Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 00:00, лекция
Цена и качество – неотъемлемые характеристики, которые во многом позиционируют товар на рынке, определяют его конкурентоспособность, предложение и спрос на него. Начнем рассмотрение этих атрибутивных свойств товара с качества. Проблема качества так же стара, как и само человечество.
Тема 4. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ
1. Договор как основа качества товаров.
Цена и качество – неотъемлемые характеристики, которые во многом позиционируют товар на рынке, определяют его конкурентоспособность, предложение и спрос на него. Начнем рассмотрение этих атрибутивных свойств товара с качества. Проблема качества так же стара, как и само человечество. Собственно говоря, на протяжении всего существования люди только и занимаются тем, что совершенствуют качество продукции, работ и услуг, удовлетворяя свои потребности. В условиях острой конкурентной борьбы на современном рынке качество товаров, услуг и работ является важнейшим инструментом продвижения предприятиями своей продукции. Высокое качество товаров «необходимое условие выживаемости и развития организации в рыночной экономике.
Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Однако данная формулировка носит не законодательный, а рекомендательный характер.
Правовое регулирование
Законодатель не дает определения понятия качества. Несмотря на это, Гражданский кодекс и другие правовые акты обращаются к качеству как к одному из договорных и внедоговорных обязательств. Анализ норм Гражданского кодекса позволяет определить качество товара как соответствие его свойств уровню требований договора или закона, а также совокупность признаков, которые определяют его пригодность для использования по назначению.
Мы сейчас несколько заузим и проблемы качества и рассмотрим их через призму торговой деятельности и коммерческого оборота, которые, прежде всего, связаны со сделками купли-продажи товара. По общему правилу правовое регулирование качества в современных условиях характеризуется общедозволительной направленностью, соответствует принципу свободы договора и может быть выражено простой формулой: условия о качестве определяются договором. Так, в соответствии с пунктом 1 ст. 432 ГК КР продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. Следовательно, стороны самостоятельно определяют требования к качеству товаров.
В пункте 4 ст. 432 ГК КР отмечается, что если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий всем обязательным требованиям. По соглашению между продавцом и покупателем товар может соответствовать повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, установленными в предусмотренном законом порядке. В этих случаях договор должен содержать обязательные для сторон правила, установленные законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (п. 1 ст. 383 ГК КР). Принцип свободы договора при определении требований к качеству товара претерпевает ограничения в целях обеспечения публичных интересов. Эти ограничения закреплены законом от 22 мая 2004 года № 67 «Об основах технического регулирования» и иными правовыми актами.
Таким образом, исходным пунктом правового понимания проблемы качества является тот факт, что качество может регулироваться как договором, так и обязательными требованиями, установленными законом или иными правовыми актами. Теперь обратимся к условиям о качестве товаров, которые регулируются договором.
Фактически во всех договорах, связанных с коммерческим оборотом товаров и получивших распространение на товарных рынках, вопросы качества товаров весьма основательно регулируются и могут быть включены, а могут быть и не включены в договор. Порядок определения качества для этих случаев будет не одинаков.
Если условие о качестве не зафиксировано в договоре, возможны два варианта, определяющие порядок установления качества передаваемого товара. Их выбор зависит от информированности продавца о целях использования товара. При отсутствии такой информации продавец обязан передать покупателю товар, который пригоден для целей, в которых товар такого рода обычно используется (п. 1 ст. 432 ГК КР). Если же продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, то он обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями (п. 1 ст. 432 ГК КР).
В том случае, когда условие о качестве зафиксировано в договоре (стороны должным образом согласовали и внесли условий в содержание договора), продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи, то есть договор становится основным средством регулирования, соблюдения и улучшения качества товара. При наличии обязательных требований к качеству товара, установленных законом или иным правовым актом и если эти качественные параметры устраивают стороны, в договоре можно не делать никаких оговорок. Если стороны договариваются о более высоких требованиях к качеству товаров, в договоре лучше указать эти требования.
Целесообразно описать в договоре требования к качеству товара, установленные стандартами организаций, упомянуть название организации, стандарта, дату его утверждения. При отсутствии у одной из сторон текста стандарта следует предоставить его вместе с договором или в иной установленный срок, например в десятидневный. Такие меры обычно направлены на обеспечение безопасности покупателя от недобросовестных поставщиков и продавцов.
По общему правилу продавец обязан одновременно с передачей вещи передать относящиеся к ней документы, предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором (п. 2 ст. 418 ГК КР), в том числе те, в которых определены ее качественные параметры. К таким документам относятся технический паспорт, сертификат соответствия, инструкция по эксплуатации и т.п. В договоре можно конкретно определить порядок удостоверения продавцом сертификации товара. Это может быть условие о высылке продавцом сертификата, заверенного конкретным органом, либо об обязанности проставления знака соответствия или знака обращения на рынке на каждом изделии.
Также важно указать в договоре содержание маркировки и способа ее нанесения. Ст. 420 ГК КР установила правило, согласно которому товар не признается готовым к передаче, если он не маркирован или иным образом не идентифицирован для целей договора. Это означает, что при отсутствии маркировки товар не признается поставленным, а обязательство не считается исполненным.
Непосредственно с качеством товара связано условием о товаре и упаковке, т.к. одна из функций тары и упаковки – уберечь товар от порчи и повреждений. Поэтому, если товар по своему характеру требует затаривания и(или) упаковки, целесообразно предусмотреть в договоре обязанность продавца передать покупателю товар в таре и(или) упаковке или составить договор таким образом, чтобы эта обязанность вытекала из существа обязательства. Тогда за передачу товара без тары или упаковки, либо в ненадлежащей таре и упаковке поставщик будет нести ответственность, а покупатель будет вправе требовать от продавца затарить или упаковать товар либо заменить ненадлежащую тару и упаковку. Кроме того, вместо этих требований покупатель может предъявить продавцу требования, вытекающие из передачи товара ненадлежащего качества (ст. 438 ГК КР).
Обеспечение качества товаров в процессе купли-продажи поддерживается ответственностью поставщиков и продавцом, которая наступает, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента и не были оговорены продавцом. В этом случае покупатель по своему выбору вправе потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения собственных расходов на устранение недостатков товара. При наличии неустранимых недостатков, он вправе по своему выбору либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, либо потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
В деле обеспечения качества большое значение имеет гарантия качества товаров. Под гарантией качества товара следует понимать обещание продавца (изготовителя) поддерживать в товаре надлежащее качество в пределах гарантийного срока, а при понижении качества устранять недостатки проданного товара, обнаруженные в течение времени действия гарантии, с целью восстановления заданного в нем качества. Она может быть законной и договорной. Она может быть законной и договорной.
Действие законной гарантии распространяется на все виды товаров (в том числе на товары, в отношении которых установлена договорная гарантия) в определенный период времени. Для договора купли-продажи срок гарантии не может превышать двух лет (п. 2 ст. 440 ГК КР).
Договорная гарантия – это дополнительное
обязательство, по которому продавец ручается
за то, что товар будет
На качественные параметры товаров и их сохранность обращается серьезное внимание не только в договоре купли-продажи, но и в других видах договоров, используемых в торговом обороте. В частности, в коммерческой деятельности нередко приходится осуществлять хранение товара на товарном складе. Одна из целей отношений хранения – сохранение товара в целостности, включая предотвращение его порчи и повреждения. Товарный склад как хранитель должен обеспечить сохранность товара всеми мерами, предусмотренными правовыми актами, в том числе поддерживать температурный режим, соблюдать противопожарные, санитарные, охранные и иные правила, страховать имущество. Товар, переданный на хранение товарному складу, должен быть возвращен в том состоянии, в каком он был принят на хранение, с учетом его естественного ухудшения, естественной убыли или иного изменения вследствие его естественных свойств.
Права и обязанности сторон, связанные
с качеством товара, устанавливаются
также договорами перевозки грузов.
Во всех транспортных уставах и кодексах
на перевозчика возлагается
Таким образом, на проблему повышения качества можно оказывать влияние через систему договоров, Правильно составленный договор является мощным средством повышения качества товаров и инструментом защиты от недоброкачественной продукции.
2. Государственное регулирование качества товаров
В настоящее время качество товаров регулируется законодательством КР о техническом регулировании. Оно состоит из закона от 22 мая 2004 года № 67 "Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике", принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов КР.
Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации [употребление с пользой, напр. утилизация отходов, т.е. переработка], а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (ст. 1 Закона об основах технического регулирования).
Координационным органом, обеспечивающим согласованные действия заинтересованных органов исполнительной власти при решении вопросов в области технического регулирования, является Правительственная комиссия по техническому регулированию1.
Закон о техническом регулировании предусматривает необходимость разработки и принятия технических регламентов. Технический регламент – документ, принятый международным договором, вступившим в установленном законом порядке в силу, закон Кыргызской Республики или постановление Правительства Кыргызской Республики, устанавливающие обязательные для применения и соблюдения требования к объектам технического регулирования.
Объектами технического регулирования являются различные виды продукции, например здания, строения и сооружения, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Технические регламенты должны быть приняты в течение пяти лет со дня вступления в силу Закона о техническом регулировании. До принятия соответствующего регламента сохраняют свое действие ранее установленные нормативными правовыми актами требования, предъявляемые к объектам технического регулирования. Однако эти требования подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям принятия технических регламентов. Для того чтобы ограничить возможности произвольного и чрезмерного регламентирования требований к объектам технического регулирования, закон разрешает принятие технических регламентов только для строго установленных целей. Технические регламенты принимаются только в целях обеспечения безопасности: