Правовое регулирование отношений возникших при оказании услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

В римском праве обязательство об оказании услуг именовалось locatio-conductio operarum и делилось на предоставление за плату физического труда и предоставление духовной деятельности. В российской дореволюционной цивилистике выделение обязательств об оказании услуг по общему правилу не проводилось. Так, Г. Ф. Шершеневич, давая классификацию договоров по их цели, выделял договоры о предоставлении пользования чужими услугами. К ним он относил личный наем, возмездное оказание услуг, перевозку, доверенность, комиссию, поклажу, товарищество

Работа содержит 1 файл

Глава 1.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

      Таким образом, условно можно выделить два вида оказания оккультных услуг:

      — уличные, насильно и незаконно навязываемые услуги, которые можно квалифицировать как мошенничество (ст. 159 УК РФ);

      — добровольные, основанные на договоре возмездного оказания услуг, за качество которых исполнитель (маг) не отвечает.

      Считаем, что запрет на оказание оккультных услуг — не выход из сложившейся  ситуации. Во-первых, поход к гадалке  для русского человека можно сопоставить с походом к психологу или психотерапевту. Во-вторых, этот запрет не будет соблюдаться в столь строгой форме. Крайне сложно на практике осуществить подобный запрет, что приведет к криминализации и без того сомнительного бизнеса. Наиболее целесообразна, на наш взгляд, легализация оккультных услуг с одновременным введением обязательного лицензирования их деятельности и контролем со стороны государственных органов. Очевидно, что определение качества оказываемых оккультных услуг, а также магических способностей самого колдуна представляется мало осуществимым. Однако государство может оградить граждан от возможного причинения вреда путем привлечения к работе в данной сфере лишь профессиональных психологов и психотерапевтов, а также обязательной медико-психологической экспертизы состояния самого «мага».(12)

3.4 Вопросу о природе социальных услуг

      Проводимые  в настоящее время реформирование социальной сферы, реализация приоритетных национальных проектов в образовании, здравоохранении, жилищной политике и сельском хозяйстве направлены на повышение качества жизни граждан Российской Федерации. Одним из признаков высокого качества жизни в цивилизованных государствах является возможность граждан пользоваться системой разнообразных услуг: информационных, правовых, транспортных, культурных, образовательных, медицинских и т. д.

Социальные  услуги являются неотъемлемым атрибутом современного социального государства. Значение этого явления приводит как к выделению самостоятельного этапа в развитии социального государства — государства социальных услуг, так и к рассмотрению функции по оказанию социальных услуг в качестве одной из сторон социальной деятельности современного государства.(11)

      В современных условиях особую социальную направленность имеют образование, медицинские услуги, социальное обеспечение. К сожалению, в ряде исследований сущность социального государства значительно сужается и социальные услуги рассматриваются исключительно с точки зрения потребностей социально незащищенных общественных групп. Между тем в условиях постиндустриального общества эти услуги важны не только для беднейших слоев населения, но для большей части общества. Цель этих услуг — содействие, а иногда и непосредственное обеспечение человеку достойной жизни и свободного развития.

      В ряде имеющихся исследований по проблемам  юридической природы социальных услуг в качестве критерия, позволяющего отграничить социальные услуги от иных публичных услуг, используется сфера жизни общества, в рамках которой происходит их реализация.

                                                                                                                                                                                                                   

      Публичный коллективный порядок предоставления социальных услуг отмечается также некоторыми судьями Европейского Суда по правам человека, хотя решения Суда в большинстве своем исходят из преобладания частноправового регулирования над публично-правовым в отношениях по социальному страхованию, где также имеют место социальные услуги.

К признакам  социальных услуг следует относить и то, что условия договора по предоставлению социальных услуг, а также обязанность сторон вступить в договор предусмотрены нормативными правовыми актами и полностью исключают свободу договора13.

Особые  финансовые условия и иные гарантии доступности этих услуг, которые  обеспечивает государство, и именно оно — также черта, отличающая социальные услуги от иных публичных услуг.

      Признаком социальных услуг является и тот факт, что они регулируются нормами специальных законов, не имеющих «прописки» в гражданском законодательстве, а образующих особый блок законодательства — социальное законодательство, в рамках которого можно объединить законодательство об образовании, здравоохранении, культуре, частично жилищное и семейное законодательство, трудовое законодательство и законодательство о социальном обеспечении.

      Следующий признак — преобладание императивного метода регулирования, характерного для публичного права, над диспозитивным, характерным для частного права18. Использование императивного метода привело, в частности, к тому, что ряд социальных услуг непосредственно вытекают из системы обязательного социального страхования и обязательного медицинского страхования (медицинская помощь в рамках программ ОМС).

      Полагаем, что к числу признаков следует  отнести и принятие государством (или иными публичными структурами, например, местным самоуправлением) на себя ответственности (полной или частичной) за социальные услуги.

      Право граждан на доступность необходимых  благ и услуг предполагает, что в условиях техногенного общества, когда значительно возрастает зависимость человека от системы этих благ и услуг, необходимо не только участие государства в создании, расширении и совершенствовании этой системы, но и вмешательство в процесс получения, пользования теми или иными достижениями цивилизации. Пункты 3 и 6 Декларации об использовании научно-технического прогресса в интересах мира и на благо человечества призывают: «Все государства должны принимать меры, направленные на то, чтобы достижения науки и техники служили целям удовлетворения материальных и духовных потребностей всех слоев населения». В подобном духе выдержана и ст. 17 Декларации социального прогресса и развития.(11)

      Социальное  обслуживание, включающее в себя совокупность соответствующих услуг, выступает в роли одного из тех «способов, при помощи которых создаются условия для удовлетворения социально-приоритетных потребностей, исходя из интересов общества». Будучи средством наиболее полной интеграции человека в общественную жизнь посредством пользования услугами современной инфраструктуры и достижениями цивилизации, право на обслуживание, как уже указывалось, не соответствует возрастанию доли потребления социальных услуг.

      Доступность услуг — это их важнейшая характеристика, особенно актуальная для социальных услуг в России. На доступность услуг влияет множество факторов, среди них: географический фактор, экономический, культурный, организационный, фактор социальной принадлежности. В связи с этим полагаем, что правовое регулирование в сфере социальных услуг, наряду с имеющей место тенденцией по их стандартизации, должно создать дополнительные гарантии доступности тех услуг, которые непосредственным образом связаны с реализацией социальных и культурных прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации.(11)

3.5. Расходы арендатора на коммунальные услуги

      Большинство российских организаций либо арендуют помещение для офиса, либо сдают его в аренду. Ранее арендовать помещения можно было лишь у государственных или муниципальных структур. В настоящее время недвижимость стала предметом инвестиций, сдачей в аренду помещений занимается немало коммерческих фирм. Они диктуют свои условия заключения договоров и оплаты, и арендаторы вынуждены соглашаться.

      Единственный  акт, на который следует ориентироваться  при анализе текста договора аренды, — это ГК РФ.

      Арендодатель  обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению этого имущества (п. 1 ст. 611 ГК РФ). Это означает, что, например, арендуемое помещение должно сдаваться в аренду в пригодном для ведения конкретного бизнеса состоянии — с освещением, отоплением, водоснабжением и т. д.

      За  пользование помещением арендатор вносит арендную плату, порядок, условия и сроки перечисления которой определяются, как правило, договором. Установление арендной платы подробно регулируется ст. 614 ГК РФ. Так, арендная плата обычно имеет вид определенных в твердой сумме платежей и включает предоставление арендатором определенных услуг. Размер ее допустимо изменять по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра величины арендной платы.

      Существуют  три наиболее популярных способа  оплаты коммунальных услуг при аренде недвижимости.(10)

      В первом случае арендатор с согласия арендодателя самостоятельно заключает  договор с коммунальными службами и рассчитывается непосредственно с ними.

      Во  втором — арендатор платит арендную плату, в которую включены «коммунальные» расходы.

      В третьем — арендодатель, получив  счета от коммунальных служб, перевыставляет их на имя арендатора в части потребленных им услуг.

     Самый удобный способ для обеих сторон, когда арендатор напрямую заключает договор с коммунальными службами и самостоятельно рассчитывается со снабжающей организацией. В этом случае коммунальщики выставляют счета непосредственно арендатору, а он оплачивает их и принимает НДС к вычету. Учесть для прибыли данные затраты можно как экономически обоснованные.

      Однако  заключить отдельный договор  можно, как правило, при долгосрочной аренде целого здания на длительный срок. Оформление отдельных присоединений — процесс сложный и поэтому при небольшом сроке аренды (менее 7—10 лет) нецелесообразный. Коммунальные службы почти всегда отказывают арендаторам в заключении отдельного договора даже при наличии у них отдельных приборов для учета потребляемых услуг, так как предпочитают иметь дело с собственником помещений.

      Если  коммунальные платежи включены в  арендную плату, то арендодатель выставляет арендатору к оплате счет с единой фиксированной суммой, включающей арендную плату и коммунальные платежи. Единственным неудобством является то, что размер арендной платы не может меняться чаще одного раза в год.

      Однако  в п. 11 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой (далее — Обзор) ВАС РФ разъяснил, что в течение года должно оставаться неизменным условие договора, предусматривающее твердый размер арендной платы либо порядок (механизм) ее исчисления. Поэтому в договоре можно предусмотреть, что арендная плата состоит из двух составляющих: постоянной (непосредственно арендной платы) и переменной (суммы коммунальных платежей, вносимых арендодателем поставщикам коммунальных услуг в пользу арендатора). Окончательный размер арендной платы будет каждый месяц определяться расчетным путем с расшифровкой составляющих в счете, направляемом арендатору. При таком механизме исчисления арендной платы вся сумма будет являться именно арендной платой.

      Если  арендодатель применяет общий налоговый  режим и не освобожден от обязанностей плательщика НДС, он обязан выставлять нанимателю счета-фактуры по облагаемым НДС операциям. При такой формулировке арендной платы арендодатель должен выставлять один счет-фактуру на сумму арендных платежей. В нем указывается общая сумма арендной платы, включающая постоянную часть (арендную плату) и переменную (коммунальные платежи).

      Допустимо рассчитывать коэффициент исходя из мощности подключенных электроприборов. Но такой способ применяется редко, так как он довольно трудоемок, поскольку необходимо учесть мощность каждого электроприбора в соответствии с его техническими показателями и специально фиксировать время его работы. В любом случае механизм расчета должен быть указан в договоре.

      Если  коммунальные платежи оплачиваются арендаторами отдельно, сверх арендной платы, то арендодатель вначале получает от поставщиков коммунальных услуг (с которыми у него установлены договорные отношения) счета за весь потребленный обьем. Затем арендодатель взимает с арендатора приходящуюся на его долю часть затрат по коммунальным платежам.

      Некоторые эксперты приводят формулировку п. 12 Обзора о том, что возложение на арендатора оплаты коммунальных услуг не может рассматриваться как форма арендной платы. Обращаем внимание на то, что в данном пункте Обзора была рассмотрена конкретная проблема, когда арендная плата отсутствовала и вместо нее арендатором выплачивались только коммунальные платежи. Суд решил, что отсутствие арендной платы ведет к тому, что арендодатель не получает никакого возмещения за пользование зданием, а оплата арендатором коммунальных услуг сама по себе не означает возмездное™ договора аренды. Поэтому ссылаться при рассмотрении вопроса о коммунальных платежах на указанный пример, полагаем, неправомерно.

Информация о работе Правовое регулирование отношений возникших при оказании услуг