Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:46, контрольная работа
Главным признаком правового государства, обязательным условием его построения
является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной
культуры правоохранителей и других должностных лиц.
Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей
из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой
действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в
правовых явлениях социально полезного и ценного.
Введение 3
Глава 1. Правовая культура: понятие, структура, функции 5
Глава 2. Правовое воспитание и правовое обучение в процессе формирования
правовой культуры
11
Глава 3.Задачи правовой культуры и её роль в правотворческой и
правоприменительной деятельности
18
Заключение 26
Список использованной литературы 28
котором народу недоступно знание права. Человеку, как существу
духовному, невозможно жить на земле вне права..».13
Правовая культура
взаимодействует с другими
политической, нравственной, религиозной, эстетической и т.д. при этом, в
специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и
особенности, свойственные как господствующей культуре данного общества, так и
отдельным ее областям.
По мнению профессора В.В.Лазарева «обеспечение максимального взаимного
соответствия между всеми элементами правовой культуры – магистральная линия
укрепления в обществе законности и правопорядка»14
._____________________________
12В.В.Лазарев.
Общая теория права и
13И.А.
Ильин. О сущности
14В.В.Лазарев.
Общая теория права и
Глава 2. Правовое воспитание и обучение как средство формирования правовой
культуры.
Правовая культура общества нуждается в систематическом рационально
формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система мер,
направленных на формирование политико-правовых идей, норм, принципов,
представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает
как правовое воспитание. Другими словами, правовое воспитание—это
формирование у граждан и в обществе правовой культуры. Данный процесс
осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными
заведениями, обществом в целом.
Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность по трансляции
(передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов
разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое
воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой
культуры общества в целом.
Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом
случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой
социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в
целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц -
представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у
граждан, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую
деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на
других право воспитательное воздействие. Однако такое воздействие на
окружающих все-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком
смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой
культуры человека, группы людей и общества в целом.
Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о
государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности
правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на
законопослушное поведение. Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и
происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе
разнообразной социальной практики. Однако целью правового воспитания является
«создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого
человека правовых ценностей».15
Рассмотрим основные элементы механизма правового воспитания как
деятельности, направленной на повышение правовой культуры человека. Прежде
всего, это конкретные
способы организации
правовое обучение, правовая работа в связи с теми или иными конституционными
мероприятиями (референдумы, выборы и т. д.), пропаганда права средствами
массовой коммуникации, художественной литературой.
Другим «важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные
методы правовоспитательной работы — приёмы, способы разъяснения
политико-правовых
идей и принципов в целях
личности в интересах правопорядка».16 К
ним относятся многообразные приёмы эмоционального, педагогического воздействия
на воспитуемых: убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение. Эти способы
часто применяются в юридической практике.
К методам правового воспитания относится правовое просвещение. Процесс
распространения правовых знаний служит росту общей правовой культуры. Главная
его цель — «воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки
широких слоёв населения России»,17
овладение населением основами юридических знаний, понимание социальной и
юридической ответственности. Воспитательная работа поднимает индивидуальное
правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и
требований, отвечающих интересам всего общества, государства»
18. Формирование
позитивного отношения к
своих прав и обязанностей перед государством и обществом является составной
частью правовой культуры.
Система мероприятий правового обучения включает в себя работу специальных
правовых курсов, школ, семинаров, проведение которых осуществляют
государственные и общественные органы, как на коммерческой, так и на бюджетной
основе. Задача правового обучения — ознакомить население с образцами и
идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой
защищённости, а, следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в
России. К сожалению, в настоящее время ценностное, эмоциональное воздействие
правового воспитания очень сильно ограничено реальной правовой практикой, так
как невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые
отсутствуют в сознании и деятельности людей данного общества и не всегда опыт
других стран можно применить в России. Пустые декларации и демагогические
заявления (как политическими лидерами перед населением, так и простыми
воспитателями и учителями перед детьми и юношеством) пагубно сказываются на
процессе формирования правовой культуры общества. К тому же на роль воспитателя
годится далеко не каждый. В общественном масштабе им может стать выдающийся
человек, который «раскроет» людям глаза на истинное положение дел в области
правовой культуры общества.19
Большую роль в правовом воспитании играют средства массовой информации. К
формам правовоспитательной работы через средства массовой информации
относятся беседы на правовые темы, дискуссии по актуальным вопросам политико-
правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон», комментарии
нового законодательства специалистами и т.д. Практикой выработаны такие формы
массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по
юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-
практические конференции, сборы. Однако, в связи с ломкой общественного
сознания и переориентацией человеческих ценностей, произошедшей в нашей
стране за последнее десятилетие, их удельный вес сократился. Эта форма работы
не пользуется популярностью в обществе и проводится только в период
избирательных или иных конституционно необходимых мероприятий.
Серьёзным недостатком нынешней практики воспитательной работы в юридической
области является недооценка организационных форм, рассчитанных на молодёжную
аудиторию: школьных правовых олимпиад, диспутов на темы права, морали. На новом
этапе развития государственного устройства важно сохранить этот опыт работы с
молодёжью, стимулировать его развитие на новом политико-правовом фундаменте.
Рост преступности, снижение социальной защищённости требуют активизации работы
по разъяснению прав личности, «возможностей (немало возросших) по судебному
обжалованию незаконных и необоснованных действий, возмещению ущерба,
пользованию теми или иными гражданскими, политическими, имущественными
правами».20
Немаловажную роль в формировании правовой культуры общества играют такие
средства информации как газетная, журнальная статья, театральные постановки,
кино и телевидение. Однако большинству журналистских публикации и сценариев
фильмов не хватает глубины и всесторонности при исследовании проблемы
воспитания чувства уважения к правам, свободам людей, разъяснения новых
юридических видов социализации человека. Законы жанра, характерные для средств
массовой информации, предполагают сенсационность при отборе материала. «Это
приводит к определённому смещению ракурса, рассматриваемого журналистом события
на «кровавые разборки», описание патологии преступника (сексуальный маньяк и
прочее), утрирование изощрённости или жестокости совершённого преступления».
21 О какой правовой культуре общества может идти речь, когда газеты и
журналы изобилуют сценами криминальной жизни, на экранах телевизоров грабёж и
убийства на фоне сладкой, беспечной жизни богатых людей. В последнее время
появилась тенденция принятия отрицательного опыта зарубежных стран в деле
правового воспитания через кинофильмы и журналы. Помимо развития нездоровых
тенденций, подражания криминальным элементам в молодёжной среде, «общество
оказалось лишённым объективной картины, отражающей не только преступления и его
генезис, но также и все следующие за преступлением этапы правоприменительной
деятельности»22.
Правовая культура предполагает умение грамотно и юридически обоснованно
говорить. Раскрытие правовой терминологии, языка юридических актов, толкование
и разъяснение содержания законов являются составной частью правового
просвещения граждан. От правоведов, в свою очередь, требуется умение правильно,
на профессиональном уровне составлять тексты юридических актов, употреблять в
своей речи правильные в этическом смысле слова. Им не позволено выражаться