Право собственности на землю

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 21:11, контрольная работа

Описание работы

Прошло почти десятилетие с начала 90-х гг., когда началась земельная реформа в нашей стране. С тех пор земельное законодательство сильно изменилось. Государственная собственность на землю перестала быть исключительной. Ныне существует частная и публичная (государственная и муниципальная) собственность на землю. Земля признана недвижимым имуществом, она стала предметом купли-продажи, совершения иных сделок. Формирование рыночных отношений, экономические реформы не могли не отразиться на содержании земельного законодательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1 Понятие права собственности на землю……………………….4
1. Содержание права собственности на землю………………………..4
2. Субъекты и виды права собственности на землю…………………..6
Глава 2 Формы собственности на землю………………………………..8
2.1 Муниципальная и частная собственность на землю……………….8
2.2 Право государственной собственности на землю………………….10
Заключение……………………………………………………………….14
Список использованной литературы……………………………………15

Работа содержит 1 файл

контр з.прав..doc

— 67.50 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И  ПРАВА

ФИЛИАЛ  В Г. ПЕНЗЕ

 

Факультет: юридический

Специальность: юриспруденция 
 
 
 
 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
 
 

ДИСЦИПЛИНА: Земельное право

ТЕМА: Право собственности на землю 
 
 
 
 
 

                                                            ВЫПОЛНИЛА: гр.Юс-3  Мисюрина А.Ш.

                                                                                                    

                                                           ПРОВЕРИЛА: Д.т..н., проф. Авдеева Т. П. 
 
 
 
 
 

ПЕНЗА  2010г.

Содержание

 
 

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1 Понятие права собственности  на землю……………………….4

    1. Содержание права собственности на землю………………………..4
    2. Субъекты и виды права собственности на землю…………………..6

Глава 2 Формы собственности на землю………………………………..8

2.1 Муниципальная  и частная собственность на  землю……………….8

2.2 Право государственной собственности на землю………………….10

Заключение……………………………………………………………….14

Список использованной литературы……………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Земельное право относится к  числу древнейших отраслей права  не только в России, но и  в других странах. Со времен  Киевской Руси существовало поземельное  феодальное право, во все времена  государство регулировало поземельные  отношения. Во второй половине ХIХ в. существовало крестьянское земельное право, являвшееся основной частью крестьянского обычного права. После революции 1917 г. возникло советское земельное право.

    Прошло почти десятилетие с  начала 90-х гг., когда началась  земельная реформа в нашей стране. С тех пор земельное законодательство сильно изменилось. Государственная собственность на землю перестала быть исключительной. Ныне существует частная и публичная (государственная и муниципальная) собственность на землю. Земля признана недвижимым имуществом, она стала предметом купли-продажи, совершения иных сделок. Формирование рыночных отношений, экономические реформы не могли не отразиться на содержании земельного законодательства[4;с.56].

    За последние годы приняты  Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы “О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения”, 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             Глава 1 Понятие права собственности  на землю 

    Право собственности является  наиболее полным по содержанию правом на имущество. По своей правовой природе - это одно из основных вещных прав. Выступая в качестве объекта права собственности, земля приобретает особенные правовые черты: она становится “имуществом” или “вещью” - тем предметом гражданского, а теперь и земельного права, который отличают особые юридические признаки. 

1.1 Содержание  права собственности на землю 

    В соответствии с ГК РФ собственнику  принадлежит право владения, пользования  и распоряжения своим имуществом. Таким образом, владение, пользование и распоряжение - это неотъемлемые составляющие (или правомочия) одного права - права собственности.

    Основной смысл каждого из  этих правомочий является общим  для всех видов имущества, а  значит, и для имущества земельного. Земельное законодательство ввело нормы, определяющие специфику реализации этих правомочий в земельных отношениях. Поэтому вслед за определением правомочия далее разговор пойдет о том, как они могут быть реализованы именно собственниками земли.

   Правомочие владения дает возможность обладать землей на основании закона: т.е. числить ее и на балансе, определять земельный участок как часть своего хозяйства, просто “иметь” его в наличии.

   Кроме того, собственник на основании  этого права может требовать  возврата земли из любого незаконного владения. Например, это может быть арендодатель, которому арендатор не возвращает земельный участок после истечения срока аренды[3].

   С правомочием владения тесно  связано другое правомочие - пользование.

   Пользование дает возможность извлекать из земли ее полезные свойства.

   И в отличие от иных видов  имущества, возможные варианты, использования  которых определяют сами собственники, пользование земельным участком, точнее сказать, виды пользования  перечислены земельным законодательством.

   Существует и еще одно условие  при использовании земельного  участка, находящегося в собственности.  Дело в том, что собственник  может использовать землю так,  как посчитает нужным, но в  рамках целевого назначения земельного  участка. Самовольно собственник земли изменить целевое назначение использования не имеет права. Например, на основании Указа Президента Российской Федерации “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России” есть возможность изменить целевое назначение сельскохозяйственных угодий при продаже земельного участка. Но это может быть только по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - республики, области, края.  [7;с.123-124]

    Правомочие распоряжения проявляется  в том, что собственник по своему усмотрению может продать, подарить, обменять, завещать, сдать в аренду, заложить земельный участок, т.е. на основании и в порядке, предусмотренном законом, определить его судьбу. После известного, закрепленного прежней редакцией Конституции десятилетнего запрета продавать земельные участки, находящиеся в собственности граждан, и принятие новой редакции Конституции, Указом Президента Российской Федерации “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России” собственники земли получили право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе и с иностранными инвестициями. Кроме того, собственники земельных участков могут образовать совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных паев. Кроме этих законодательных актов распоряжение земельной собственностью регулируется теперь и частями первой и второй ГК РФ. С принятием нового Земельного кодекса вступит в действие и гл. 17 части первой ГК РФ, которая будет регулировать основные вопросы земельных отношений, в том числе и распоряжение земельными участками. 
 

1.2 Субъекты  и виды права собственности  на землю. 

    Особенностью права собственности  на землю в России является  то, что виды прав на землю  определены в законодательстве  “по субъектам”. Конституцией РФ (ст. 9) установлено, что земля может находиться в частной, муниципальной и государственной собственности.

   Таким образом, определен круг  субъектов, обладающих правом  собственности и имущество, а  также установлено, что в зависимости  от субъекта, обладающего правами  на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю[5].

   Субъект права собственности  на землю - это лицо, осуществляющее владение, пользование и распоряжение земельным участком на основании закона. Права всех субъектов права собственности равны и защищаются способами, установленными законом. К субъектам правовых отношений, связанных с возникновением права собственности на землю, относятся также лица, вступающие в отношения по поводу приобретения этого права. Граждане и юридические лица как субъекты объединены содержанием права частной собственности на землю, которое им предоставлено законодательством.

  Субъектами  права государственной и муниципальной  собственности являются государственные  и муниципальные территориальные образования: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Участие перечисленных субъектов в отношениях по поводу собственности на землю следует отличать от их роли в управлении земельными ресурсами. В первом случаи (через соответствующие государственные органы) они выступают в качестве сторон в договорах купли-продажи или аренды земельного участка, которые регулируются гражданским законодательством. Во втором случае данные субъекты выполняют установленные законодательством функции по контролю за использованием земельных ресурсов, организации землеустройства и т.д. Органы государственной власти и управления и муниципальные органы осуществляют управление и распоряжение землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности.

    Право частной собственности  служит для удовлетворения интересов  собственников - физических и юридических лиц. Государственная и муниципальная собственность на землю обеспечивает интересы больших групп людей: народа Российской Федерации в целом: населения, проживающего на территории субъекта Российской Федерации; лиц, проживающих на территории муниципального образованьях. [5;с.59]

    Особенности приобретения и прекращения  права собственности на землю  зависит от того, находится ли земля в собственности гражданина, юридического лица или государственного или муниципального территориального образования. Данные особенности могут устанавливаться лишь законом. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Формы собственности на землю 

Действующее земельное законодательство исходит из идеи отказа от права исключительной государственной собственности, реализующего монополию государства на землю, и его замены множеством форм собственности.

Полного, законченного перечня форм собственности  на землю не существует. В регулировании этого вопроса используется гибкий подход, в соответствии с которым допускается установление любых форм собственности. Не существует ни обязательного минимума, ни обязательного максимума. Статья 9 Конституции РФ предусматривает: земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Используемое сослагательное наклонение в формулировке статьи, а также допустимость иных форм собственности, как представляется, придают ст. 9 Конституции широкий смысл, позволяющий решать вопрос о формах собственности, не будучи связанными жесткими временными, территориальными и иными критериями.

На практике представлены все три перечисленные  в Конституции РФ формы собственности  на землю[6]:

  1. государственная,
  2. муниципальная,
  3. частная.

Степень правовой разработанности каждой различается, что свидетельствует о том, что  институт права собственности на землю находится на стадии формирования и не достиг своего полного развития. 

2.1 Муниципальная  и частная собственность на землю 

1. Право  муниципальной собственности на  землю. 

    В соответствии со ст. 112 и 130 Конституции РФ, а также ст. 124 - 127 ГК, Федеральным законом “Об основных принципах организации местного самоуправления” муниципальные образования - это город, район, поселок, сельский населенный пункт.

    Они могут объединяться в другие  муниципальные образования: села  - в волости (псковский вариант эксперимента), в округа (свердловский вариант эксперимента), в уезды. Это происходит в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставами и актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. В соответствии с законодательством (ст. 124 - 127 ГК РФ) муниципальные образования являются субъектами права. К ним применяются нормы и правила о юридических лицах.

Информация о работе Право собственности на землю