Право собственности на землю

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 21:11, контрольная работа

Описание работы

Прошло почти десятилетие с начала 90-х гг., когда началась земельная реформа в нашей стране. С тех пор земельное законодательство сильно изменилось. Государственная собственность на землю перестала быть исключительной. Ныне существует частная и публичная (государственная и муниципальная) собственность на землю. Земля признана недвижимым имуществом, она стала предметом купли-продажи, совершения иных сделок. Формирование рыночных отношений, экономические реформы не могли не отразиться на содержании земельного законодательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1 Понятие права собственности на землю……………………….4
1. Содержание права собственности на землю………………………..4
2. Субъекты и виды права собственности на землю…………………..6
Глава 2 Формы собственности на землю………………………………..8
2.1 Муниципальная и частная собственность на землю……………….8
2.2 Право государственной собственности на землю………………….10
Заключение……………………………………………………………….14
Список использованной литературы……………………………………15

Работа содержит 1 файл

контр з.прав..doc

— 67.50 Кб (Скачать)

    Муниципальная собственность на  землю - это собственность муниципальных образований в пределах их черты. Однако и здесь не все земли находятся в муниципальной собственности. Они определяются методом “вычитания” федеральных земель, земель субъекта Российской Федерации и частных земель.

    В первую очередь это земли,  занятые муниципальными объектами  (инженерной и социальной инфраструктуры, школами, больницами, предприятиями  общепита, домами культуры, детскими  учреждениями, муниципальным жильем). Далее, на территории муниципального образования выделяются земли общего пользования. Это - дороги, улицы, скверы, насаждения, парки, площади, пляжи, кладбища[7;с.69].

    В муниципальную собственность  могут включаться земли, приобретаемые по решению местной администрации у собственников земельных участков путем их выкупа в установленном порядке, а также земли, передаваемые из федеральных земель и земель субъектов Федерации.

   Все муниципальные земли также  проходят государственную регистрацию (в порядке, о котором говорилось выше). 

От имени  муниципальных образований их органы местного самоуправления (муниципальные  органы) осуществляют права владения, пользования и распоряжения муниципальными землями. Государственными и частными землями они не вправе распоряжаться.

    Они вправе проводить объединения,  обмен, перераспределение муниципальных  земель между муниципальными  образованиями. Это может производиться  на основании договора между  ними по согласованию с органами  государственной власти субъектов Российской Федерации. Помимо этого они выполняют и публичные функции как органы публичной власти.

2. Право  частной собственности на землю.

    Как уже говорилось, субъектами  права частной собственности  на землю являются граждане  и их объединениями (юридические лица). Для того чтобы быть субъектом права частной собственности на земельный участок, лицо должно обладать право- и дееспособностью в соответствии с земельным и гражданским законодательством[7;с.71]. 

2.2 Право государственной собственности на землю 

    Право государственной собственности  на землю означает принадлежность  правомочий владения, пользования,  распоряжения государству. Государство  как субъект права государственной  собственности представлено не  одним ведомством, а целым рядом  различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая  федеративное устройство России и существование  двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной  собственности существует в виде:

  1. федеральной собственности и
  2. собственности субъектов РФ (субъектной).

     На каждом уровне правомочия  владения, пользования и распоряжения  распределены между законодательными  органами, соответствующими министерствами  и ведомствами, а также местными органами самоуправления, и реализуются через систему государственных полномочий и функций управления.

    Объектом права государственной  собственности выступают индивидуально  обособленные земельные участки,  не находящиеся в собственности  граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК). Государственной земельной собственности принадлежит ведущее место. Государственные земли — наиболее обширны по площади, имеют наиболее существенную экономическую и экологическую значимость. На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий, подавляющее большинство земель природоохранного назначения находятся в государственной собственности.

    С развитием права государственной  собственности связывается сложная  проблема ее разграничения на право федеральной и право субъектной собственности. Проблема вызвана недостаточно ясно выраженной позицией государства относительно того, каким образом осуществить разграничение.     Используются два юридически несогласованных подхода. С одной стороны, предусматривается проведение жесткого разграничения права государственной собственности физически, по объектам, и юридически. С другой, разграничение права государственной собственности одновременно предусматривается путем разграничения предметов ведения и полномочий по управлению земельными правоотношениями между государственными и субъектными органами государственной власти без физического разграничения самих земель и соответствующего закрепления самостоятельных прав собственности РФ и субъектов РФ.

     Политическая поддержка первого  подхода выражена в решении  Правительства РФ и Центрального  банка РФ по стабилизации социально-экономического  положения в стране, которое предусматривает  разграничить право собственности  на объекты недвижимости, включая земельные участки, между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления. [5]

     Данный подход реализован при  определении правового режима  некоторых категорий земель. Так,  Водный кодекс РФ исходит из  порядка разграничения водных  объектов и соответственно земель водного фонда на федеральные и субъектные по установленным критериям. На основании Лесного кодекса РФ лесной фонд объявлен федеральной собственностью при условии передачи части лесного фонда в собственность субъектов РФ в соответствии с федеральным законом.

    Одновременно, Водный и Лесной  кодексы независимо от фактического  разграничения устанавливают порядок  согласованного совместного вынесения  решений по вопросам правового  режима соответствующих земель. В развитие Лесного кодекса  не было принято ни одного решения относительно признания участков лесного фонда — субъектной собственностью. Водные объекты частично разграничены, однако легитимность такого разграничения вызывает сомнения, так как на основании ст. 67 Конституции внутренние воды и территориальное море ни при каких условиях не могут быть субъектной собственностью, так как не входят в территорию субъектов РФ.

    При этом независимо от того, какие действия будут предприняты  в этой области, оба Закона  предусматривают участие государственных органов обоих уровней в управлении собственностью. Целесообразность физического проведения разграничения в этом случае, равно как и юридического оформления прав двух субъектов, ставится под сомнение.

    Данное противоречивое положение  порождает интересную ситуацию, когда наряду с федеральной и субъектной собственностью на землю, de facto, но вне закона существует еще один вид права государственной собственности — право некой «общей» (не разграниченной физически) государственной собственности.

     Земли, находящиеся в государственной собственности, можно приватизировать с учетом запретов и ограничений, устанавливаемых для отдельных категории земель. Государственные земли могут передаваться физически юридическим лицам в пользование на праве срочного и бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения, аренда Землепользователи несут обязанности по рациональному использованию земель, недопущению их деградации. Землепользование является платным.

    Предусмотрено, что управление  федеральной и субъектной собственностью осуществляете соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектов РФ, хотя в большинстве случаев принцип, раздельного управления не реализуется. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Как известно, все земли делятся на определенные категории в соответствии с их основным целевым назначением. Лицо, использующее земельный участок, не вправе по своему усмотрению изменить основное целевое назначение использования земли. Целевое использование земельного участка предполагает также, что такое использование - не только право, но и важнейшая обязанность лица пользователя (п. 1 ст. 53 ЗК).

    Необходимым условием обеспечения  рационального использования земли,  стабильности хозяйственной деятельности  является соблюдение принципа устойчивости права на земельный участок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 
 

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 28 сентября 2001 года
  2. Краснова И. О. Земельное право. Элементарный курс. – М.: Юристъ, 2001
  3. Крассов О. И. “Земельное право”: Учебник.- М.: Юрист, 2000.-624 с.
  4. Боголюбов С. А. “Земельное право”: Учебник для вузов.-М.: НОРМА,2001.- 400 с.
  5. Конституция РФ
  6. Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой. / Под ред. О. Н. Садикова. М., 1995.
  7. Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй. / Под ред. О. Н. Садикова. М., 1996.

Информация о работе Право собственности на землю