Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:35, реферат
Словосочетание "товарный знак" известно практически каждому. Однако далеко не всякий знает, что оно обозначает. Владеют данным вопросом специалисты - патентные поверенные, патентоведы. А что знают представители других профессий? Думается, что не очень много, хотя информация о товарных знаках может быть полезна как производителям, так и простому потребителю. Попробуем разобраться, что представляет собой товарный знак с юридической и экономической точек зрения.
Введение
1. Товарный знак как объект гражданских правоотношений
2. Регистрация товарного знака
3. Использование товарного знака
4. Передача товарного знака
5. Прекращение правовой охраны товарного знака
Заключение
Список использованной литературы
- промышленные образцы, права на которые принадлежат другим лицам;
Наибольшую сложность при реализации положений п. 2 ст. 7 представляет требование о запрете на регистрацию обозначений, воспроизводящих известные на территории Российской Федерации фирменные наименования (или их часть), принадлежащие другим лицам, получившим право на эти наименования ранее даты поступления заявки на товарный знак в отношении однородных товаров.
Правовая охрана товарного знака (торговой марки) в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации. Отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров, регулируются Гражданским кодексом РФ, часть четвёртая, "Право на товарный знак и право на знак обслуживания" .
Товарный
знак (торговая марка) может быть зарегистрирован
на имя юридического лица, а также
физического лица, осуществляющего
предпринимательскую
Заявка на регистрацию товарного знака (торговой марки) подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Заявка должна содержать:
заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, а также его местонахождения или местожительства;
заявляемое обозначение (8 шт. размером 8х8 см.) и его описание;
перечень
товаров, для которых испрашивается
регистрация товарного знака, сгруппированных
по классам Международной
Кроме того, к заявке должны быть приложены:
документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере;
устав коллективного знака, если заявка подается на коллективный знак;
копия свидетельства о регистрации ПБОЮЛ если товарный знак регистрируется на физическое лицо, осуществляющего предпринимательскую деятельность;
доверенность от Заявителя на имя Патентного поверенного, подписанная директором компании и скрепленная печатью, если заявка подается через Патентного поверенного.
Для предотвращения коллизий с ранее зарегистрированными товарными знаками и более ранними заявками в процессе рассмотрения рекомендуется проводить процедуру предварительного поиска тождественных/сходных регистраций/заявок. Первичная проверка на тождество и сходство с предшествующими регистрациями осуществляется бесплатно по базе Роспатента в Интернет (только зарегистрированные товарные знаки, поиск по словесному элементу). Расширенный поиск (включая также приоритетные заявки в стадии рассмотрения) осуществляется на платной основе в Патентном ведомстве России.
Товарные
знаки регистрируются, а заявителю
выдается свидетельство на товарный
знак если поданные на регистрацию
обозначения соответствуют
Срок
экспертизы товарного знака в
федеральным органом
В Законе провозглашен принцип обязательного использования знака. При этом под использованием в соответствии со ст. 22 понимается фактическое (реальное) применение знака на товарах, для которых знак зарегистрирован, и (или) их упаковке владельцем товарного знака или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора.
Применение
знака лицензиатом на основе лицензионного
договора рассматривается как
Исходя из принципа фактического использования, целью которого является интенсивное применение знака в хозяйственном обороте, устанавливается, что "номинальное" использование знака, предполагающее лишь извещение общественности о его существовании (через рекламу, печатные издания, официальные бланки, вывески, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Российской Федерации), может быть признано использованием лишь в случае, когда у владельца имеются уважительные причины неприменения знака непосредственно на товарах и/или их упаковке.
Российское
законодательство определяет принцип
обязательного использования
Таким образом, правомочие использовать знак является не только правом, но и обязанностью владельца. И если товарный знак не используется непрерывно в течение пяти лет с даты регистрации или пяти лет, предшествующих подаче заявления любого лица в Высшую патентную палату, то в силу положений п. 3 ст. 22 действие регистрации может быть прекращено досрочно полностью или частично.
Установление определенного времени, по истечении которого регистрация знака может быть аннулирована, является характерным для законодательств в этой области.
Это время дается для налаживания производства товаров, осуществления подготовительных операций для маркировки их товарным знаком, организации реализации товаров, изучения таможенных правил и т.д. Сроки возможного непрерывного неиспользования знаков, зафиксированные в законодательствах зарубежных стран, неодинаковы. В большинстве из них, как и в российском Законе, они составляют пять лет.
При решении вопроса о досрочном прекращении действия регистрации товарного знака в связи с его неиспользованием в соответствии с п. 3 ст. 22 Закона, могут быть приняты во внимание представленные владельцем товарного знака доказательства того, что товарный знак не использовался по не зависящим от него обстоятельствам.5
Особо регулируется в Законе использование товарных знаков при посреднических операциях. В силу п. 2 ст. 22 посредники (дистрибьюторы, перепродавцы и др.) могут на договорной основе применять либо свой товарный знак совместно с товарным знаком изготовителя, либо свой товарный знак вместо товарного знака изготовителя.
В соответствии со ст. 23 регистрация товарного знака не дает права его владельцу запретить использование этого товарного знака другим лицам в отношении товаров, которые были введены в хозяйственный оборот непосредственно самим владельцем товарного знака или с его согласия. Речь идет об использовании знака в стране регистрации, т.е. на территории России. При этом обязательным условием является то, что товары не должны подвергаться какому-либо изменению, например разбавляться, смешиваться с другими или даже переупаковываться.
На охрану прав владельцев знаков и защиту интересов потребителей направлена ст. 24, декларирующая право владельца проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку, указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Российской Федерации.
Предупредительная маркировка представляет собой специальное обозначение, свидетельствующее о том, что товарный знак охраняется, что гарантирует покупателю приобретение товара именно того изготовителя, на которого он рассчитывает.
Важным
правомочием владельца
В России предусмотрена свободная передача права на товарный знак, т.е. возможность его купли-продажи или предоставления лицензии на него, при этом без обязательного полного или частичного отчуждения предприятия, которое использует этот знак. 6
Лицензия на товарный знак представляет собой соглашение, в соответствии с которым владелец товарного знака на определенных условиях передает свой знак третьему лицу. В зависимости от объема передаваемых прав лицензия может быть: исключительная - в течение определенного периода товарный знак использует только лицо, получившее лицензию; неисключительная (простая) - право на использование имеет лицензиар и лицензиат. При этом владелец знака - лицензиар - может заключать лицензионные договора с другими лицами; сублицензия - лицензиат может сам предоставлять третьим лицам лицензии.
Кроме
этого, различают лицензии: полные,
когда право на использование
товарного знака касается всех товаров,
в отношении которых
Заключение лицензионного договора дает возможность владельцу товарного знака не только получить определенный доход и сделать свой знак более известным (за счет расширения границ его использования и увеличения объемов поставок), но и иногда сохранить саму регистрацию товарного знака. Необходимость в этом появляется тогда, когда по каким-то форс-мажорным обстоятельствам над владельцем нависает угроза непрерывного неиспользования товарного знака в течение пяти лет. В этом случае спасти знак от аннулирования можно, исходя из положений п. 1 ст. 25, заключив лицензионный договор.
Российским
законодательством
В
договоре в обязательном порядке указывается
предмет договора (номер свидетельства
на товарный знак, в отношении которого
заключен договор), вид передачи товарного
знака (уступка или лицензия), объем передаваемых
прав (вид лицензии, территория и срок
ее действия; товары, в отношении которых
уступается товарный знак или предоставляется
лицензия). Договор об уступке товарного
знака, исходя из ст. 25 Закона, не регистрируется,
если такая уступка может явиться причиной
введения в заблуждение потребителя относительно
товара или его изготовителя. В соответствии
со ст. 26 Закона лицензионный договор должен
содержать условие о том, что качество
товаров лицензиара будет не ниже качества
товаров лицензиата и что лицензиат будет
осуществлять контроль за выполнением
этого условия. Изменения лицензионного
договора также подлежат регистрации
в Патентном ведомстве, в частности, в
отношении: определения сторон договора,
предмета договора, вида передачи знака,
объема передаваемых прав. Зарегистрированные
в установленном порядке договоры вступают
в силу с даты их регистрации.