Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:34, контрольная работа
Земельная реформа начала века дала толчок и создала условия для интенсивного развития не столь значимого прежде института права собственности на землю. Главной причиной такого развития стало появление в системе правоотношений собственности нескольких форм права собственности, заменивших исключительную государственную собственность на землю. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в соответствии со ст.11 Конституции Российской Федерации1 земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Введение.............................................................................................................2
1. Общее понятие права собственности и его содержание.............................4
2. Особенности содержания права публичной (государственной и муниципальной) собственности на землю………………………………………….....9
3. Специфика содержания права частной собственности на землю……….14
Заключение.......................................................................................................18
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
1. Общее понятие права собственности
и его содержание....................
2. Особенности содержания права публичной (государственной и муниципальной) собственности на землю………………………………………….....9
3. Специфика содержания права частной собственности на землю……….14
Заключение....................
Введение.
Земельная реформа начала века дала толчок и создала условия для интенсивного развития не столь значимого прежде института права собственности на землю. Главной причиной такого развития стало появление в системе правоотношений собственности нескольких форм права собственности, заменивших исключительную государственную собственность на землю. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в соответствии со ст.11 Конституции Российской Федерации1 земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Если ранее земля была объектом исключительной государственной собственности, то по действующему законодательству государственная собственность на землю определяется по так называемому остаточному принципу: земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, является государственной собственностью. Земельные участки не могут быть бесхозяйными, «ибо установлена законная презумпция (предположение) нахождения их в государственной собственности»2. То есть при отсутствии доказательств нахождения земельного участка в частной или муниципальной собственности автоматически презюмируется собственность государственная (ст.16 Земельного кодекса РФ3, ст.214 Гражданского кодекса РФ4). В пределах российского правового пространства нет и не может быть земли, у которой отсутствует собственник, собственник которой неизвестен, поэтому особенно важно определить и уяснить особенности содержания права собственности для различных субъектов права собственности на землю.
Как было сказано выше, действующее земельное законодательство исходит из идеи отказа от права исключительной государственной собственности, реализующего монополию государства на землю, и его замены множеством форм собственности. Степень правовой разработанности каждой из форм собственности (частная, государственная, муниципальная) различается, что свидетельствует о том, что институт права собственности на землю находится на стадии формирования и не достиг своего полного развития.
Сложность исследования состоит
также в том, что содержание права
собственности на землю отличается
от традиционных объектов гражданских
прав. Эта специфика определяется характеристиками
самой земли, так как она одновременно
является частью территории государства
или ее административно-
§1. Общее понятие права собственности и его содержание.
Категорию право собственности в общем смысле можно рассматривать в двух смыслах – в объективном и субъективном, а также в качестве правоотношения. В первом случае речь идет о юридическом институте, т.е. совокупности правовых норм, закрепляющих, регулирующих и защищающих принадлежность материальных благ конкретных лицам. В субъективном смысле право собственности представляет собой практически «идеальное», наиболее широкое по содержанию и устойчивое вещное право управомоченного лица – собственника, возможность обладателя данного права определять характер и направления использования принадлежащего ему имущества, осуществлять над ним полное хозяйственное господство, устраняя либо допуская иных лиц к его использованию.
Суть права собственности в субъективном смысле в первую очередь раскрывается через его содержание, или правомочия собственника. Традиционным для российского законодательства является определение их посредством «триады», впервые получившей закрепление в 1832 году в Своде Законов Российской Империи (ст.420 т.Х, ч.1)5 и характеризующей правомочия по владению, пользованию и распоряжению. Этой же "триады" придерживается и действующее российское законодательство (п.1 ст.209 ГК РФ).
Так, под правомочием владения понимается основанная на законе возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в своем хозяйстве, иными словами фактически обладать той или иной вещью. Правомочие пользования представляет собой основанную на законе возможность хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных качеств и свойств. Правомочие распоряжения – возможность определения юридической судьбы вещи путем изменения его принадлежности, состояния, вплоть до уничтожения вещи (что естественно невозможно в отношении земли, земельного участка как объекта собственности в силу такой его характеристики как неуничтожимость). Правомочия собственника не сводятся исключительно к распоряжению, но это право принадлежит только собственнику и не может быть передано в полном объеме без изменения самого субъекта права собственности.
Предоставление данных правомочий собственнику не всегда свидетельствует о широте содержания предоставленных возможностей, в публичных интересах закон может устанавливать определенные ограничения осуществления предоставленных правомочий. Так, содержание самих правомочий может быть сужено спецификой объекта права, в данном случае земли, земельного участка. Тем не менее главной характеристикой правомочий собственника, в том числе собственника земли, в отечественном законодательстве является возможность осуществлять их по своему усмотрению (п.2 ст.209 ГК РФ), т.е. совершать в отношении имущества свободно любые действия, не противоречащие нормативным правовым актам, не нарушающие прав и законных интересов других лиц и не приносящие ущерба окружающей среде.
В юридической литературе можно встретить мнение, согласно которому «общее понятие права собственности на самом деле воплощает определение права частной собственности»6 и что «заранее обречены на неудачу всякие попытки объяснить право публичной собственности на землю, исходя из цивилистической триады правомочий собственника: владения, пользования и распоряжения»7. В связи с этим может возникнуть вопрос о правомерности рассмотрения этой проблемы в отношении государства-собственника либо муниципалитета-собственника. Если собственником какой-либо вещи, в т.ч. и земли, выступает физическое или юридическое лицо, то определяются не только объект его правомочий, но и ограничения, установленные законодательством. Что касается государства (муниципалитета), то, по сути дела, данный субъект обладает практически неограниченным набором правомочий, следовательно, и ограничения для него не устанавливаются. Однако такой подход справедливо представляется неверным8, по причине того, что как бы широки ни были правомочия государства (муниципалитета), они обязательно реализуются в определенных правовых формах; аналогичным образом производится их изменение или расширение. Правомерность применения к государству (муниципалитету) «общего» понятия права собственности подкрепляется ст.124 ГК РФ: РФ, субъекты РФ выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами, и к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Таким образом, общее понятие права собственности применимо как к частной форме собственности, так и публичной (государственной и муниципальной)9 форме.
Также в теории права преобладает мнение, что право собственности предоставляет одинаковые возможности всем своим субъектам. Другой вопрос – особенности правового режима отдельных объектов права собственности (к таким «особым» объектам и относится земля), основания приобретения или прекращения права собственности (для различных объектов и субъектов они могут быть разными)10. Поэтому право частной и публичной собственности необходимо рассматривать не в качестве «разновидностей права собственности», а как обобщенное обозначение различий в правовом режиме отдельных объектов права собственности11. Однако следует отметить, что не только объект, но и субъект права собственности оказывает влияние на содержание и осуществление правомочий права собственности, особенно когда этот субъект – государство. В частности, для государства в силу возложенных на него функций не существует запрещенных видов использования земель, законом предусматриваются особые основания возникновения права государственной собственности: национализация, реквизиция и конфискация, когда государство, выступая в качестве суверенной власти, становится собственником имущества и т.д. Бесспорно, что содержание права собственности, независимо от его субъекта, представляет собой совокупность правомочий владения, пользования и распоряжения. Однако объем и содержание правомочий могут быть различными.
Безусловно, институт права
собственности приобретает
§2. Особенности содержания права публичной (государственной и муниципальной) собственности на землю.
В России публичная собственность на землю традиционно играла особую роль. После революции 1917 года Советское государство более семидесяти лет было исключительным собственником земельных ресурсов страны. И только в результате проводимой с начала 90-х гг. ХХ века земельной реформы государственная собственность лишилась своего исключительного положения, получив статус одной из форм собственности на землю.
ГК РФ в п.1 ст.214 установил,
что государственной
В характеристике содержания
права государственной
Правомочие пользования является одним из трех элементов содержания права собственности. Собственник имеет право использовать земельный участок по своему усмотрению, в соответствии с требованиями, установленными законом. Одновременно законом должны быть установлены принципы и порядок пользования землями каждой категории в отдельности. Однако ввиду особого положения и с учетом возложенных на него функций для государства практически не существует запрещенных способов использования земель (для нужд обороны, размещения опасных производств и т.д.). Государство непосредственно осуществляет правомочие пользования через свои органы, учреждения. Однако пользование государственными землями может осуществляться и другими субъектами права. В частности, государство может передавать земельные участки в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование. В этих случаях непосредственное владение и пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности, будут осуществляться их арендаторами, землепользователями. В местах общего пользования (парки, дороги и т.п.) пользование осуществляется всеми теми, кто находится на их территории. Более того государство, муниципалитеты пользуются землями посредством взимания соответствующих платежей (земельный налог, арендная плата и т.д.). Так в соответствии со ст.15 Налогового Кодекса РФ13 земельный налог относится к категории местных и подлежит зачислению в муниципальный бюджет.
Правомочие пользования тесным образом связано с правомочием владения, поскольку по общему правилу использование объекта возможно при владении им.
Что касается правомочия распоряжения, то для органов государственной власти и местного самоуправления установлено требование управления и распоряжения земельными участками, находящимися в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности (п.1 ст.34 ЗК РФ). Отчуждение земельного участка как одна из форм распоряжения осуществляется собственником в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, с учетом ограничений оборотоспособности земельных участков, перечисленных ст.27 ЗК РФ, которая содержит перечень участков, ограниченных и изъятых из оборота, которые государство или муниципалитет как собственник не вправе отчуждать, так как они могут находиться исключительно в федеральной собственности. Правда, государство имеет возможность перевести указанные земельные участки в другую категорию земель, которые могут находиться и в собственности других субъектов права (субъектов РФ, физических и юридических лиц). Исходя из этого можно выделить три категории земельных участков, находящихся в государственной собственности: 1) земельные участки, находящиеся только в федеральной собственности, которые не могут быть отчуждены ни в каком случае; 2) земельные участки, которые могут находиться в собственности РФ, ее субъектов и муниципальных образований и отчуждаться в рамках указанных субъектов; 3) земельные участки, которые могут отчуждаться из государственной собственности не только муниципальным образованиям, но и в частную собственность.