Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 12:38, курсовая работа
Цель работы – исследование норм и институтов гражданского и земельного права, регулирующих право собственности на земельные участки.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования были определены следующие задачи:
1. раскрыть понятие земельного участка как объекта гражданских прав;
2. дать характеристику правовому режиму земельных участков;
3. рассмотреть особенности возникновения права собственности на земельные участки;
4. раскрыть формы собственности на земельные участки в РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА КАК ОБЪЕКТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ ………………………………………….......6
1.1. Понятие земельного участка как объекта гражданских прав……...6
1.2. Правовой режим земельных участков……………………………….8
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ……………………………………………………..12
2.1. Право собственности на земельные участки……………………….12
2.2. Формы собственности на земельные участки в РФ………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....21
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………...24
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………27
2.2.
Формы собственности на землю в РФ
Конституционно-правовые нормы определяют основополагающее значение земли для жизни и деятельности российского народа (ст. 9 Конституции РФ), закрепляют многообразие форм собственности в Российской Федерации, в том числе и на землю (ч. 2 ст. 8, 2 ст. 9 Конституции РФ). Ст. 36 Конституции РФ устанавливает пределы осуществления права частной собственности на землю и то, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В зависимости от объема прав на земельный участок субъектов земельных правоотношений, можно классифицировать их следующим образом. Первая группа – в зависимости от форм собственности: 1) физические и юридические лица, имеющие земельные участки в частной собственности; 2) Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, имеющие земельные участки в государственной (федеральной и региональной) собственности (от их имени выступают органы государственной власти); 3) муниципальные образования, имеющие земельные участки в муниципальной собственности (от их имени выступают органы местного самоуправления). Вторая группа – субъекты, обладающие вещными правами на земельные участки15.
В зависимости от объема правоспособности следует различать субъекты земельных правоотношений: 1) с общей правоспособностью; 2) с ограниченной правоспособностью. Например, в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц установлен ряд ограничений (п. 3 ст. 15, п. 1 ст. 22, п. 5 ст. 28, п. 12 ст. 30, п. 5 ст. 35, п. 9 ст. 36 ЗК РФ).
Российская Федерация в отношениях по возникновению собственности является субъектом с особым статусом. При этом особенности правосубъектности Российской Федерации основаны на разделении статуса суверена, политической власти и статуса равноправного участника гражданско-правовых отношений. В отношениях, в которых Российская Федерация выступает как равноправный субъект права, она не теряет особенностей своего статуса в связи с наличием специальной правоспособности.
Анализ
специфики всего комплекса
1. Основания возникновения права собственности Российской Федерации подразделяются на специальные, применение которых для граждан и юридических лиц законодательством не предусмотрено (разграничение государственной собственности на землю, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд, национализация, конфискация), и общие для всех субъектов прав (наследование, реорганизация, договор купли-продажи, дарения).
2.
В отношениях по возникновению
права собственности на
- Российская Федерация действует как суверен и политическая власть (разграничение государственной собственности на землю, национализация, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд, конфискация).
-
Российская Федерация не
3.
Особенностью специальных
- наличие акта Российской Федерации (нормативного и ненормативного) как суверена и политической власти, необходимость принятия которого определяется политической волей государства;
-
совмещение в одном лице
4.
Возникновение права
5.
Право собственности
В результате исследования удалось прийти к следующим выводам: федеральный закон не должен рассматриваться как непосредственное основание для возникновения права собственности на земельные участки публичных образований. Закон является нормативной предпосылкой возникновения отношений собственности. Право собственности возникает на основании юридических фактов, закрепленных законом. В связи с этим законодательное закрепление таких оснований возникновения прав на земельные участки публичных образований, как «признание таковыми федеральными законами» (ст.17-19 Земельного кодекса РФ), обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), «на основании закона» (п.2 ст.235, ст. 306 Гражданского кодекса РФ), должно быть пересмотрено.
При
возникновении права
Возникновение права собственности публичного образования на земельный участок на основании того, что на нем расположено здание, строение, сооружение, принадлежащее соответствующему публичному собственнику (как это предусмотрено ст. 3.1 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» в ред. от 17.04.2006 г.) по мнению автора, не соответствует требованиям о документальном закреплении юридического факта предоставления земельного участка.
Необходимо включение в фактический состав еще одного юридического факта в виде акта уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления, который позволит документально подтвердить факт предоставления конкретного земельного участка (правоустанавливающего документа).
В целях реализации принципа обязательности государственной регистрации прав на земельные участки при нормативном правовом закреплении юридических фактов - оснований возникновения прав на земельные участки публичных образований необходимо придерживаться общего правила, установленного гражданским законодательством, о том, что права на земельные участки возникают с момента их государственной регистрации.
Исходя из принципа свободы договора и положения о возможности перевода должником своего долга на другое лицо лишь с согласия кредитора, можно прийти к выводу о том, что передача арендатором третьему лицу права аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, возможна только после получения согласия арендодателя.
В качестве критерия определения экономически обоснованного размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности и не подлежащими разграничению, необходимо предложить отношение платы к кадастровой стоимости земельного участка; конкретное процентное соотношение следует определять в централизованном порядке уполномоченными на то государственными органами в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами, что ограничит усмотрение государственных органов и органов местного самоуправления, заключающих такие договоры.
С учетом критериев, предъявляемых к объекту
договора доверительного управления (недвижимая
вещь), а также принципа о единстве судьбы
земельного участка и объектов недвижимости,
расположенных на нем, можно выделить
два возможных объекта названного договора:
отдельный земельный участок, если он
не занят объектом недвижимости, либо
участок только совместно с объектом недвижимости
(зданием, строением, сооружением), находящимся
на нем.
СПИСОК
ИСТОЧНИКОВ
1.1. Конституция РФ от 12.12.1993г. (с изменениями на 12 июля 2006 года) // Российская газета, N 153, 15.07.2006) (изменения вступили в силу с 1 июля 2007 года)
1.2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.11.2001 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001) (ред. от 29.11.2007) (с изм. и доп., вступившими в силу с 24.07.2008) // Гарант, 2008.
1.3. Земельный Кодекс Российской Федерации от 28 сентября 2001 года N 136-ФЗ (ред. от 30.12.2008. N 311-ФЗ).
1.4. Федеральный
закон от 24.07.2007 N 212-ФЗ «О внесении
изменений в законодательные
акты Российской Федерации в
части уточнения условий и
порядка приобретения прав на
земельные участки, находящиеся в государственной
или муниципальной собственности» // Гарант,
2008.
3.
Литература:
Информация о работе Право собственности на земельные участки