Право социального обеспечения как отрасль права, его отличие от других отраслей права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:13, реферат

Описание работы

Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Содержание

1.Понятие социального обеспечения нетрудоспособных граждан и его основные виды: материальное обеспечение, социальное страхование, социальное обслуживание
2.Производные правоотношения по накопительному пенсионному обеспечению
3.Структура и система правоотношений в системе накопительного пенсионного обеспечения.

Работа содержит 1 файл

ответ.1.docx

— 37.88 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РК.

Казахский Национальный Университет  имени Аль-Фараби

Юридический факультет

Кафедра теории и истории  государства и права, конституционного и административного права.

 

 

 

Реферат

     

Право социального обеспечения как отрасль права, его отличие от других отраслей права.

 

АВТОР:

 

РУКОВОДИТЕЛЬ:

 

 

 

 

 

 

 Алматы 2012

 

 

 

 

 

 

Содержание:

1.Понятие социального обеспечения  нетрудоспособных граждан и его  основные виды: материальное обеспечение,  социальное страхование, социальное  обслуживание

2.Производные правоотношения по  накопительному пенсионному обеспечению

3.Структура и система правоотношений  в системе накопительного пенсионного  обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие социального  обеспечения нетрудоспособных граждан  и его основные виды: материальное  обеспечение, социальное страхование,  социальное обслуживание

Социальная защита населения —  это одно из важнейших направлений  социальной политики государства, заключающееся  в установлении и поддержании  общественно необходимого материального  и социального положения вАШне всех членов общества.

Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного  уровня доходов для тех слоев  населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы социальной защиты:

гуманность;

адресность;

комплексность;

обеспечение прав и свобод личности.

Социальное страхование — защита экономически активного населения  от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется  социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или  иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных  стандартов, и выступает важнейшим  элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и  услуг, оказываемых отдельным лицам  или группам населения социальными  службами для преодоления жизненных  трудностей, поддержания социального  статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб  по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

 

Система учреждений социального обслуживания в России развивается весьма быстрыми темпами. За период 1998-2004 год общее  количество учреждений социального  обслуживания увеличилось на треть. При этом число учреждений для  престарелых и инвалидов выросло  по сравнению с 1985 годом более  чем в полтора раза, а по сравнению  с 1998 г. на 18%. Число центров социальной помощи семье и детям за 1998-2004 гг. увеличилось в 2 раза, социально-реабилитационных центров — в 2,5 раза. Работают 25 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, 17 геронтологических центров. Появились новые виды учреждений социального обслуживания: кризисные центры для женщин, пока единственный кризисный центр для мужчин, кризисные отделения для девочек.

Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней  помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в  тя

 желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут  эту работу. Это государство в  целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и  социальных работников и др. Это  благотворительные организации  и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально  или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих  соответствующее образование и  диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства  долга.

Общество заинтересовано в повышении  эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность  в социальной сфере — это сложная  категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий  социальной деятельности. Результат  — это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может  быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом  является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение  социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить  показатели материального положения  семьи (человека), ожидаемая продолжительность  жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно  связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении  политики доходов, необходимо учитывать  возможные негативные последствия  массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения  и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка  одиноких матерей может иметь  своим следствием снижение уровня брачно- сти и, в конечном итоге, рождаемости).

2.Производные правоотношения  по накопительному пенсионному  обеспечению. Структура и система правоотношений в системе накопительного пенсионного обеспечения.

 

Согласно данному Закону современная  пенсионная система формируется  в двух уровнях: распределительная  и накопительная, в связи с  этим появились новые финансово  – экономические институты: накопительные  пенсионные фонды, организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными  активами, банки – кастодианы, ранее не существовавшие в Казахстане. Основные функции данных организаций закреплены в Законе «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».

В настоящий момент в нашей стране выстроена эффективная пенсионная система. Не останавливаясь на достигнутых  результатах, наше государство постоянно  развивает систему обеспечения  пенсионеров и прилагает все  усилия, чтобы каждый гражданин был  уверен, что его пенсии будет достаточно для достойной жизни. Сегодня  стоит задача – максимально эффективно использовать ресурсы накопительных  пенсионных фондов для роста экономики  и повышения доходов вкладчиков. Пенсионные накопления позволили осуществить  массу государственных программ, реализовать уйму инвестиционных проектов. Но, несмотря на значительные и положительные  результаты реформирования накопительной  пенсионной системы, многие её проблемы остаются до сих пор нерешенными.

Как заявил Премьер-Министр РК К.Масимов: «Накопительная пенсионная система в Республике Казахстан – это наше достижение. Очень многое сделано». В то же время он отметил, что «накопительная система требует переосмысления, адекватного ответа на те проблемы, которые на сегодня назрели». Отсюда следует, что пенсионное обеспечение достойной старости граждан является одной из важных и сложных социально – экономических проблем независимо от экономической стабильности и благосостояния государства.

Пенсионное обеспечение Казахстана в настоящее время представляет собой систему из трех уровней (пилларов), сочетающих одновременно механизмы солидарной и накопительной систем.

Функционирующая многоуровневая модель пенсионного обеспечения рассчитана на все население Казахстана. Сегментация  населения по категориям, определяющим источник пенсионных выплат (государственный  бюджет и/или пенсионные накопления), была основана на возрастных особенностях казахстанцев, вовлеченных в пенсионную систему.

Первый уровень - это солидарная пенсионная система, унаследованная Казахстаном  от СССР после его распада и  основанная на «солидарности поколений», в которой источником пенсионных выплат становится государственный  бюджет за счет налоговых отчислений работающей части населения и  других поступлений. Размер пенсионных выплат определяется трудовым стажем. В настоящее время в рамках этого уровня формируются пенсионные выплаты для тех, чей трудовой стаж на момент выхода на пенсию по состоянию  на 1 января 1998 года составляет не менее шести месяцев.

Отчисление обязательных пенсионных взносов в период трудовой деятельности отвечает условиям второго уровня пенсионной системы и уже обязывает молодое  поколение нести самостоятельную  ответственность за уровень своего дохода после выхода на пенсию, так  как источником пенсионных выплат станут сформированные ими на индивидуальных пенсионных счетах накопления.

Третий уровень - накопительная  система, основанная на добровольных и  добровольных профессиональных пенсионных взносах. Каждому гражданину предлагается возможность за счет добровольных пенсионных взносов увеличить свои накопления и тем самым обеспечить себе более  высокий доход после завершения трудовой деятельности.

Накопительная пенсионная система  является одним из важнейших компонентов  социального обеспечения Республики, с одной стороны, и инструментом инвестирования средств в экономику  Казахстана, с другой.

Суть накопительной пенсионной системы - это сохранение и преумножение средств вкладчиков, т.е. инвестиции в реальное создание. Механизм ее функционирования заключается в следующем: работодатели ежемесячно перечисляют в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда, включая все виды заработной платы, разные премии, доплаты, надбавки. За счет данного источника формируются пенсионные скопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов.

Пенсионные взносы направляются в  накопительный пенсионный фонд по выбору вкладчика, которому на основании пенсионного  договора открывается индивидуальный пенсионный счет и личный номер - социальный индивидуальный код. Накапливаемые  взносы вкладчиков пенсионные фонды  передают через уполномоченный банк-кастодиан компании по инвестиционному управлению пенсионными активами, которая размещает средства в ценные бумаги, депозиты банков и другие финансовые инструменты. Полученный при размещении доход называется инвестиционным доходом, распределяется по индивидуальным счетам вкладчиков в соответствии с суммой накопленных средств. Таким образом, формируется индивидуальные пенсионные накопления вкладчиков, выплачиваемые им при наступлении пенсионного возраста.

Казахстанская модель пенсионной системы  основополагается на следующих принципах:

- предоставление вкладчикам и  получателям права выбора накопительного  пенсионного фонда;

- обязательное участие в системе  всего работающего населения;

- разграничение пенсий и других  форм социального обеспечения;

- персонифицированный учет пенсионных  накоплений вкладчиков;

- присвоение социального индивидуального  кода каждому, кто имеет право  на пенсионное обеспечение, и  дальнейшее перечисление пенсионных  взносов согласно присвоенному  социальному индивидуальному коду  вкладчика;

- начисление пенсионных взносов  и хранение формируемых накоплений  на индивидуальных пенсионных  счетах;

Информация о работе Право социального обеспечения как отрасль права, его отличие от других отраслей права