Правительство РФ, порядок формирования, полномочия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Для организации государственной власти в России исходными являются положения главы 1 раздела I Конститу¬ции "Основы конституционного строя". В частности, ими закрепляется демократический, федеративный правовой характер государства и его республиканская форма правления; положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Согласно ст. 10 Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы каждой из этих ветвей власти самостоятельны.

Содержание

1. Введение 03 стр.
2. Конституционный статус 04 стр.
3. Состав и формирование 07 стр.
4. Компетенция 10 стр.
5. Организация деятельности 14 стр.
6. Сроки полномочий и отставка 17 стр.
7. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Конституционное право курсовая(18 стр).docx

— 36.88 Кб (Скачать)

В области финансово-экономической деятельности Правительство РФ: разрабатывает единую финансовую, кредитную, денежную и налоговую политику и обеспечивает ее реализацию; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен; управляет государственным внутренним и внешним долгом; осуществляет установленные законом валютное регулирование и валютный контроль; разрабатывает программы экономического развития; обеспечивает свободу экономической деятельности и осуществляет в установленных пределах регулирование экономических процессов, осуществляет управление федеральной собственностью; вырабатывает и реализует структурную и инвестиционную политику государства; разрабатывает и проводит политику международного экономического сотрудничества; вырабатывает прогнозы экономического и социального развития страны и др.

В области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии Правительство РФ обеспечивает проведение в стране единой государственной политики. В этих целях оно разрабатывает разнообразные социальные программы и меры поддержки и развития культуры, науки и образования, охраны здоровья граждан, поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, молодежи, по развитию физической культуры, спорта, туризма, охране окружающей среды, гарантированию установленного законом уровня оплаты труда и социального обеспечения, защите наименее социально защищенных слоев населения, сокращению безработицы и др. и обеспечивает их выполнение или участвует в нем.

Эти и многие другие конкретные полномочия Правительства РФ, в развитие общего положения Конституции РФ (п. «в» ч. 1 ст.114), сформулированы в  целом ряде соответствующих федеральных  законов и указов Президента РФ. Так, в Законе РФ «Об образовании» (январь 1996 г.) на Правительство РФ возлагается: разграничение компетенции в  области образования между федеральными органами исполнительной власти; определение статуса руководителя государственного образовательного учреждения федерального подчинения; установление порядка определения объемов и структуры приема обучающихся в государственных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования на обучение за счет средств федерального бюджета и др.

В сфере обороны, безопасности и внешней политики Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности и реализации внешней политики РФ. Учитывая особую важность и значимость этих областей государственной деятельности, руководители соответствующих министерств и ведомств находятся в непосредственном подчинении Президенту РФ. Но и полномочия Правительства РФ в этих областях также немалые, что закрепляется в ряде федеральных законов. Так, Федеральный закон «Об обороне»* (май 1996 г.) устанавливает, что Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований. Оно вносит в Государственную Думу предложения по расходам на оборону, организует оснащение войск вооружением и военной техникой по их заказам; разрабатывает мобилизационные планы; контролирует выполнение оборонного заказа; организует систему военного образования, воинского учета и призыва на военную службу; осуществляет контроль за экспортом вооружений и др. В Федеральном законе «О безопасности»** (март 1992 г.) определяется, что Правительство РФ обеспечивает руководство органами безопасности, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности органами исполнительной власти РФ и ее субъектов. В Указе Президента РФ «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)» (апрель 1996 г.) Правительству РФ поручалось, в частности, разработать меры по реализации указанной стратегии как

* СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.


** ВВС РФ. 1992. № 15. Ст. 770. С изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 25 декабря  1992 г. (ВВС РФ. 1993. № 2. Ст. 77).

составной части национальной безопасности в целях обеспечения  такого развития экономики, при котором  «создались бы приемлемые условия для  жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз».

Поскольку руководство внешней  политикой является по Конституции РФ прерогативой Президента РФ, Правительство РФ, не имея полномочий по такому руководству, тем не менее играет немаловажную роль в реализации внешней политики. Оно обеспечивает представительство РФ в иностранных государствах и в международных организациях, принимает меры по выполнению международных договоров, заключает межправительственные соглашения, осуществляет руководство в области внешней торговли и других видов внешнеэкономической деятельности, международного научно-технического и культурного сотрудничества, решает вопросы материального обеспечения дипломатической деятельности.

В сфере обеспечения  законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного  порядка, борьбы с преступностью Правительство РФ осуществляет меры по разработке и реализации программы по обеспечению законности, безопасности, прав и свобод личности, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью; обеспечивает финансовую и материально-техническую базу деятельности судебных органов, органов прокуратуры, внутренних дел, юстиции и др. На Министерство юстиции, например, возложены организационно-правовое обеспечение судебной реформы, создание необходимых условий для функционирования судов общей юрисдикции и военных судов. В компетенцию Правительства РФ входит анализ состояния законности в стране и эффективности борьбы с преступностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Организация деятельности.

В организации и проведении деятельности Правительства РФ центральная и ведущая роль, несомненно, принадлежит его Председателю, который, согласно ст. 113 Конституции РФ, определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ. В определении и реализации основных направлений деятельности Правительства его Председатель руководствуется прежде всего ст. 114 Конституции РФ, в которой определяется компетенция Правительства РФ в целом и которая уже была рассмотрена выше, а также Федеральным законом «О Правительстве Российской Федерации» (1997 г.).

Особо важная и решающая роль Председателя Правительства РФ выражается здесь в том, что он: разрабатывает и представляет Президенту РФ предложения по структуре и составу Правительства, назначению на должность членов Правительства и освобождении их от должности; распределяет обязанности между первыми заместителями, заместителями Председателя Правительства; проводит заседания Правительства и подписывает его акты; утверждает регламент работы Правительства; представляет Правительство внутри страны и в международных отношениях; систематически информирует Президента РФ о работе Правительства; назначает исполняющего обязанности Председателя Правительства на время своего отсутствия; исполняет обязанности Президента РФ во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности. Кроме того, именно Председатель Правительства представляет Президенту РФ разработанные Правительством законопроекты и проекты указов Президента РФ, вносит в Государственную Думу проекты законов в порядке законодательной инициативы, проекты федерального бюджета и отчеты об их исполнении и др. документы.

Заседания Правительства  РФ проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Для  признания его правомочным на заседании должны присутствовать не менее двух третей членов Правительства. Решения принимаются большинством голосов списочного состава членов Правительства. При отсутствии Председателя Правительства заседания проводит его первый заместитель. В заседаниях Правительства могут участвовать представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, Центрального банка. Заседания носят открытый характер, хотя отдельные вопросы могут рассматриваться на закрытых заседаниях.

На заседаниях Правительства  РФ обсуждаются и решаются наиболее важные вопросы государственного управления, хозяйственного и социально-культурного развития страны. Исключительно на заседаниях Правительства рассматриваются: вопросы подготовки и исполнения федерального бюджета, а также формирования и расходования государственных внебюджетных фондов; проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон; номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен; объемы выпуска государственных ценных бумаг; решения о внесении Правительством законопроектов в Государственную Думу; проекты программ приватизации государственной собственности; некоторые вопросы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки за счет средств федерального бюджета; решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ. Только на заседаниях Правительства: образуется его Президиум; утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти; устанавливаются порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов; утверждается Регламент Правительства РФ; утверждается Положение об Аппарате Правительства РФ.

Для решения оперативных  вопросов Правительство РФ может  создавать свой Президиум, решения которого могут оформляться как распоряжения Правительства. Подготовительную работу к заседаниям, а также контроль за исполнением решений Правительства осуществляет Аппарат Правительства во главе с его руководителем в ранге министра, назначаемым Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ. В случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ они могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115). В этом проявляется подзаконный характер актов Правительства РФ. Наиболее значительные из них принимаются в форме постановлений, а в форме распоряжений — акты по оперативным и другим текущим вопросам. Нормативные акты, как правило, оформляются в форме постановлений. Постановления и распоряжения подписываются Председателем Правительства РФ, а распоряжения могут подписываться и его первым заместителем. Нормативные правовые акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в газете «Российские вести» в течение 10 дней после их регистрации и в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Сроки полномочий и отставка.

Конституция РФ не устанавливает  прямо срока полномочий Правительства  РФ. Тем не менее из нее ясно вытекает, что парламентские выборы не влекут за собой смену Правительства, Президент РФ имеет возможность в любой момент по своему усмотрению отправить в отставку Правительство, а перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия (ст.116). Вместе с тем прекращение полномочий Правительства РФ Президентом РФ может быть связано с позицией самого Правительства или с позицией Государственной Думы. Статья 117 определяет, что отставка Правительства может иметь место, когда: 1) Правительство РФ само подает в отставку, а Президент РФ принимает ее (хотя может и отклонить); 2) Президент РФ по собственной инициативе принимает решение об отставке Правительства РФ; 3) Государственная Дума выражает недоверие Правительству РФ, а Президент РФ объявляет о его отставке (хотя имеет возможность не согласиться с решением Государственной Думы); 4) Государственная Дума в ответ на постановку Председателем Правительства РФ вопроса о доверии Правительству РФ отказывает в доверии, а Президент РФ в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства (хотя может и распустить Государственную Думу). Если Государственная Дума повторно в течение трех месяцев выражает недоверие Правительству, Президент РФ также оказывается перед дилеммой: либо объявить об отставке Правительства РФ, либо распустить Государственную Думу.

Обеспечивая непрерывность  работы исполнительной власти, Правительство РФ, ушедшее в отставку или сложившее свои полномочия перед вновь избранным президентом, по поручению Президента РФ продолжает исполнять свои обязанности до сформирования нового правительства. Следует также заметить, что отставка Правительства может быть как коллективной, так и индивидуальной, т.е. отставкой отдельных членов Правительства, которых освобождает от должности Президент РФ.

 

 

 

 

 

  1. Список литературы

Конституционное право России: Учебник / Габричидзе Б.Н. и др.- М.: Дашков и К, 2007.

Конституционное  (государственное  право) России: Учебник / Смоленский М.Б.- М.: Дашков и К, 2007.

Конституция Российской Федерации (

Конституционное право России  Учебник / под редакцией Лазарева/

Конституционное право Российской Федерации  Учебник / под редакцией  Баглай М.В./

Федеральный конституционный  закон «О Правительстве РФ» (1997)

Указ Президента РФ «О структуре  Федеральных органов исполнительной власти» от 17.08.1999г.

 




Информация о работе Правительство РФ, порядок формирования, полномочия