Правовое регулирование брачно-семейных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 23:11, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении особенностей римского брачного права.
Задачи таковы:
1)проанализировать институты брака в римском праве; 2) изучить особенности различных видов брака; 2)определить формы заключения брака; личные и имущественные отношения между супругами.3) понятие отцовской власти усыновления.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………..2

1. Понятие и сущность древнеримской семьи………………………………………………...3

2. Эволюция природы римской семьи и изменение

правового статуса её членов…………………………………………………………….…..5

3. Исторические формы развития института брака по

римскому праву……………………………………………………..………………………..7

4. Личные и имущественные отношения между членами семьи………………………..…11

5. Понятие отцовской власти………………………………………………………………....14

6. Усыновление в римском праве……………………………………………………….……15

Выводы……………………………………………………………………………………....16

Источники………………………………………………………………………………….. 18

Работа содержит 1 файл

брачно-семейные отношения в риме +++ - копия.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

   Независимо  от формы брака на особом правовом положении находились две категории брачных имуществ: приданное (dos) и брачные дары (dos propter nuptias).

   Термином  приданное обозначаются вещи или  иные части имущества, предоставляемые  мужу женой, ее домовладыкой или третьим лицом для облегчения материальных затруднений семейной жизни.9 В древнереспубликанский период, когда браки почти всегда были cum manu, специальной регламентации правового положения приданного не было. Потому, если не было особого соглашения по этому вопросу, то приданное не выделялось из всего остального имущества, приносимого женой и поступало в собственность мужа. По мере утверждения браков sine manu для приданного как имущества, передаваемого мужу, был установлен особый правовой режим. Примерно за 2 века до н. э. стало входить в правило заключать устное соглашение, по которому муж принимал обязательство возвратить приданное в случае прекращения брака.

   В классический период приданое получает специальную регламентацию. О. Омельченко утверждает, что существовал особый документ о передаче приданого, который должен был содержать условия и оговорки относительно судьбы приданого при прекращении брака (идет ли оно после смерти жены мужу, после смерти мужа- жене, пределы возможных вычетов из стоимости приданого и т. п.)9  В случае прекращения брака приданое подлежит возврату. Если при установлении брака было заключено по этому поводу соглашение, на его основе и давался иск о возврате приданого.

   При Юстиниане привила о возврате приданого были упрощены через объединение двух ранее названных исков., по которым приданое передается полностью, но за вычетом суммы необходимых издержек.

   Брачные дары представляли собой как бы "приданое наоборот", это был подарок  жене от мужа соответственно с их общественным положением в ходе заключения брака, которым супруга как бы обеспечивалась на случай вдовства. Делать брачные дары требовали правила общественного приличия, хотя стороны не могли заявлять претензии об отсутствии таковых. По размеру это имущество соответствовало приданому. В течение брака оно оставалось в собственности и управлении мужа; в случае расторжения брака по вине мужа оно переходило к жене.  
 

    1. Понятие отцовской власти
 

   Семья в древнейший период римской истории  представляет законченный тип промежуточной патриархальной семьи, объединявший под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей, других родственников, а также рабов. Глава семьи и властелин древнейшей семьи - домовладыка, единственный полноправный гражданин, квирит.

   Гай называет институт отцовской власти ius proprium civium romanorum (строго национальным институтом римских граждан) и добавляет: «едва ли существуют еще другие люди, которые имели бы такую власть над своими детьми, какую имеем мы, т.е. римские граждане»10.

  Римское право различало способы установления отцовской власти над своими и чужими детьми.

  Отеческою властью (patria potestas) именуется особый вид господства одного лица над другим, рожденным от него в законном браке  или законом приравненным к естественно  рожденному. Это господство установлено не в интересах лица, которое ему подлежит, но в интересах субъекта господства - отца.

  Отцовская власть над своими детьми возникала, прежде всего, естественным образом, вследствие рождения ребенка в законном браке  по цивильному праву. Власть над детьми прижитыми вне брака - незаконнорожденными, могла быть установлена посредством узаконения (legitimatio).

  Самостоятельным лицом был только отец; сыновья  и дочери были лицами чужого права. Подвластный сын имеет и libertas, и ivitas; в области публичного права он стоит наряду с отцом, может занимать публичные должности (только не может быть сенатором), но в семье он всецело подчинен отцовской власти, притом независимо от возраста, и даже когда он уже состоит в браке и, быть может, имеет своих детей.

  Личные  права и обязанности родителей  и детей коренным образом были различны на разных этапах римской  истории. В древнейшее время отец имел право жизни и смерти, право  продажи детей и т.п. С течением времени эта власть смягчалась и  в конце концов свелась к праву применять домашние меры наказания детей, к обязанности детей оказывать уважение родителям и т.п.; родители и дети взаимно были обязаны в случае необходимости предоставлять друг другу алименты.

  Отцовская власть прекращается (Эманципация): смертью домовладыки; смертью подвластного; утратой свободы или гражданства домовладыкой или подвластным; лишением домовладыки прав отцовской власти; приобретением подвластным некоторых почетных званий.

  Отцовская власть прекращалась также эманципацией подвластного, т.е. освобождением из-под власти по воле домовладыки и с согласия самого подвластного. В праве юстинианового времени эманципация совершалась: получением императорского рескрипта, заносившегося в протокол суда; заявлением домовладыки, также заносившимся в судебный протокол; фактическим предоставлением в течение продолжительного времени самостоятельного положения подвластному. 

    1. Усыновление в римском праве
 

      Узаконение  осуществлялось посредством последующего (после рождения ребенка) вступления родителей в законный брак; в поздний период узаконение могло быть произведено посредством специального императорского указа. Можно выделить общие необходимые условия усыновления: усыновлять мог, как правило, мужчина; усыновитель должен быть persona sui iuris; усыновляемый должен быть младше усыновителя на 18 лет и больше.

  Установление  отцовской власти над чужими детьми производилось посредством усыновления. Различалось две формы усыновления: адрогация (adrogatio) и адопция (adoptio ).

  Адрогация - это такая форма усыновления, которая применялась в отношении лиц своего права. При этом вопрос об усыновлении решало народное собрание, которое расследовало причины и обстоятельства соответствующей просьбы усыновителя и усыновляемого.

  Адопция - форма усыновления лиц чужого права, то есть подвластных детей. Первоначально она совершалась в форме частной сделки - троекратной фиктивной продажи ребенка его натуральным отцом усыновителю. При Юстиниане эта архаичная форма усыновления была заменена рассмотрением просьбы об усыновлении в суде и вынесением соответствующего решения.

  В древности отцовская власть прекращалась только со смертью отца и при занятии  подвластным определенных сакральных должностей:фламина или весталки. В последующем было введено освобождение от власти отца лиц, занимающих высшие позиции в государственной или церковной иерархии. Но допускалось освобождение подвластного по воле отца. В республиканский период оно осуществлялось посредством тройной фиктивной продажи отцом сына доверенному лицу, которое троекратно отпускало его на свободу. Такой ритуальный акт носил название эмансипация (emansipatio). При Юстиниане эта архаичная процедура была заменена эмансипацией по решению суда.

Заключение 

      Таковы  основные явления в общей истории  римского брака. В ряду других народов  не только старого, но и нового мира Рим занимает в этом отношении  совершенно исключительное место. Везде  развитие брачных отношений начиналось с патриархальной семьи, в которой муж имеет неограниченную власть над женой, и везде это историческое развитие сводилось к постепенному ослаблению этой власти: идея права мужа над личностью жены сменяется идеей опеки над нею; а эта последняя – идеей главенства мужа в общесемейных делах. 

    Римское право, знавшее в начале также  только патриархальный брак брак с властью мужа (cum manu mariti– или, буквально, «брак с рукой»); созданием брака без власти мужа (sine manu mariti - «брак без руки»).), совершило сразу огромный исторический прыжок: оно сразу создало брак, в котором ни о каких правах мужа над личностью жены, даже ни о какой опеке над нею нет речи; оба супруга равны друг другу и независимы один от другого. Различия в этих двух формах были существенны для имущественных отношений в семье и для судьбы женщины в случае прекращения брака.

    С другой стороны, римское право смотрит  на этот брак, как на союз совершенно свободный, зиждущийся только на продолжающемся согласии супругов; по желанию каждого  он может быть расторгнут. Прекращался брак, заключенный по всем требованиям права, также только по правовым основаниям. Такими были смерть супруга, заявление об отказе от брачного союза – развод, утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением сословного положения (тем более – утратой свободы) или изменением гражданства. Римский брак допускал развод супругов (в христианскую эпоху развод постепенно был запрещен, а основания к прекращению брака определялись уже в преимущественной степени требованиями церковного права).

    Всякий  контроль государства, приводящий по необходимости  – то в большем, то в меньшем  количестве случаев (при отсутствии законных причин развода) – к принудительному  продолжению брака, римскому праву  был противен. Здесь римское право  далеко оставляет за собою все, даже самые современные, законодательства и свидетельствует о том, что признание полной свободы разводов отнюдь не ведет ни к разрушению семьи, ни к гибели общества.

    Жена  в правильном браке следовала  сословному и гражданскому положению своего мужа. Ее внутрисемейный статус был подчиненным: она приравнивалась как бы к дочери, а муж приобретал над нею власть домовладыки.

      Такова  общая основная идея римского свободного брака от первого момента его  появления в истории до законодательства Юстиниана, и даже христианская религия в Риме этого принципа не уничтожила. Таким последовательным проведением принципа равенства и свободы обеих сторон в браке римское право явило чрезвычайно любопытный пример разрешения трудной и острой проблемы.

     Таким образом, римское семейное право представляло собой собрание правовых установлений, регулирующих отношения лиц в римской семье: между мужем и женой, между мужем и женой и их детьми, между домовладыкой и лицами чужого права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Черниловский  З. М. Хрестоматия по всеобщей истории  государства и права. // XII таблиц М., 1996. С. 261 – 272.
  2. Косарев А. И. Римское право. М., 1986.
  3. Косарев А. И. Раннее римское право. — М.: Юрид. лит., 1989. — 160 с.
  4. Косарев А. И. Римское частное право: Учебник для вузов. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998. — 254 с.
  5. Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. // Институции Гая М., 1996. С. 273 – 281.
  6. Памятники римского права: Законы ХІІ таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. – М.: Зерцало, 1997.
  7. Бартошек М. Римское право: (Понятия, термины, определения). — М.: Юрид. лит., 1989. — 448 с.
  8. Новицкий И. Б. Римское право. — М.: МГУ им. Ломоносова, 1997. — 245 с
  9. Римское частное право / Под ред. Н. Б. Новицкого. — М.: Юристъ, 1996.
  10. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права—М:Юристъ, 1996.—576 с.
  11. Черниловский З.М.Лекции по римскому частному праву.—М.:Юрид.лит.,1991.—206 с.
  12. Омельченко О. А. Основы римского права. М.: "Манускрипт", 1994. с. 132.
  13. Римское частное право/под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского.М.:Юристъ,1996. с.  63.
  14. Всеобщая история государства и права/ под ред. К. Батыра. М.: Былина, 1995 с. 127. 
  15. Покровский И.А.. История римского права– СПб., изд-торг.дом «Летний сад», 1999. С.449- 458
  16. Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права: Учебник.-М.:Зерцало,2000.С.67.

Информация о работе Правовое регулирование брачно-семейных отношений