Право собственности на земельные участки

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование норм и институтов гражданского и земельного права, регулирующих право собственности на земельные участки.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования были определены следующие задачи:
1. раскрыть понятие земельного участка как объекта гражданских прав;
2. дать характеристику правовому режиму земельных участков;
3. рассмотреть особенности возникновения права собственности на земельные участки;
4. раскрыть формы собственности на земельные участки в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА КАК ОБЪЕКТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ ………………………………………….......6
1.1. Понятие земельного участка как объекта гражданских прав……...6
1.2. Правовой режим земельных участков……………………………….8
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ……………………………………………………..12
2.1. Право собственности на земельные участки……………………….12
2.2. Формы собственности на земельные участки в РФ………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....21
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………...24
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Курсовик Гражданск право Земельный участок.doc

— 273.00 Кб (Скачать)
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА  КАК ОБЪЕКТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ ………………………………………….......6

             1.1. Понятие земельного участка  как объекта гражданских прав……...6

              1.2. Правовой режим земельных участков……………………………….8

ГЛАВА   2     ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ……………………………………………………..12        

             2.1.  Право собственности на земельные участки……………………….12

             2.2. Формы собственности на земельные участки в РФ………………..18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....21

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………...24

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

    Актуальностью темы определяется тем, что правовая основа оборота земельных участков достаточно противоречива и не обеспечивает необходимого упорядочения соответствующих общественных отношений.

    В статье 9 Конституции Российской Федерации 1993 г. закреплено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Из этого следует, что конституционно-правовые нормы объекту «земля» отдают основополагающее значение в социальных, экономических, политических и правовых отношениях.

    Одним из главнейших источников процветания  любого государства является принадлежащие  ему земельные ресурсы. От того, в  чьих руках находится земля, для  чего и как она используется, в  конечном счете, зависят благополучие каждого члена общества, социальный прогресс, развитие экономики и экологическое равновесие. Это предопределяет необходимость совмещать два понятия: с одной стороны, принадлежность земельных ресурсов всему обществу, с другой стороны, частная собственность на землю, закрепленную за конкретным хозяином.

    Начиная с 1990 г. в Российской Федерации проводится реформа в сфере земельных  правоотношений, коренным образом изменившая земельный строй, существовавший ранее. Одним из основных направлений обновления действующего законодательства стало разграничение государственной собственности на землю, в результате чего возникла собственность Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований на земли и земельные участки, а также приватизация земель, повлекшая за собой формирование широкого круга частных собственников на данный объект. Земельные участки приобрели статус объекта гражданских прав – недвижимого имущества и таким образом были вовлечены в гражданский оборот.

          Учитывая, что стартовой  площадкой для реформирования земельного законодательства была действовавшая многие десятилетия монополия государства на землю, в первую очередь субъектами, участвующими в обороте земельных участков, стали именно публичные образования. Переход земельных участков из государственной собственности в частную на основании специального законодательства о приватизации и общих гражданских норм составил тот первичный рынок, на основании которого формируется материальная база для развития нормального имущественного оборота. В отношения, связанные с первичным отчуждением земельных участков из государственной собственности, вовлечено большое количество лиц, вкладываются огромные инвестиционные ресурсы, что требует наличия детально разработанных правовых гарантий защиты прав вновь возникающих собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Причем такие гарантии должны быть не просто провозглашены, но и иметь действенные рычаги исполнения.

      В результате всех реформ стало неизбежным регулирование оборота земельных участков на основе сочетания частноправовых и публично-правовых методов воздействия. На законодательном уровне появилось два кодифицированных нормативных правовых акта, претендующих на регулирование данных отношений: Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) и Земельный кодекс Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

    Причем  в Земельный кодекс РФ, призванный по своей правовой природе регулировать публичные правоотношения по использованию  и охране земель как основы жизни  и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, было включено большое количество норм, которые напрямую регулируют гражданско-правовые отношения, связанные с оборотом земельных участков. Этим нормам был дан приоритет перед нормами гражданского законодательства. До сих пор нормы двух отраслей права – гражданского и земельного – по некоторым вопросам прямо противоречат друг другу, некоторые нормы земельного законодательства в данной области не соответствуют основам гражданского права, что отрицательно сказывается на стабильности оборота земельных участков.

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации земельное законодательство отнесено к предметам совместного  ведения Российской Федерации и  ее субъектов. Региональное законодательство в данной области весьма разнообразно и вызывает необходимость детального изучения.

      Цель работы – исследование норм и институтов гражданского и земельного права, регулирующих право собственности на земельные участки.

    Для достижения поставленной цели в ходе исследования были определены следующие задачи:

  1. раскрыть понятие земельного участка как объекта гражданских прав;
  2. дать характеристику правовому режиму земельных участков;
  3. рассмотреть особенности возникновения права собственности на земельные участки;
  4. раскрыть формы собственности на земельные участки в РФ.

    Структура работы сформирована в соответствии с целью и задачами исследования и состоит из  введения, двух глав, заключения и списка источников. 

      В процессе исследования использовались теоретические подходы, нашедшие отражение в трудах авторов: Е.В. Васьковского, А.И. Лыкошина, Д.И. Мейера, К.П. Победоносцева, И.А. Покровского, В.И. Синайского, М.К. Цейрмен, Г.Ф. Шершеневича и др. 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА КАК ОБЪЕКТА ГРАЖДАНСКИХ  ПРАВ   

    1. Понятие земельного участка как объекта гражданских  прав
 

     Земля является категорией многогранной и  многоаспектной, предметом исследования естественных и гуманитарных наук, объектом природы и природным  ресурсом. Статья 9 Конституции РФ установила, что земля и другие природные ресурсы является основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, тем самым, констатируя основополагающую роль данного объекта в социальных, экономических, политических и правовых отношениях.

     С принятием в 2001 г. Земельного кодекса РФ (далее – Земельный кодекс, ЗК РФ) возникли противоречия с нормами Гражданского кодекса РФ (далее – Гражданский кодекс, ГК РФ), также земля длительный промежуток времени была исключена из системы объектов гражданских правоотношений, а проблемы, связанные с земельной собственностью, землевладением, землепользованием рассматривались преимущественно представителями науки земельного права, то возникла необходимость комплексного рассмотрения земли, а именно земельного участка, как объекта гражданских прав.

     Земельный участок - недвижимость особого рода вследствие своего естественного происхождения  и нахождения в естественной экологической  системе, что обуславливает необходимость  учитывать данные факторы при  правовом регулировании отношении по поводу этого объекта, в частности искать гармоничное сочетание частноправовых и публично-правовых элементов.

     Ст. 6 Земельного кодекса РФ, устанавливает  перечень объектов земельных отношений. Понятие «земля» как объекта  земельных отношений используется Земельный кодекс РФ, прежде всего, для общей характеристики процессов природоохранной направленности (мониторинг земель, контроль за состоянием и использованием земель и т. д.). В первоначальном варианте проекта Кодекса речь шла о «земельном фонде РФ» как объекте земельных отношений. Однако такая позиция воспринята не была1. В.С. Белых считает, что это не совсем оправдано, так как именно понятие «земельный фонд» является правовым2. В сфере государственного управления землями объект земельных правоотношений находится в зависимости от компетенции органа управления землей и вида управленческой функции3. Это может быть весь земельный фонд (ведение государственного земельного кадастра, охрана земель), земля в пределах определенных административно-территориальных границ (предоставление и изъятие земель, планировка земель населенного пункта). Таким образом, В.С. Белых обосновывает необходимость нормативного закрепления в качестве объекта правоотношения земельного фонда как объекта отношений управления, с учетом того, что Российская Федерация является федеративным государством - все земли на территории Российской Федерации независимо от форм собственности на них образуют земельный фонд Российской Федерации, который в свою очередь состоит из земельных фондов субъектов Российской Федерации. В пределах земельного фонда субъекта Российской Федерации формируются муниципальные земельные фонды в пределах границ муниципального образования.

   По  мнению В.С. Белых, существующие определения земельного участка, изложенные в правовых актах и научной литературе, не в полной мере отражают возможные формы использования земли - либо в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, либо как пространственно-территориальный базис для размещения зданий, строений, сооружений и иных объектов. Им предлагается следующее определение этого объекта. Земельный участок - это геометризованный блок почвенного слоя (плодородная недвижимость) или часть поверхности земли (территориальная недвижимость), границы которых описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным органом власти, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами. При этом земельный участок может являться объектом имущественных прав (вещных и обязательственных)4.

   В отношении третьего объекта, закрепленного  в ст. 6 Земельного кодекса РФ - части земельного участка,  можно прийти к выводу, что часть земельного участка может выступать объектом имущественных отношений только в случаях прямо указанных в Земельным кодексе или иных федеральных законах, при условии ее выделения в соответствии с нормами права на плане земельного участка, составной частью которого она является.

   Ряд ученых к объектам гражданских и  земельных отношений относит  земельную долю, которая не предусмотрена в ст. 6 Земельного кодекса РФ. Можно подвергнуть критике эту позицию и обосновывает положение, что какого-то особого объекта правоотношения общей собственности как земельная доля не существует, а существует самостоятельный объект гражданских правоотношений - доля в праве общей собственности. 

1.2. Правовой  режим земельных участков 
 

     Каждый  земельный участок обладает общим правовым режимом, который зависит от правового режима категории земли в составе, которой он находится и вида разрешенного использования и специальным правовым режимом, характеризующим индивидуальную определенность земельного участка. При этом общий правовой режим той или иной категории земель закрепляется исключительно нормами экологического и земельного права, то есть это вопросы использования, управления и охраны.

     А правовой режим конкретного земельного участка    (специальный

правовой  режим) - это уже и область применения гражданского права. Земельный участок  как объект гражданского правоотношения может быть рассмотрен как объект статики и динамики данного правоотношения. Статика гражданского правоотношения определяет собой юридическое закрепление земельного участка за теми или иными субъектами на различных правовых титулах. Динамика гражданского правоотношения характеризует оборот земельных участков, то есть смену правообладателей. Под оборотоспособностью понимается допустимость совершения сделок и иных действий, направленных на их передачу в рамках гражданско-правовых отношений5.

     В правоотношениях статики приоритет правового регулирования отдается нормам земельного законодательства, поскольку именно оно определяет субъектов, которым может принадлежать земельный участок и условия этого правообладания. Здесь на правовой режим земельного участка оказывает давление общий правовой режим той или иной категории земель. Вместе с тем содержание институтов прав на землю (вещных и обязательственных), на которых земельные участки могут быть предоставлены различным субъектам, должно устанавливаться гражданским законодательством.

Информация о работе Право собственности на земельные участки