Право социального обеспечения как отрасль права, его отличие от других отраслей права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:13, реферат

Описание работы

Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Содержание

1.Понятие социального обеспечения нетрудоспособных граждан и его основные виды: материальное обеспечение, социальное страхование, социальное обслуживание
2.Производные правоотношения по накопительному пенсионному обеспечению
3.Структура и система правоотношений в системе накопительного пенсионного обеспечения.

Работа содержит 1 файл

ответ.1.docx

— 37.88 Кб (Скачать)

- гарантии государством сохранности  пенсионных накоплений в размере  фактически внесенных обязательных  пенсионных взносов с учетом  уровня инфляции на момент  выхода вкладчика на пенсию;

- обязательного предоставления  накопительным пенсионным фондом  своему вкладчику либо получателю  информации о состоянии его  пенсионных накоплений;

- государственного регулирования  деятельности участников накопительной  пенсионной системы (накопительных  пенсионных фондов (НПФ), банков-кастодианов и организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА)), включающего: лицензирование и пруденциальное регулирование НПФ, ООИУПА, банков — кастодианов, мониторинг их деятельности на основе финансовой и статистической отчетности, а также ежегодного аудита годовых финансовых отчетов; введение обязательных для исполнения требований по управлению и диверсификации пенсионных активов;

 

- хранение денег и ценных  бумаг в банке-кастодиане, который не может быть аффилированным с НПФ либо ООУИПА;

- контролирование банком-кастодианом целевого размещения пенсионных активов;

- дифференцированный учет собственных  и пенсионных активов в накопительном  пенсионом фонде;

- невозможность обращения взысканий  на пенсионные активы по долгам  вкладчика, НПФ, банка-кастодиана и ООУИПА, включая случаи ликвидации или банкротства.

Кроме того, в течение всего переходного  этапа к накопительной пенсионной системе государство несёт обязательства  перед гражданами, имевшими трудовой стаж до начала пенсионной реформы, а  также гарантирует состоявшимся пенсионерам право на получение  пенсий и сохранение их получаемого  размера из Государственного центра по выплатам пенсий с учетом уровня инфляции.

Накопительная пенсионная система  обязывает задействованное в  ней население нести самостоятельную  ответственность за уровень своего дохода после выхода на пенсию, так  как источником пенсионных выплат станут сформированные ими на индивидуальных пенсионных счетах накопления. Кроме  того, каждому гражданину предлагается возможность за счет добровольных пенсионных взносов увеличить свои накопления и тем самым обеспечить себе более  высокий доход после завершения трудовой деятельности.

Кроме создания финансово устойчивой и полностью финансируемой системы, пенсионные накопления вкладчиков способствуют усилению экономики посредством:

-  увеличения накоплений населения  страны в целом;

-  финансирования развития организаций  и инфраструктуры;

-  способствования развитию  рынка капитала;

-  поддержки развития финансового  сектора;

-  стимулирования развития новых  финансовых инструментов;

-  поддержки развития страховой  индустрии;

-  развития новых правовых  концепций, таких, как фидуциарий, траст и т.д.

Накопительные пенсионные фонды работают над тем, чтобы ваши отчисления работали на экономику страны и приносили  вам так называемый инвестиционный доход. При этом деятельность пенсионных фондов строго регулируется государством, что позволяет свести к минимуму инвестиционные риски. Если пенсионный фонд несет определенные потери, то он обязан возместить вам ущерб. Пенсионными  фондами управляют управляющие  компании, которые вырабатывают стратегию  вложений средств. В результате такой  системы вы, не прилагая усилий, не только копите на свою старость, но и имеете возможность получать инвестиционный доход со своих отчислений, ваши деньги работают на экономику страны, и бюджет несет минимальные потери на социальное обеспечение пенсионеров. В то же время если вас не устраивают результаты работы фонда, к примеру, уровень дохода, то вы вправе поменять фонд и перенести свой пенсионный капитал в другой фонд, где, на ваш  взгляд, более оптимальные возможности  для роста инвестиционного дохода капитала.

Инвестиционное управление пенсионными  активами пенсионных фондов осуществляется организациями, осуществляющими инвестиционное управление пенсионными активами или  пенсионным фондом самостоятельно при  наличии у него соответствующей  лицензии. Организация, осуществляющими инвестиционное управление пенсионными активами накопительных пенсионных фондов, является юридическим лицом, профессиональным участником рынка ценных бумаг и создается в форме акционерного общества в установленном законодательством Республики Казахстан порядке /7/. В своей деятельности накопительные пенсионные фонды, организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами и банк-кастодиан по отношению друг к другу руководствуются положением трехстороннего кастодиального договора, в котором подробно оговариваются права и обязанности каждой из сторон и все возникающие правоотношения. Взаимодействие между этими тремя юридическими участниками пенсионного обслуживания происходит по следующей схеме: в соответствии с договором о пенсионном обеспечении между пенсионным фондом и вкладчиком взносы вкладчика-получателя поступают в банк-кастодиан, с которым у фонда заключен кастодиальный договор, на специально открытый для этого инвестиционный пенсионный счет фонда.

ООИУПА, как следует из их названия, управляют пенсионными активами, инвестируя их в различные инструменты, разрешенные законодательством. Пенсионный фонд заключает договор с управляющей  компанией, и та, исходя из собственного опыта и собственной стратегии, заставляет пенсионные накопления работать за счет покупки и продажи финансовых инструментов.

У этих игроков рынка две основные задачи: инвестировать пенсионные активы и регулярно производить их оценку. Помимо этого, ООИУПА должна регулярно  отчитываться о своей деятельности перед АФН и НПФ, а также через СМИ – перед вкладчиками фондов. ООИУПА значительно отличаются от других инвестиционных компаний. Во-первых, они ограничены в выборе направлений для инвестирования. Перечень инструментов, в которые ООИУПА могут вкладывать пенсионные накопления, определяется Агентством финансового надзора. Это наиболее надежные инструменты с невысокой доходностью, но зато с минимальной степенью риска. Во-вторых, если клиент обычной инвестиционной компании разделяет вместе с этой компанией риски инвестирования, то в случае с ООИУПА пенсионный фонд вправе потребовать от нее возмещения убытков, вызванных ненадлежащим управлением пенсионными активами. ООИУПА несет ответственность по своим обязательствам перед накопительным пенсионным фондом и перед вкладчиками всем принадлежащим ей имуществом. В-третьих, законодательство предъявляет к самой ООИУПА, а также к ее акционерам и руководителям целый ряд требований и ограничений, которые не действуют для других инвестиционных компаний.

Третий элемент системы –  банк-кастодиан, который не может быть аффилированным с НПФ либо ООУИПА, хранит пенсионные деньги и контролирует их целевое размещение. Ежемесячно он информирует НПФ о состоянии его счетов и о деятельности ООИУПА. У накопительного пенсионного фонда должен быть только один банк-кастодиан. Но банк может обслуживать одновременно несколько фондов. Банк-кастодиан – банк, осуществляющий деятельность по фиксации и учету прав по ценным бумагам, хранению документарных ценных бумаг и учету денег клиента. Банк-кастодиан контролирует целевое размещение пенсионных активов НПФ и обязан блокировать (не исполнять) поручения ООИУПА или НПФ в случае их несоответствия законодательству РК. Более того, закон предусматривает, что кастодиан в таком случае должен незамедлительно уведомить об этом уполномоченный орган и НПФ.

Эта система независимых элементов  позволяет поддерживать высокий  уровень надежности работы пенсионного  капитала.

Помимо трех основных элементов  рынка большую роль в работе пенсионной системы играют Агентство Республики Казахстан по финансовому надзору (АФН) и Казахстанская фондовая биржа (KФБ).

Роль государственного регулятора осуществляет Агентство Республики Казахстан по регулированию и  надзору финансового рынка и  финансовых организаций. АФН регулирует и контролирует деятельность банков, пенсионных фондов и ООИУПА, профессиональных участников фондового рынка, страховых  компаний и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. АФН ежемесячно на своем сайте предоставляет сведения о собственном капитале, обязательствах и активах НПФ, о коэффициенте номинального дохода НПФ, по пенсионным накоплениям и количеству пенсионных счетов вкладчиков в НПФ, по процентному, кредитному, фондовому и валютному рискам, инвестиционную структуру портфелей НПФ, а также текущее состояние фондов. Также в его работу входит составление сводных отчетов по балансу и отчету о прибылях и убытках НПФ. В соответствии с Законом РК от 4 июля 2003 года «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» в перечень функций АФН входит:

1) в случаях, предусмотренных  законодательными актами Республики  Казахстан, выдавать и отзывать  разрешения на открытие (создание) финансовых организаций, их добровольную  реорганизацию и ликвидацию, давать  согласие на открытие подразделений  финансовых организаций, а также  определять порядок выдачи указанных  разрешений и согласия;

2) в случаях, предусмотренных  законодательными актами Республики  Казахстан, давать согласие либо  отказывать в даче согласия  на избрание (назначение) лиц на  должности руководящих работников  финансовых организаций, а также  определять порядок дачи указанного  согласия либо отказа в даче  согласия;

3) устанавливать порядок выдачи, приостановления и отзыва лицензий  на осуществление профессиональной  деятельности на финансовом рынке  в случаях, предусмотренных законодательными  актами Республики Казахстан,  выдает, приостанавливать и отзывать  указанные лицензии;

4) издавать нормативные правовые  акты, обязательные для исполнения  финансовыми организациями, потребителями  финансовых услуг, другими физическими  и юридическими лицами на территории  Республики Казахстан;

5) утверждать пруденциальные нормативы и иные обязательные к соблюдению нормы и лимиты для финансовых организаций, в том числе на консолидированной основе;

6) устанавливать перечень, формы,  сроки и порядок представления  отчетности (за исключением финансовой  и статистической отчетности) финансовыми  организациями и их аффилированными  лицами;

7) осуществлять контроль за соблюдением финансовыми организациями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и стандартов бухгалтерского учета, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан;

7-1) направлять своего представителя  для участия в общем собрании  акционеров финансовых организаций;

8) проверять деятельность финансовых  организаций и их аффилированных  лиц в случаях и в пределах, предусмотренных законодательными  актами Республики Казахстан,  в том числе с привлечением  аудиторской организации;

9) определять порядок применения  и применять к финансовым организациям  ограниченные меры воздействия  и санкции, предусмотренные законодательными  актами Республики Казахстан;

10) по согласованию с Правительством  Республики Казахстан принимать  решение о принудительном выкупе  акций финансовых организаций  в случаях, предусмотренных законодательными  актами Республики Казахстан;

11) осуществлять контроль за деятельностью ликвидационных комиссий финансовых организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан;

12) публиковать в средствах массовой  информации сведения о финансовых  организациях (за исключением сведений, составляющих служебную, коммерческую, банковскую или иную охраняемую  законом тайну), в том числе  информацию о мерах, принятых  к ним.

В целом деятельность АФН направлена на повышение уровня защиты прав и  интересов потребителей финансовых услуг, а также формирования стабильного  отечественного финансового рынка.

Биржа работает как специализированный торговый центр, где продают и  покупают различные финансовые инструменты, а также валюту. Это та площадка, где НПФ осуществляют операции с  пенсионными накоплениями. При вложении денег в различные инвестиционные инструменты, в основном это ценные бумаги, пенсионные накопления превращаются в пенсионный актив. Биржа является ведущим региональным финансовым рынком, на котором инвесторы со всего  мира имеют возможность торговать  финансовыми инструментами широкого спектра с минимальными расчетными рисками и в соответствии с  наилучшей международной практикой, а также пользоваться многообразными и качественными сопутствующими услугами биржи.

Стратегия развития АО «Казахстанская фондовая биржа» на 2007–2010 годы. В 2006–2008 годах в Казахстане действовали  две биржевые площадки: основная (KФБ) и специальная торговая площадка (СТП) под эгидой регионального финансового центра Алматы (РФЦА), причем последняя отличалась упрощенными процедурами доступа. В 2008 году было решено объединить две торговые площадки, соединив преимущества каждой из них. Процесс объединения площадок был распределен на несколько этапов: разработку новых единых листинговых требований для обеих площадок, реклассификацию списков обеих площадок и объединение двух списков. При этом налоговые льготы, предусмотренные для участников РФЦА, будут распространены на весь рынок. Для новой объединенной площадки разработаны единые правила, которые регламентируют права и обязанности эмитентов, биржи и финансовых консультантов, листинговые процедуры и сборы, раскрытие информации, торги и другое. В Казахстане доступ к торговле на организованном рынке имеют только члены биржи – 101 организация. Это профессиональные брокерско-дилерские конторы и компании, управляющие инвестиционными портфелями. Инвесторы (как частные, так и юридические лица) могут покупать и продавать ценные бумаги, а также другие финансовые инструменты на бирже только через профессиональных участников рынка. То есть, если вы, как частное лицо, захотите купить акции или облигации, вы должны будете обратиться в брокерско-дилерскую контору и подать соответствующую заявку на покупку. ООИУПА являются членами биржи и совершают сделки по купле-продаже финансовых инструментов на KФБ без посредников, напрямую.

Информация о работе Право социального обеспечения как отрасль права, его отличие от других отраслей права