Право человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Право человека - это охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять.
Достоинство дает человеку чувство собственной значимости и ценности. Существование прав человека свидетельствует о том, что люди понимают ценность человеческой личности. Человеческое достоинство не является индивидуалистическим, исключительным и изолированным понятием. Оно является частью нашего общего человеческого облика.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные права человека и гражданина…………………5
Глава 2. Виды прав и свобод гражданина…..……………………….12
2.1 Личные права и свободы гражданина…………………………...12
2.2. Политические права и свободы……………………......………..19
2.3. Социально – экономические права и свободы…………………22
Заключение……………………………..……………………….……...25
Источники и литература …………...………………………………….27

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая по КПР.!.docx

— 55.44 Кб (Скачать)

       Важной сферой личных прав и свобод человека и гражданина являются, свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом9. Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может, вторгаться. Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

 

       2.2. Политические права и свободы. 

     В отличие от основных личных прав и  свобод, которые по своей природе  неотчуждаемы и принадлежат каждому  от рождения как человеку, политические права и свободы10 связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, политические — гражданам. Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, однако, что они вторичны, производны от воли государства. Политические права и свободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократического государства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же, как и личные права и свободы человека, государство признает, соблюдает и защищает политические права и свободы. Это прямо закреплено в ст. 2 Конституции РФ. Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации реально реализуется через политические права и свободы каждого гражданина.

     Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть, Каждый гражданин как таковой участвует в осуществлении власти. В соответствии с Конституцией гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет11. Эта норма прежде всего касается политических прав и свобод. Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства12.

     Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении общими делами — неотъемлемое демократическое начало в ее организации, даже в условиях тоталитарного режима это право формально декларировалось в Конституции. Предусматривалась и достаточно широкая система форм участия, которая работала, однако, на холостом ходу. Право, закрепленное в ст. 32 Конституции, адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти13.

     Рассматриваемое право осуществляется в различных  формах, как непосредственно, так и через представителей. Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

     Граждане  Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. Согласно Федеральному закону от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерацию», при поступлении на государственную службу (и при ее прохождении) не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

     Формой  привлечения граждан к решению  государственных дел является их участие в отправлении правосудия. Это право осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей. Конституционно закреплено право граждан обращаться лично а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Это право — важное средство проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав. Обращения граждан имеют значение и как канал укрепления связей государственного аппарата с населением, как источник информации, необходимой для решения текущих вопросов общественной жизни.

       Важным правом, связанным с участием  граждан в управлении делами  государства, является закрепляемое  за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединить свои усилия для осуществления тех или иных задач.

     Выражением  социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством является право  собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование14. Это право в последние годы широко используется гражданами Российской Федерации. Следует отметить, что многие формы участия граждан в управлении делами государства в настоящее время не используются в достаточной мере эффективно. С одной стороны, об этом свидетельствуют такие факторы, как низкая активность избирателей ил выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, слабый интерес к деятельности избранного ими представителя, депутата, незначительное участие в различного рода общественных формированиях. С другой стороны, препятствием реализации прав граждан на участие в управлении государственными делами являются высокий уровень бюрократизма в государственных органах, волокита, чрезмерная закрытость их деятельности, отсутствие достаточно действенной политики, направленной на развитие общественной активности граждан.  
2.3. Социально – экономические права и свободы.
 

     Особую  группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические  права и свободы. Это понятие  охватывает комплекс прав: экономических, социальных культурных. Они касаются таких важных сфер жизни человека как предпринимательская и иная экономическая деятельность; собственность; труд; отдых; здоровье; образование, и  призван обеспечить материальные, духовные и другие социально значимых потребности  личности.

     Социальная  роль государства закреплена в ст. 7 Конституции как одна из важных основ конституционного строя Российской Федерации.

     Инициируя экономическую и социальную активность каждого человека как естественную основу утверждающихся в стране рыночных отношений, Конституция закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности15.

     Важнейшее место в системе социально-экономических  прав и свобод занимает право частной собственности16. Его конституционное закрепление имело решающее значение в переходе страны на рельсы рыночной экономики. За гражданином признавалось лишь право личной собственности, объектом которой могли быть трудовые доходы и сбережения, жилой дом, подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего обихода и личного потребления и удобства. Имевшаяся в прежних Конституциях норма, согласно которой законом допускалось мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда, носила, по существу, чисто формальный характер и не получала практической реализации. Таким образом, собственность гражданина фактически была полностью выключена из сферы общественного производства. В условиях рыночной экономики претерпело изменение и содержание прав человека в сфере труда17. Однако это не означает устранения государства от обеспечения прав граждан в сфере труда. Его роль здесь многогранна. Государство:

     1) запрещает принудительный труд;

     2) закрепляет право на труд в  условиях, отвечающих требованиям  безопасности и гигиены, право  на вознаграждение за труд  без какой бы то ни было  дискриминации и не ниже установленного  федеральным законом минимального размера оплаты труда;

     3) утверждает право на защиту от безработицы;

     4) признает право на индивидуальные  и коллективные трудовые споры  с использованием установленных  федеральным законом способов  их разрешения, включая право  на забастовку.

     С трудовыми правами неразрывно связано  право на отдых18. В его обеспечении задействован широкий круг субъектов, призванных создавать для реализации этого права необходимые условия.

     Социальное  развитие общества в значительной его  первичной ячейки — семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства.

     Статья 38 Конституции определяет и взаимные права родителей к детей. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

     К числу социально-экономических прав и свобод относится и право  на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом19. Конституционно закрепляется право на жилище20. Оно включает :

     1) защиту жилища, в силу которой  никто не может быть произвольно  лишен жилища;

     2) поощрение органами государственной  власти и органами местного  самоуправления жилищного строительства  и создание условий для осуществления  права на жилище; бесплатное или  за доступную плату предоставление  жилища малоимущим, иным указанным  в законе гражданам нуждающимся  в нем, из государственных,  муниципальных и других жилищных фондов. Поощряется оперативное и индивидуальное жилищное строительство, развивается система ссуд на это, не облагаемых налогом. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь21 предполагает бесплатность последней в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств бюджета, страховых взносов и других поступлений.

     Каждый  имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением22.

     К числу социально-экономических прав и свобод относится право на образование23. Поэтому Конституция закрепила обязательность основного общего образования. Родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования24.

     В соответствии со ст. 44 Конституции каждому  гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

 

      Заключение 

  В экономических, социальных и культурных правах раскрывается важная грань социального правового государства. Оно не может и не должно раздавать всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, но обязано обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь. Однако для этого надо разумно ограничить свободу других. Если государство не сделает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми социальными противоречиями и, в конце концов, погибнет.

  Все права и свободы взаимосвязаны  и составляют единый правовой статус человека и гражданина. В то же время  защищенность этих прав по своей юридической  силе не может быть такой же, так  как в обществе с рыночной экономикой механизм распределения благ находиться не только в руках государства. Отсюда вытекает, что прямое действие этих прав объективно оказывается весьма относительным, ибо ни один суд не примет гражданский иск о реализации такого права только на основе его конституционного закрепления. Причина, на мой взгляд, достаточно ясна: отсутствует конкретный ответчик, так как данное право не порождает ни для каких лиц  каких - либо прямых обязанностей. Получается, что экономические, социальные и культурные права являются не столько юридическими нормами, сколько стандартом, к которому должно стремиться государство в своей политике. США, например, официально поддерживает позиции, согласно которой рассматриваемые права являются пожеланиями, а не обязанностью.

  Такой подход проявился при принятии в  ООН Международных пактов о правах человека. Если  положения Пакта  о гражданских правах подлежат применению немедленно и без оговорок, то Пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства "принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное осуществление признаваемых в Пакте прав". Следовательно, реализации прав ставиться в зависимость от материальных возможностей государства и к тому же обеспечивается постепенно.

  В своем развитии многие нормы конституционного права достигли действительно большого прогресса при формировании истинно демократического государства. Это не значит, что конституционный строй России "списан" с западных моделей, но, безусловно, он учитывает все лучшее, что накопила за столетия демократическая мысль. У России свой, неповторимый путь в истории, но этот путь, при всей его специфике, не должен вырывать наше Отечество из мирового сообщества.  
Источники и литература
 

Информация о работе Право человека