Правовая защита информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 09:44, контрольная работа

Описание работы

Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

Содержание

Понятие и сущность правовой защиты информации
Нормативно-правовые основы ответственности за нарушение законодательства в сфере информации
Практическое задание
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная по правоведению.docx

— 32.61 Кб (Скачать)
  1. Понятие и  сущность правовой защиты информации
  2. Нормативно-правовые основы ответственности за нарушение законодательства в сфере информации
  3. Практическое задание

Список  использованной литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие и сущность правовой защиты информации

Информация1 - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

     Информация  в зависимости от категории доступа  к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

     Общедоступная информация — это общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

     Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

     Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

     Особой  разновидностью информации ограниченного  доступа является информация, составляющая профессиональную тайну (врачебная тайна, аудиторская тайна и т. д.), под которой понимается информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральным законом и (или) решением суда.

     Не  может быть ограничен доступ к:

  1. нормативным  правовым  актам,  затрагивающим  права 
    свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочие 
    государственных органов, органов местного самоуправления;
  2. информации о состоянии окружающей среды;
  3. информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, а также об использовании 
    бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих 
    государственную или служебную тайну);
  4. информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  5. иной информации, недопустимость ограничения доступ 
    к которой установлена федеральными законами.

     В зависимости от порядка ее предоставления или распространения информация подразделяется на:

  1. свободно распространяемую;
  2. предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в ее 
    ответствующих отношениях;
  3. подлежащую предоставлению или распространению в ее соответствии с федеральными законами;

4.распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

      Государственная тайна2 - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

      Государственную тайну составляют:

1) сведения в военной  области:

     о содержании стратегических и оперативных  планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил  Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных  Федеральным законом "Об обороне", об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании  мобилизационных ресурсов;

     о планах строительства Вооруженных  Сил Российской Федерации, других войск  Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

     о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных  материалов, используемых в ядерных  боеприпасах, о технических средствах  и (или) методах защиты ядерных боеприпасов  от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

о тактико-технических  характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива  или взрывчатых веществ военного назначения;

     о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве  и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

     о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о  вооружении, численности войск и  состояния их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2) сведения в области  экономики, науки  и техники:

     о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях  промышленности по изготовлению и ремонту  вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о  запасах стратегических видов сырья  и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании  государственных материальных резервов;

     об  использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения  обороноспособности и безопасности государства;

о силах  и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени  защищенности объектов административного  управления, о степени обеспечения  безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения  безопасности государства;

об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и  поставках (в денежном или натуральном  выражении) вооружения, военной техники  и другой оборонной продукции, о  наличии и наращивании мощностей  по их выпуску, о связях предприятий  по кооперации, о разработчиках или  об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной  продукции;

о достижениях  науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных  работах и технологиях, имеющих  важное оборонное или экономическое  значение, влияющих на безопасность государства;

о запасах  платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном  фонде драгоценных металлов и  драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов  в недрах, добычи, производства и  потребления стратегических видов  полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);

3) сведения в области  внешней политики  и экономики:

     о внешнеполитической, внешнеэкономической  деятельности Российской Федерации, преждевременное  распространение которых может  нанести ущерб безопасности государства;

     о финансовой политике в отношении  иностранных государств (за исключением  обобщенных показателей по внешней  задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение  которых может нанести ущерб  безопасности государства;

4) сведения в области  разведывательной, контрразведывательной  и оперативно-розыскной  деятельности, а также  в области противодействия  терроризму:

     о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной  деятельности и деятельности по противодействию  терроризму, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

     о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную  деятельность;

     об  организации, о силах, средствах  и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а  также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

     о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах  и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной  защиты, об информационно-аналитических  системах специального назначения;

     о методах и средствах защиты секретной  информации;

об организации  и о фактическом состоянии  защиты государственной тайны;

о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической  зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о расходах федерального бюджета, связанных с  обеспечением обороны, безопасности государства  и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

     о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения  безопасности государства;

     о мерах по обеспечению защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации от террористических актов;

     о результатах финансового мониторинга  в отношении организаций и  физических лиц, полученных в связи  с проверкой их возможной причастности к террористической деятельности.

      Система защиты государственной  тайны это совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

     Основные  задачи государственной системы  защиты информации:

• проведение единой технической политики, организация  и координация работ по защите информации в оборонной, экономической, политической, научно-технической и других сферах деятельности;

• исключение или существенное затруднение добывания  информации техническими средствами разведки, а также предотвращение ее утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, предупреждение преднамеренных специальных программно-технических воздействий на информацию с целью ее разрушения, уничтожения, искажения или блокирования в процессе обработки, передачи и хранения;

• принятие в пределах компетенции нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области защиты информации;

• общая  организация сил, создание средств  защиты информации и средств контроля эффективности ее защиты;

• контроль за проведением работ по защите информации в органах государственного управления, объединениях, на предприятиях, в организациях и учреждениях (независимо от форм собственности);

• анализ состояния государственной системы, выявление ключевых проблем в области защиты информации;

• определение  приоритетных направления государственной  системы защиты информации;

• нормативно-методическое и информационное обеспечение работ  по защите информации.

     Закон «О государственной тайне» закрепил создание ряда органов в области защиты государственной тайны, ввел институт должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, с одновременным возложением на них персональной ответственности за деятельность по защите государственной тайны в сфере их ведения. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Правовая защита информации