонами должны применяться нормы § 3 главы 30 ГК РФ о поставке товаров.

Спорным является вопрос о юридической природе государственного контракта. Анализируя особенности  данного договора, проявляющиеся в возможности контроля со стороны госзаказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и его одностороннего отказа от исполнения обязательств, Л.И. Шевченко приходит к следующему выводу: "Характерные для государственного контракта особенности позволяют рассматривать его как гражданско-правовой договор, включающий в себя отдельные административно-правовые (публичные) элементы"17.

Эти особенности государственного контракта полностью вписываются  в конструкцию гражданско-правового  договора и предусмотрены в ГК РФ для отдельных видов обязательств. В частности, общими положениями о подряде закреплено право заказчика во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность (п. 1 ст. 715 ГК РФ). Нормами ст. 310 ГК РФ допускается возможность одностороннего отказа от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий в случаях, предусмотренных законом (например, ст. 523 ГК РФ) или предпринимательским договором.

Кроме того, для заключения государственного контракта не требуется, как уже отмечалось, вынесения правоприменительных, административных актов. Поэтому государственный контракт является гражданско-правовым договором.

На порядок его заключения распространяются нормы главы 28 "Заключение договора" ГК РФ, в том числе правила о заключении договора в обязательном порядке (ст. 445). Другие особенности государственного контракта находят отражение как в общих положениях о договоре, так и в специально посвященной им нормативно-правовой базе, как это имеет место быть и в отношении предпринимательского договора, а также отдельных его видов. Обращая внимание на данные особенности, Высший арбитражный суд РФ отмечал, что обязательства по поставке товаров для государственных нужд не следует рассматривать в качестве обычных предпринимательских договоров. Поэтому при рассмотрении споров нужно учитывать особенности этих отношений18.

Поставка товаров для  государственных нужд, таким образом, является самостоятельным видом  договора купли-продажи. Квалифицирующий признак данного договора - цель использования приобретаемых товаров для государственных нужд, что обусловливает специфические основания его возникновения, субъектный состав и иные особенности, отличающие это обязательство от договора поставки.

К поставкам товаров для государственных нужд приоритетно перед правилами ГК РФ о договоре поставки применяются специальные законы, регулирующие отношения по поставкам товаров для государственных нужд и содержащие нормы различных отраслей права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

 

Поставка для государственных  нужд - относительно новый институт российского гражданского законодательства.

Федеральные государственные  нужды - это потребности Российской Федерации в продукции, необходимой  для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация. Поставки продукции для федеральных государственных нужд обеспечиваются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей. Федеральные государственные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ, и объемы их финансирования из федерального бюджета предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период. В целях обеспечения решения особо важных общегосударственных задач федеральным целевым программам может присваиваться статус президентских программ, инициатором которых является Президент РФ.

Поставки продукции  для федеральных государственных нужд осуществляются в целях:

а) создания и поддержания  государственных материальных резервов Российской Федерации;

б) поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации;

в) обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации;

г) реализации федеральных  целевых программ.

Потребности субъектов  РФ в продукции, необходимой для  решения задач жизнеобеспечения регионов и реализации региональных целевых программ (поставки продукции для региональных нужд), определяются органами государственной власти субъектов РФ. Поставки продукции для региональных нужд обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников, привлекаемых ими для этих целей.

Как уже было отмечено, отношения, складывающиеся в сфере  удовлетворения государственных нужд, являются сложными по своей правовой природе. Поэтому при их регулировании  возникает проблема согласования норм разных отраслей права и внутриотраслевого согласования. Комментируемая статья в этом аспекте устанавливает доминирование норм ГК РФ над иными правовыми актами. К рассматриваемым правоотношениям могут применяться нормы других актов только в том случае, когда эти отношения не урегулированы нормами ГК РФ.

Существует довольно много законов и подзаконных  актов, предметом которых является обеспечение государственных нужд. Среди них прежде всего следует  назвать Закон о поставках. Этот Закон устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования, размещения и исполнения на контрактной (договорной) основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности, расположенными на территории РФ.

Государственный контракт на поставку товаров для государственных  нужд является разновидностью договора поставки и в этом смысле может  быть охарактеризован как возмездный, консенсуальный и взаимный договор. Но этот договор обладает существенными особенностями, позволяющими выделить его из общей массы договоров поставки.

Основанием для запуска  механизма взаимодействия сторон в  пределах гражданско-правового регулирования  является государственный контракт, содержание которого предопределяет содержание договора поставки и процедуру его заключения.

Целью правового регулирования  поставки товаров для государственных  нужд является максимальное удовлетворение жизненно важных индивидуальных и общественных интересов. Доминирование прав и интересов потенциального покупателя вызвало к жизни комментируемую статью. Дело в том, что за время разработки федеральных и региональных программ, утверждения бюджета и проведения прочих процедур, связанных с государственными нуждами, может измениться социальная и экономическая ситуация таким образом, что покупателю планируемая продукция окажется не нужна. В этих условиях было бы совершенно необоснованно навязывать ему соответствующие товары, как это делалось до недавнего времени. С другой стороны, возможно, за время участия в конкурсах, заключения государственного контракта поставщик произвел необходимую подготовку, запланировал выпуск продукции в соответствии с заключенным контрактом, осуществил определенные затраты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список использованных источников и литературы

I. Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета от 25 декабря 1993г. №237

2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // "Российская газета", N 272, 02.12.2011

 

II. Литература

  1. Анохин В. Договор поставки в рыночной экономике// Хозяйство и право,2009
  2. Белоусов И. К вопросу о правовом регулировании отношений по договору поставки // Хозяйство и право, 2010
  3. Богданова  Е.Е. Принцип реального исполнения обязательств в договорах купли-продажи и поставки: проблема реализации // "Законодательство и экономика", 2008
  4. Брагинский М.И., Витрянский В.В. "Договорное право. Общие положения" (Книга 1), М.: Издательство "Статут", 2005, издание 3-е, стереотипное.
  5. Брагинский М.И. , Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о передаче имущества. (Книга 2), издание 4-е, стереотипное, М., Издательство "Статут", 2002
  6. Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М.: Статут, 2009. С. 111 - 116.
  7. Гончарова Н. Новое гражданское законодательство: договор поставки и ответственность // Хозяйство и право, 2007
  8. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Ч. II. М., 2006. С. 117.
  9. Гражданское право России. Часть вторая: Обязательственное право: Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2006. С. 169 - 170.
  10. Гражданское право. Курс лекции, Под. ред. О.Н. Садикова-М : Юридлитра. 2008
  11. Жуков А.В., СкворцовА.В. Договор поставки и ответственность по нему // Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", 2002
  12. Исанов С.Н. Проблемы определения срока оплаты по договору поставки// Адвокат, 2009
  13. Картужанский Л.И. Об основных условиях поставки // Вестник Ленинградского университета. 1950. N 10. С. 69, 72, 79.
  14. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части второй) под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина, Издательство "Юрайт", 2003
  15. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный), издание четвертое, исправленное и дополненное под ред. О.Н. Садикова, Юридическая фирма "КОНТРАКТ", Издательский Дом "ИНФРА-М", 2004
  16. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть вторая) под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова, МЦФЭР, 1996
  17. Кукина Т.Е. Предмет договора поставки // Право и экономика, N 1, 2010
  18. Маковский А.Л. Поставка (глава 16) // Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Текст, комментарии, алфавитно - предметный указатель / Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. М., 1996.
  19. Медведев М., Самоль М.  На что делать ставки в договоре поставки // Бизнес-адвокат, N 11, 2009
  20. Притыка Д.Н., Осетинский А.И. Правовое регулирование поставок. Киев: Издательство политической литературы Украины, 1989.
  21. Пустозерова В.М., Соловьев А.А. Договор поставки. М., 2007.
  22. Серветник  А.А. Применение гражданско-правовых норм в обязательствах по поставке товаров для государственных нужд // "Современное право", 2009
  23. Скворцов А.В. Ответственность без вины по договору поставки // Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения, N 4, 2002)
  24. Трапезников В. Обязательства, возникающие из договора поставки // Российская юстиция, N 4, 2011
  25. Ушаков Д. Сроки в договоре поставки и рыночные отношения // Законодательство и экономика, 2008
  26. ШичанинА.В., Гривков О.Д. Проблемы защиты прав продавца при нарушении покупателем своих обязательств, вытекающих из договора поставки // Право и экономика, 2010
  27. Шевченко Л.И. Регулирование отношений поставки: теория и практика. СПб., 2009. С. 211.
  28. Шевченко Л.И. Проблемы формирований договорных отношений поставки в условиях становления в Российской Федерации рыночной экономики: Автореф. дис... д-ра юрид. наук. Томск, 2001. С. 32 - 33.

Информация о работе Правовое регулирование поставок для государственных нужд