Правовое положение банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа и обобщения материалов практики, с использованием соответствующих нормативных актов изучить правовое поле деятельности банков на территории России.
Для достижения этой цели были поставлены следующие конкретные задачи:
- охарактеризовать банк как субъект хозяйственной деятельности;
- определить место банков в рыночной экономике;
- проанализировать практику создания и ликвидации банков;
- определить содержание банковских операций, выделить их особенности;
- рассмотреть вопросы взаимодействия Центрального банка России и коммерческих банков;
- представить выводы и рекомендации по совершенствованию нормативного регулирования деятельности банков на территории России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. История возникновения банков. 4
1.1 Возникновение банков за рубежом. 4
1.2 Возникновение банков на территории России 6
Глава 2. Организация и ликвидация Банков 9
2.1 Организация банков. 9
2.2 Ликвидация банков. 13
Глава 3. Функции банков 15
Глава 4. Государственное регулирование деятельности банков 20
Заключение 25
Список используемой литературы 27

Работа содержит 1 файл

Курсовая Банки.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

                    бизнес-план, утвержденный общим собранием учредителей;

                    протокол собрания учредителей (участников), содержащий решение об утверждении устава кредитной организации и кандидатур для назначения на должности руководителя кредитной организации и главного бухгалтера;

                    документы об уплате государственной пошлины и лицензионного сбора.

Помимо этого потребуются и сведения об учредителях. Кроме того, нужны собственноручно заполненные несколько экземпляров анкет кандидатов на ключевые должности топ­менеджеров банка, главного бухгалтера и его заместителей.

В договоре обязательно должна быть прописана обязанность учредителей создать кредитную организацию, был указан полный состав учредителей и содержалась информация о том, кто был избран председателем совета директоров. Кроме того, в договоре нужно привести сведения об имуществе, которое учредители передают банку, и о том, на каких условиях это происходит.

В учредительных документах необходимо обязательно предусмотреть, каким образом между партнерами будет распределяться будущая прибыль, и определить порядок выхода учредителей из КО. Кроме этого обязательно нужно отразить не только размер всего уставного капитала банка, но и размеры долей каждого учредителя. Наряду с этим должны быть приведены сведения о составе органов управления кредитной организации, их компетенции, а также о порядке принятия ими решений.

.

Помимо прочего  должны быть документы, подтверждающие право собственности или право аренды учредителя на помещение, в котором будет располагаться банк, и бумаги, свидетельствующие, что все требования, которые предъявляются к этому помещению, соблюдены.

После того как весь пакет документов будет подготовлен, бумаги направляются в учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению кредитной организации. При этом будущий банк должен обратиться с заявлением к руководителю Банка России, с тем чтобы была произведена государственная регистрация банка, и одновременно нужно ходатайствовать о выдаче лицензии. Вместе со всеми документами подается квитанция об уплате государственной пошлины. Срок рассмотрения документов в отделении Банка России не превышает трех месяцев. За это время служащие ЦБР проверят правильность указанных сведений и их достоверность, определят, соответствуют ли установленным требованиям помещения, где будет находиться банк и его службы, и составят итоговый акт, в котором это помещение признают или не признают годным для размещения банка. Если после рассмотрения всех документов будет вынесено положительное заключение, то далее бумаги направляются в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России. Получив все документы от своего учреждения, Банк России должен рассмотреть их и принять соответствующее решение. При этом общий срок, отведенный для вынесения решения, не должен превышать полугода с того момента, как документы будут получены от учредителей территориальным отделением Банка России. Рассмотрев представленные документы, Банк России обязан принять решение о государственной регистрации нового банка и в течение трех рабочих дней направить документы с сопроводительным письмом в налоговую инспекцию по предполагаемому местонахождению КО. Получив документы, регистрирующий орган в течение пяти дней обязан сделать соответствующую запись в государственном реестре юридических лиц.

Банк России в течение трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о кредитной организации уведомляет об этом ее учредителей и требует произвести в месячный срок оплату 100% объявленного уставного капитала банка, предварительно открыв корреспондентский счет для его оплаты, и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в единый государственный реестр юридических лиц.

Банк в месячный срок обязан произвести полную оплату уставного капитала и представить в учреждение Банка России подтверждающие документы. Это могут быть как платежные поручения с отметкой об исполнении, так и акты приема­-передачи имущества учредителей, внесенного в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации, на баланс КО.

Факт неоплаты или неполной оплаты уставного капитала в установленный срок является основанием для обращения Банка России в суд с требованием о ликвидации кредитной организации.

Следующим этап является лицензирование. Лицензия на право ведения банковских операций является обязательным условием для начала банковской деятельности. Эти лицензии выдаются Центральным Банком Российской Федерации. До получения лицензии  банковской деятельностью заниматься запрещено. Получив лицензию, Банк вправе совершать только те действия, которые в ней указаны. 

Лицензии, в зависимости от вида, разрешают банку:

                    размещать привлеченные во вклады (до востребования и на определенный срок) денежные средства юридических лиц от своего имени и за свой счет;

        открывать и вести банковские счета юридических лиц;

        осуществлять расчеты по поручению юридических лиц, в том числе банков­ корреспондентов, по их банковским счетам;

        инкассировать денежные средства, векселя, платежные и расчетные документы и вести кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

        выдавать банковские гарантии;

        осуществлять переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов);

        осуществлять куплю­-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

        привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы;

        осуществлять расчеты по поручению физических лиц по их банковским счетам;

        осуществлять расчеты по поручению физических и юридических лиц, в том числе уполномоченных банков­ корреспондентов и иностранных банков, по их банковским счетам;

                    создавать филиалы на территориях иностранных государств и приобретать акции (доли) в уставном капитале иностранных банков.

Отметим, что перечень данных операций является исчерпывающим.

Если в создании российского банка участвует иностранный капитал, то на это следует получить предварительное согласие Банка России. И если в двухмесячный срок вы не получите отказа, то операция считается разрешенной.

[2]

2.2 Ликвидация банков.

Ликвидация кредитной организации может произойти в связи с окончанием срока действия, отзывом лицензии, нарушений и т. п. Ликвидация - это прекращение деятельности предприятия без перехода прав и обязанностей третьим лицам. Конечными результатами ликвидации и подтверждением факта ликвидации предприятия является внесение об этом записи в Госреестр и получение свидетельства о ликвидации. Ликвидация - это достаточно сложный и трудоемкий процесс, занимающий в среднем 10-12 месяцев в зависимости от конкретной ситуации, но в некоторых случаях удавалось завершить все дела предприятия за 6-8 месяцев. Ликвидация может быть инициирована по решению ее участников или по решению суда. Процедура ликвидации требует безупречных бухгалтерских документов, так как при подаче заявления о ликвидации почти наверняка (как показывает практика) будет назначена налоговая проверка за весь период деятельности предприятия. Все сделки должны быть завершены и документы приведены в соответствие законным образом. На предприятии не должно оставаться никаких задолженностей, включая коммунальные платежи и расчеты с фондами. Все кредиты, выданные предприятию, должны быть возвращены. Хорошая аудиторская проверка - самое лучшее средство для предотвращения каких-либо неприятностей от налоговых органов.

              Как только подано заявление о ликвидации в налоговую инспекцию, создается ликвидационная комиссия, состоящая обычно из учредителей или ответственных работников предприятия. Ее задача - выявление кредиторов и получение дебиторских задолженностей, объявление о ликвидации в средствах массовой информации и управление всеми делами фирмы до полного прекращения работы предприятия. Два месяца это обычный срок предъявления требований кредиторов.

Юридическое лицо может быть ликвидировано [4]:

- по решению его учредителей (участников), либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

- по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых

актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

- Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

- Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или

иного фонда, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 Гражданского

Кодекса вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 настоящего Кодекса. [4]

Глава 3. Функции банков

 

К важным вопросам теории банка относится и вопрос о его функциях. Под деятельностью банков подразумеваются выполняемые операции. В связи с этим в перечне функций можно встретить такие, как осуществление платежного оборота, держание кассы, выдача кредита, управление и хранение ценных бумаг, покупка и продажа наличной и безналичной валюты, выдача гарантийных обязательств и др. - практически все операции, получившие статус обязательных для банка.

Функция как вид деятельности в некоторых случаях рассматривается не только с позиции отдельного банка (какие операции он выполняет), но и с позиции клиента банка.

Функция аккумуляции средств является первой функцией банка. Здесь не следует забывать о том, что, например, различные инвестиционные фонды, финансово-промышленные компании также собирают денежные ресурсы для инвестиций. В отличие от аналогичной функции банка данные субъекты собирают денежные средства для своих собственных целей, поэтому можно отметить, что данная функция в современном хозяйстве как бы лишь частично уступается другим субъектам хозяйства, не являющимся банками.

Вторая функция банка - функция регулирования денежного оборота. Банки выступают центрами, через которые проходит платежный оборот различных хозяйственных субъектов. Благодаря системе расчетов банки создают для своих клиентов возможность совершения обмена, оборота денежных средств и капитала. Регулирование денежного оборота достигается также посредством имитирования платежных средств, кредитования потребностей различных субъектов производства и обращения, массового обслуживания хозяйства и населения. Поэтому можно сделать вывод, что данная функция реализуется посредством комплекса операций, признанных банковскими и закрепленных за банком как денежно-кредитным институтом.

Третья функция банка - посредническая функция. Под ней зачастую понимается деятельность банка как посредника в платежах. Через банки проходят платежи предприятий, организаций, населения, и в этом смысле банки, находясь между клиентами, совершая платежи по их поручению, как бы наделены посреднической миссией. Однако понимание посреднической функции несколько глубже, чем посредничество в платежах, оно обращено не к одной операции, а к их совокупности, к банку как единому целому.

Как отмечалось ранее, через банки проходит денежный оборот как отдельно взятого субъекта, так и экономики страны в целом. Через банки осуществляется перелив денежных средств и капиталов от одного субъекта к другому, от одной отрасли народного хозяйства к другой. Посредством совершения операций по счетам банки совершают движение капиталов, аккумулируя их в одном секторе экономики, перераспределяют ресурсы и капиталы в другие отрасли и регионы. Перераспределяемые банками ресурсы не совпадают ни по размеру, ни по сроку, ни по сфере функционирования. Высвободившиеся ресурсы у одного субъекта и аккумулируемые банком не совпадают с потребностями другого. Банк, находясь в центре экономической жизни, получает возможность трансформировать (изменять) размер, сроки и направления капиталов в соответствии с потребностями хозяйства. Таким образом, посредническая функция банка - это функция трансформации ресурсов, обеспечивающая более широкие отношения субъектов воспроизводства и сокращение риска.

Сущность и функции банка определяют его роль в экономике. Под ролью банка следует понимать его назначение, то, ради чего он возникает, существует и развивается. Так же как и функция, роль банка специфична, она адресует к экономике в целом, к банку независимо от того, к какому типу он принадлежит (эмиссионному или коммерческому, сберегательному или инвестиционному и т.п.). Учитывая то, что банк функционирует в сфере обмена, его назначение и влияние на экономику необходимо прежде всего рассматривать через данную сферу.

Информация о работе Правовое положение банков